Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
Председатель Комиссии:
М.А. Благодарев,
Члены Комиссии:
С.А. Иванкова,
В.Н. Гижко,
По итогам проведения внеплановой проверки электронного аукциона N0358300089321000001 "Техническое оснащение виртуального концертного зала в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Детская музыкальная школа" города Новошахтинска"", с использованием видео-конференц связи (ВКС), без участия представителя Заказчика, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
Ростовским УФАС России в порядке п.п. "б" п.1 ч.3 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и Поручения ФАС России от 13.06.2019 г. N МЕ/49839-М/19 проводилась внеплановая проверка соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении электронного аукциона N0358300089321000001 "Техническое оснащение виртуального концертного зала в муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Детская музыкальная школа" города Новошахтинска"" (далее - аукцион, закупка).
Ростовским УФАС России возбуждено дело N061/06/99-897/2021, что подтверждено уведомлением о проведении внеплановой проверки и назначении времени и места ее проведения.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, проведена внеплановая проверка Аукциона, в ходе которой установлено следующее.
Извещение и Документация размещены Заказчиком в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 05.02.2021 14:37 МСК.
05.02.2021 17:21 МСК в Извещение внесены изменения согласно которым: начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 2 500 000,00 рублей.
Закупка осуществлялась в рамках реализации национального проекта "Культура".
Контракт N0358300089321000001 по итогам названной закупки заключен 01.03.2021 с ООО "МУЛЬТИМЕДИА ВИДЕОСИСТЕМЫ" на сумму 2 287 500,00 рублей.
Частью 3 ст.14 Закона установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию.
В соответствии со ст.14 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236).
Согласно разделом N5 "Описание объекта закупки" к документации об аукционе, Заказчиком производится закупка оборудования с программным обеспечением, в том числе требование к наличие лицензионного ПО.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств-членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения за исключением ряда случаев, указанных в пп.а-б п.1 приведенного нормативного правового акта.
Комиссия обращает внимание, что вне зависимости от объекта закупки, если закупаемый товар содержит в своем составе программное обеспечение, у Заказчика возникает обязанность установить запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Данное требование обусловлено государственной политикой, направленной на обеспечение информационной безопасности при функционировании государственных органов.
Аналогичная позиция изложена Арбитражным судом Северо-Кавказского округа в постановлении от 26.11.2020 по делу NА63-23413/2019 : "Также суды указали, что системный блок и операционная система относятся к разным кодам по ОКПД2, в связи с чем операционная система может выступать самостоятельным объектом закупки и, соответственно, не является конкретным показателем (технической характеристикой) такого товара как "Системный блок" в понятии, определенном подпунктом "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона N 44-ФЗ. При этом само по себе указание в описании объекта закупки "Системный блок" операционной системы в качестве требования к нему об обратном не свидетельствует."
О необходимости установления запрета на доступ иностранного программного обеспечения также указывается в Решении ФАС России от 24.10.2019 по делу N19/44/105/2822, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2017 по делу NА65-25932/2016, Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2020 N 09АП-46192/2020 по делу NА40-1776/2020, Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2020 по делу NА05-13928/2019.
Вместе с тем, ни извещение о проведении закупки, ни аукционная документация не содержат указание на то, что в отношении электронной процедуры применяются положения Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N1236. Заказчиком также не размещено обоснования невозможности соблюдения запрета.
Изложенное в совокупности позволяет заключить о нарушении Заказчиком ч.3 ст.14 Закона.
Через Инструкцию требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, Заказчиком поставлены в прямую зависимость от формы их изложения.
Так, например, в Инструкции Заказчик установил противоречивые требования к описанию в заявке показателей товаров, сопровождающихся определенными знаками, словами, символами: "Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование. В случае установления в "Техническом задании" (описании объекта закупки) к Наименованию и описанию объекта закупки соответствующих значений, для которых указаны минимальные и максимальные значения показателей, с использованием слов/словосочетаний "более _ менее_", "не менее _ менее_", "более _ не более_", "не менее _ не более_", "не менее _ до", "не ниже _ не выше_", "выше _ не выше_", "выше _ ниже_", "не ниже _ ниже_", "менее_ более_", " менее... и более", "не более_ более_", "менее_ не менее_", "не более_ не менее_", "ниже_ выше_", "не выше_ выше_", "ниже_ не ниже_", "не выше_ не ниже_", "более _ и менее_", "не менее _ и менее_", "более _ и не более_", "не менее _ и не более_", "не ниже _ и не выше_", "выше _ и не выше_", "выше _ и ниже_", "не ниже _ и ниже_", "не менее_ и более_", "не более_ и более_", "менее_ и не менее_", "не более_ и не менее_", "ниже_ и выше_", "не выше_ и выше_", "ниже_ и не ниже_", "не выше_ и не ниже_", "не уже_ не шире_", "шире _. не шире_", "не уже_ уже_.", "шире_ уже_" участник закупки должен указать конкретное значение показателя, соответствующее установленным Заказчиком требованиям без использования указанных слов/словосочетаний.
Сведения о конкретных показателях товаров не должны содержать таких слов/словосочетаний, как: "минимальный (-ая,-ое)", "максимальный (-ая,-ое)", "не более"/"более", "не менее"/"менее", "не выше"/"выше", "не ниже"/"ниже", "не уже"/"уже", "не шире"/"шире", "или", "\", "не допускается"/"допускается", "должен(-на, -ны, -но)"/"не должен(-на, -ны, -но) ", "должен(-на, -ны) быть", "обязательно(-ны)", "необходим (-мо, -мы), "может"/"не может", "желаемый", "предпочтительно", "аналог", "аналогичного типа", "типа", "или эквивалент" (и их производные). Употребление данных в слов в первой части заявки будет расцениваться как указание неконкретных характеристик товара, что служит поводом для отклонения данной заявки.
