Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан поступила жалоба (вх. N 7835 от 12.05.2021) ИП Замесин П.С.
(далее - Заявитель) на действия Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения "Центр развития ребенка - детский сад "Сказка" городского округа город Сибай Республики Башкортостан (далее - Заказчик) при осуществлении конкурса с ограниченным участием в электронной форме
N 0301300503721000001 "Оказание услуг по организации питания детей дошкольного возраста в муниципальных дошкольных образовательных бюджетных учреждениях городского округа город Сибай Республики Башкортостан" (далее - Закупка).
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушен Федеральный закон N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
1. Согласно доводам Заявителя, требования, установленные в документации, ограничивают количество участников Закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе указано, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Заказчик при описании объекта закупки в документации о закупке должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны, таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документации Закупки, противоречат требованиям Закона о контрактной системе, т.к. Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном. В связи с указанным - довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
2. Заявитель в жалобе указывает, что даты, указанные в документации, не соответствуют датам, указанным в извещении.
Согласно ч. 6 ст. 56.1 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с ч. 5 ст. 56.1 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
Комиссией установлено, что в Единой информационной системе размещен документ - лист утверждения дат документации о конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, где указано:
1. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме "12" мая 2021 г. 10 час. 00 мин. (время местное).
2. Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме в соответствии с частью 1 статьи 54.5 Федерального закона N 44-ФЗ "12" мая 2021 г. с 10 час. 00 мин. (время местное).
3. Дата подачи участниками конкурса с ограниченным участием в электронной форме окончательных предложений о цене контракта "14" мая 2021 г.
4. Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, в соответствии с частью 2 статьи 54.7 Федерального закона N 44-ФЗ "14" мая 2021 г. с 14 час.00 мин. (время местное).
5. Даты начала и окончания срока предоставления участникам конкурса с ограниченным участием в электронной форме разъяснений положений документации о конкурсе с ограниченным участием в электронной форме, в соответствии с частью 8 статьи 54.3 Федерального закона N 44-ФЗ:
дата начала - "16" апреля 2021 г.
дата окончания - "07" мая 2021 г. 23 час. 59 мин (время местное).
Однако в "Изменении извещения о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме" (https://zakupki.gov.ru) указано следующее:
Дата и время начала подачи заявок |
Значение соответствует фактической дате и времени размещения извещения по местному времени организации, осуществляющей размещение |
Дата и время окончания подачи заявок |
19.05.2021 10:00 |
Место подачи заявок |
АО "ЕЭТП" |
Порядок подачи заявок |
в соответствии с закупочной документацией |
Дата и время рассмотрения и оценки первых частей заявок |
19.05.2021 10:00 |
Дата подачи окончательных предложений |
21.05.2021 |
Дата и время рассмотрения и оценки вторых частей заявок |
21.05.2021 14:00 |
Дополнительная информация |
Информация отсутствует |
Следовательно, в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 56.1 Закона о контрактной системе, так как даты, указанные в документации, не соответствуют датам, указанным в извещении.
Довод признается обоснованным.
3. Заявитель в жалобе указывает, что п. 3.1.10, 3.1.12 и 3.3.31 проекта Контракта установлены не в соответствии с Законом о контрактной системе.
Комиссией установлено, что в проекте Контракта указано следующее:
3.1.10. Предоставить Исполнителю необходимое для оказания Услуг помещение пищеблока по договору аренды, в соответствии с пп.2 п.3.2 ст.17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N135-ФЗ "О защите конкуренции" (при необходимости с имеющимся исправным технологическим и холодильным оборудованием, коммуникациями, холодным и горячим водоснабжением, силовой электроэнергией, освещением).
3.1.12. Ежемесячно выставлять счета Исполнителю за потребленную воду, тепло- и электроэнергию на основании показаний приборов учета воды, электроэнергии в пищеблоке, а также затрат на дератизацию, дезинсекцию и вывоз мусора в соответствии с фактическими расходами в отношении пищеблока, производить сверку взаиморасчетов.
