Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Камакиной Т.Н.- заместителя руководителя - начальника отдела финансовых рынков и рекламы Астраханского УФАС России (далее также - Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителей государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" Лукьяница А.В. (доверенность от 17.02.2021 N26-ЮК), Дибаева М.М. (доверенность от 22.01.2021 N8-ЮК), Веселова Н.О. (доверенность от 22.01.2021 N7-ЮК) и в отсутствие представителя заявителя ООО "Фокус", рассмотрев жалобу ООО "Фокус" на действия государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-216 Астрахань-Элиста-Ставрополь на участке км 30+000 - км 42+000 в Астраханской области (реестровый N0318100043421000022), на основании статей 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе; Закон 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 11.05.2021 поступила жалоба ООО "Фокус" (далее - Заявитель; Общество) на действия государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-216 Астрахань-Элиста-Ставрополь на участке км 30+000 - км 42+000 в Астраханской области (реестровый N0318100043421000022) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация на право заключить контракт на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-216 Астрахань-Элиста-Ставрополь на участке км 30+000 - км 42+000 в Астраханской области (реестровый N0318100043421000022) (далее - аукционная документация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
Комиссией ранее, 17.05.2021, была рассмотрена жалоба ООО "Алеф" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона, а также проведена внеплановая проверка и принято соответствующее решение N030/06/64-636/2021, в котором указано следующее:
"Заказчик разместил 30.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона и документацию об этом аукционе.
Заявитель указывает, что Заказчиком нарушены сроки окончания подачи заявок с учетом Указа Президента РФ "N242 "Об установлении на территории РФ нерабочих дней в мае 2021 года".
Комиссия считает данный довод необоснованным по следующим основаниям.
Закон о контрактной системе не регулирует правила исчисления сроков для целей Закона N44-ФЗ, с учетом статьи 2 Закона N 44-ФЗ следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства Российской Федерации. По общему правилу вопросы исчисления сроков регулируются главой 11 ГК РФ, из анализа которой следует, что во всех случаях, когда закон не содержит специального указания, сроки должны исчисляться в календарных днях.
Согласно статьям 191, 193 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Пунктом 2 части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей.
Указанная норма права не содержит оговорки об обязательном использовании в качестве даты окончания срока подачи заявки на участие в электронном аукционе рабочего дня.
Комиссией установлено, что извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком с соблюдением требований пункта 2 части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе (не менее чем за 7 дней до окончания срока подачи заявок).
Заявителем не представлены доказательства того, что указанный срок подачи заявок не обеспечивал разумный и достаточный период для подачи заявки.
Доступ к электронной площадке обеспечивается в любое удобное для участников время. Действия по подаче заявки происходят в электронном виде и не зависят от работы иных лиц, Зарегистрироваться на площадке можно в выходной день. Заявку на участие в аукционе можно подать и в выходные (праздничные) дни.
При этом, Законом о контрактной системе обязанность заказчика изменить установленные им сроки в зависимости от того, приходится ли их окончание на нерабочий, праздничный день не предусмотрена.
При таких обстоятельствах, определив дату окончания подачи заявок 11.05.2021 в 00 час. 00 мин., Заказчик не нарушил требования действующего законодательства в сфере закупок.
Комиссия считает, что участники электронного аукциона имели возможность подать заявку на участие в нем в любое время, в том числе и в выходные дни, поскольку не связаны с работой лиц, оказывающих услуги по доставке корреспонденции, в любое время, в том числе выходные дни, участник закупки имел доступ к электронной площадке. Срок окончания подачи заявок является публичным и должен обеспечивать разумный и достаточный период времени для подачи заявки на участие в нем потенциальным участникам аукциона.
На основании вышеизложенного, Комиссия считает, что окончание срока подачи заявок установленный в извещении о проведении электронного аукциона, не может расцениваться как допущенное Заказчиком нарушение Закона о контрактной системе, поскольку установленный в календарных днях срок соответствует требованиям законодательства, регламентирующим проведение аукциона, у потенциальных участников имелся разумный и достаточный срок для подготовки и подачи заявок.
Данная позиция подтверждается Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.04.2013 года N2823/11, Постановлением Семнадцатого Арбитражного апелляционного суда N17АП-19204/2017-АК от 02.02.2018 года, Постановлением Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 23.01.2017 по делу NА58-4894/2016, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.08.2019 года NФ07-6731/2019 по делу NА44-9511/2018, Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.11.2019 NА06-5626/2019.
Кроме того, согласно письму Министерства финансов РФ от 27.04.2021 N24-01-07/32282 в отношении закупок, срок подачи заявок на участие в которых исчисляется в Законе N44-ФЗ исключительно рабочими днями, и если истечение такого срока, предусмотренного извещением об осуществлении закупки, приходится на (или включает) определенные в соответствии с Указом N242 нерабочие дни, - заказчикам необходимо обеспечить установленный Законом о контрактной системе минимальный срок подачи заявок на участие в таких закупках, в связи с чем заказчикам рекомендуется внести в соответствии с Законом о контрактной системе изменения в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке в части продления срока подачи заявок с учетом нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N242.
Даты проведения электронных аукционов, при которых в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе включена проектная документация, вышеизложенному в пункте 1.2 настоящего письма переносу не подлежат, поскольку в силу части 3 статьи 68 Закона о контрактной системе такие аукционы проводятся через 4 часа после окончания срока подачи заявок на участие в указанном электронном аукционе вне зависимости от отнесения дня к рабочему либо нерабочему дню.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что указанное письмо Министерства финансов РФ носит рекомендательный характер, Комиссия считает, что в действиях Заказчика отсутствует нарушение пункта 2 части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется".
Довод Заявителя о том, что Заказчик устанавливает требование о членстве СРО не в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Комиссия считает необоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 ст. 64 Закона N44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Документом, подтверждающим членство в саморегулирующей организации, является выписка из реестра членов саморегулируемых организаций, форма которой установлена приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Заказчик в пункте 12 раздела "Информационная карта" аукционной документации установлены следующие требования к участникам закупки: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющимися объектом закупки, т.е.:
В соответствии со ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением лиц, перечисленных в ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
При этом, в соответствии с положениями аукционной документации, установлено требование о предоставлении участником закупки выписки из реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ, по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N86.
Кроме того, Заявитель явку своего представителя на рассмотрение жалобы не обеспечил и доказательств, опровергающих указанный довод, не представил, в то время как частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе именно на подателя жалобы возлагается такая обязанность.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел подтверждения материалами дела.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фокус" на действия государственного заказчика ФКУ Упрдор "Каспий" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на капитальный ремонт автомобильной дороги Р-216 Астрахань-Элиста-Ставрополь на участке км 30+000 - км 42+000 в Астраханской области (реестровый N0318100043421000022) не обоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Т.Н.Камакина
Члены комиссии Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 17 мая 2021 г. N 030/06/64-637/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2021