Используемые символы и сокращения означают: "<" - менее (при использовании заказчиком данного символа участник закупки должен указать конкретные значения показателей, меньшие значений, установленных настоящей документацией); ">" - более (при использовании заказчиком данного символа участник закупки должен указать конкретные значения показателей, превышающие значения, установленные настоящей документацией); "не более", "*" и "max", ("максимум") - менее или равное; "не менее", "*" и "min", ("минимум") - более или равное, за исключением случаев, если самим изготовителем товара не определяются конкретные значения в сопроводительной документации на товар, что должно быть уточнено при подаче заявки участником.
Слова "не менее", "не ранее", "не должен(-на) быть менее", "минимум" (с учетом всех форм слов) означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему.
Слова "не более", "не должен(-на) быть более", "не должен(-на, -но, -ны) превышать", "максимум" (с учетом всех форм слов) означают, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему.
Если устанавливается диапазон значений, верхний и нижний предел которого разделен знаком "-" (тире) и сопровождаемый словом "не шире" участник закупки обязан указать диапазонный показатель точно такой же либо попадающий в обозначенный диапазон, но без сопровождения слов "не шире". При этом в указанном случае в заявке должны быть предоставлены как верхний, так и нижний предел диапазона разделенные знаком "-" (тире).
Если устанавливается диапазон значений, верхний и нижний предел которого разделен знаком "-" (тире) и сопровождаемый словами "не уже" участник закупки обязан указать диапазонный показатель с точно таким же значением либо с большим значением, "поглощающим" заданный диапазон, но без сопровождения слова "не уже". При этом в указанном случае в заявке должны быть предоставлены как верхний, так и нижний предел диапазона разделенные знаком "-" (тире).
Слово "менее", "уже" означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения.
Слово "более", "шире", "выше" означает, что участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения.
В случае если требуемое значение товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", "от...до_" означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, "от" более указанного значения или равный ему, а "до" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения.
В случае, если значения или диапазоны требуемых значений указаны с использованием союза "и", участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данный союз.
В случае, если значения или диапазоны требуемых значений указаны с использованием союза "или", участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный союз.
В случае, если значения или диапазоны требуемых значений указаны с использованием символа "точка с запятой", "\", участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ.
В случае, если значения или диапазоны требуемых значений указаны с использованием символа "запятая", "/", участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данный символ.
Символ "многоточие" означает, что участнику закупки необходимо предоставить конкретный показатель из данного диапазона.
Символ "тире" с указанием значений диапазона следует читать как необходимость указания диапазона значений.
Фразы в круглых и квадратных скобках уточняют параметр или значение.
Показатели, взятые в парные кавычки или выделенные курсивом, при заполнении заявки участник закупки рассматривает как показатели, которые не могут изменяться, и дополнительно их не уточняет.
В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, участник не вправе указать крайнее значение требуемого параметра".
Из указанных положений Инструкции невозможно однозначно определить, что желает получить Заказчик. Требуя от участника недвусмысленных сведений, Заказчик сам создает двусмысленность, искажая законные терминологию и понятия.
Приведенные выше положения Инструкции усложняют процесс подготовки заявки, поскольку устанавливают различные требования к изложению в заявке конкретных показателей числовых значений. Из указанных требований невозможно понять, какие именно значения будут соответствовать потребностям Заказчика.
Фактически, Инструкция используется Заказчиком для создания дополнительных сложностей участникам, поскольку требует от них разгадать потребность Заказчика в том или ином значении показателей.
Таким образом, Инструкция, сформированная Заказчиком, носит противоречивый и запутанный характер и, в совокупности с объемным описанием объекта закупки, не позволяет участникам определить, какие именно положения подлежат применению в том или ином случае при описании товара.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.04.2017 по делу N А53-19097/2016, включение инструкции по заполнению заявок в состав документации об аукционе должно осуществляться с целью создания дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается, посредством составления инструкции по заполнению заявок и применения ее при разработке требований к материалам, создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участникам закупок. При этом, оценка содержания инструкции по заполнению заявок осуществляется совместно с оценкой содержания требований к товарам, в отношении которых участники закупки должны дать свое предложение в первой части заявки.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2019 по делу N А32-47801/2018, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.03.2019 по делу N А53-24106/2018.
На основании изложенного Заказчик признан нарушившим ч.1 ст.64 Закона.
Комиссия Ростовского УФАС России в соответствии с п.3.35 Регламента не выдает предписание об устранении указанного нарушения Закона, так как Заказчик, к моменту рассмотрения настоящего дела заключил контракт N0358300354321000001 от 10.03.2021.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим ч.3 ст.14, ч.1 ст.64 Закона.
2. Предписание не выдавать, поскольку по итогам электронного аукциона заключен контракт от 01.03.2021 NN0358300089321000001.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Благодарев
Члены Комиссии С.А. Иванкова
В.Н. Гижко
исп. Гижко В.Н.
тел.: (863) 240-86-88.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 25 мая 2021 г. N 061/06/99-897/2021 (ключевые темы: участники закупок - антимонопольный орган - иностранные государства - электронный аукцион - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021