3.3.31. Заключить с Заказчиком договор аренды недвижимого и движимого имущества, используемого для организации питания воспитанников, принадлежащего Заказчику, с начала действия настоящего Контракта. Принять движимое и недвижимое имущество по акту приема-передачи. Обеспечивать сохранность оборудования, инвентаря, мебели и т.д., находящихся в столовой, правильно их эксплуатировать и содержать в исправном состоянии.
Заявитель не представил достаточных доказательств, что требования, указанные в документации нарушают нормы действующего Законодательства Российской Федерации.
Таким образом, изучив представленные материалы, а также пояснения сторон, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что требования, установленные в документации, противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод не нашел своего подтверждения.
Довод признается необоснованным.
4. Заявитель в жалобе указывает, что 04.05.2021 был направлен запрос разъяснений требований извещения и конкурсной документации, однако Заказчик разъяснения не разместил.
В соответствии с ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
Согласно ч. 7 ст. 54.3 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить оператору электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки, на которой планируется проведение такого открытого конкурса в электронной форме, запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. При этом участник открытого конкурса в электронной форме вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в отношении одного открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику без указания сведений об участнике закупки, направившем данный запрос.
В соответствии с ч. 8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе в течение двух рабочих дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 7 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений конкурсной документации с указанием предмета запроса при условии, что указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме.
Комиссией установлено, что запрос на разъяснение положений документации был направлен в нерабочие дни, которые были установлены Указом Президента РФ от 23.04.2021 года N242 "Об установлении не территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года". Организатором торгов были опубликованы разъяснения на поступивший запрос на второй рабочий день - 12.05.2021.
Однако указанные разъяснения не содержат указание предмета запроса, тем самым в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Довод признается обоснованным.
5. Заявитель в жалобе указывает, что нестоимостные критерии оценки установлены не в соответствии с действующим Законодательством Российской Федерации.
В документации Заказчика указано: Нестоимостной критерий оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов и материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Показатели критерия: 1) Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг. В целях оценки квалификации трудовых ресурсов принимаются заверенные Участником копии заключенных трудовых договоров, копии трудовых книжек, копии документов о профессиональном образовании и иных документов, подтверждающих наличие у Участника соответствия установленным настоящими показателями критерия требованиям. В случае установления недостоверности сведений в таких документах, баллы по данному критерию не присваиваются.
Согласно ч.6 ст. 56.1 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.
В силу п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 ст. 32 Закона о контрактной системе определено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно п. 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Положениями п. 4 Правил предусмотрено, что для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу п.п.10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 (1) и 27 (4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема; в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; д) деловая репутация участника закупки.
Комиссией установлено, что данные показатели направлены на выявление наилучшего участника с большим опытом работы, неоднократно успешно проходившего внешний контроль качества работы аудиторской организации, а не на ограничение участников.
Установление указанных критериев не влечет за собой создание преимущества для определенных участников, а лишь способствует выявлению тех их них, которые в полной мере удовлетворяют требованиям Заказчика.
Согласно письму Минфина России от 13.08.2020 N 24-02-08/70973 "заказчик самостоятельно устанавливает в документации о закупке критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами. При этом в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Заявитель, документы, доказательства обоснованности доводов не представил.
Вышеуказанный довод признается необоснованными.
С учетом изложенного, жалоба ИП Замесина П.С. признается частично-обоснованной.
Выявленные нарушения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия, руководствуясь ст. 99 и ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Замесина П.С. частично-обоснованной.
2. В действиях Заказчика установлено нарушение ч. 6 ст. 56.1 и ч. 8 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Конкурсной комиссии, Заказчику выдать предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать дело должностному лицу для принятия мер административного реагирования.
Решение может быть обжаловано в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 18 мая 2021 г. N ТО002/06/105-916/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2021