Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- <_> - руководителя Управления, председателя Комиссии Управления,
- <_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии Управления,
- <_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
при участии:
со стороны государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения РФ (г. Пенза): <_> - представителя по доверенности от 11.01.2021 N1450;
в отсутствии подателя жалобы - общества с ограниченной ответственностью "Медико-Производственная Компания "Елец" (представитель не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО МПК "Елец" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Поставка шприцев общего назначения" (извещение N 0355100002721000115 от 06.05.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого заказчиком - ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Пенза), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
13 мая 2021 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области (далее - Пензенское УФАС России) поступила жалоба ООО МПК "Елец" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Поставка шприцев общего назначения" (извещение N 0355100002721000115 от 06.05.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого заказчиком - ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Пенза).
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 19.05.2021 в 11 часов 00 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению Заявителя, описание объекта закупки согласно пунктам 6, 7, 8 Технического задания противоречит требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, так как исключает поставку товара по указанным позициям российского производства, а, следовательно, отсутствует возможность применения национального режима, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 102).
Представитель государственного заказчика с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу от 18.05.2021 N 774, просил в удовлетворении заявленных в жалобе требований отказать.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
06.05.2021 государственным заказчиком на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0355100002721000115 и документация об электронном аукционе "Поставка шприцев общего назначения".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 6 190 800,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 14.05.2021 08:00 (МСК).
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 17.05.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 18.05.2021 в 09:58.
Идентификационный код закупки: 211583507566158350100100100450000244.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию - наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Правила описания объекта закупки установлены статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации об аукционе объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Раздел 3 документации об электронном аукционе содержит описание объекта закупки, в том числе:
6 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110-00004565 |
Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов из медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); игла не прилагается. Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально для перорального введения лекарственных средств. На дистальном конце цилиндра расположен штыревой коннектор (как правило, типа Луер-лок/Луер-слип) для подсоединения иглы для подкожных инъекций или набора для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать антиадгезионными свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования. Градуированный объем шприца: 50 кубический сантиметр;^миллилитр. Игла в комплекте: нет. Коннектор: Луер Лок. 1) Шприц трехкомпонентный имеет накладку поршня с двумя уплотнительными кольцами для обеспечения легкости скольжения и точной, плавной инфузии, что предупреждает заклинивание шприца в приводе инфузионного насоса; 2) Имеет четкую, контрастную, расширенную градуировку до 60 мл через каждый 1 мл, для обеспечения точного определения остаточного объема наполнения шприца;3) Резистентность к давлению не ниже 2 бар требуется для использования со шприцевыми насосами, так как расходные материалы должны выдерживать нагнетаемое давление; 4) Шприц должен быть совместим со шприцевыми инфузионными насосами марки Перфузор Спейс, имеющимися у Заказчика. |
шт |
33 000 |
7 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110-00004564 |
Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использовании. Градуированный объем шприца: 50 кубический сантиметр;^миллилитр. Игла в комплекте: Одна и более. Коннектор: Луер Лок. 1) Шприц трехкомпонентный имеет накладку поршня с двумя уплотнительными кольцами для обеспечения легкости скольжения и точной, плавной инфузии, что предупреждает заклинивание шприца в приводе инфузионного насоса;2) Предустановленная игла диаметром G14, длиной 30 мм для быстрой аспирации лекарственных препаратов в шприц; 3) Имеет четкую, контрастную, расширенную градуировку до 60 мл через каждый 1 мл, для обеспечения точного определения остаточного объема наполнения шприца;4) Резистентность к давлению не ниже 2 бар требуется для использования со шприцевыми насосами, так как расходные материалы должны выдерживать нагнетаемое давление; 5) Шприц должен быть совместим со шприцевыми инфузионными насосами марки Перфузор Спейс, имеющимися у Заказчика. |
шт |
500 |
8 |
Шприц общего назначения |
32.50.13.110-00004564 |
Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования. Градуированный объем шприца: 50 кубический сантиметр;^миллилитр. Игла в комплекте: Одна и более. Коннектор: Луер Лок. 1) Шприц трехкомпонентный имеет накладку поршня с двумя уплотнительными кольцами для обеспечения легкости скольжения и точной, плавной инфузии, что предупреждает заклинивание шприца в приводе инфузионного насоса;2) Цилиндр шприца должен быть выполнен из светозащитного материала для возможности введения светочувствительных препаратов; 3) Предустановленная игла диаметром G14, длиной 30 мм для быстрой аспирации лекарственных препаратов в шприц; 4) Имеет четкую, контрастную, расширенную градуировку до 60 мл через каждый 1 мл, для обеспечения точного определения остаточного объема наполнения шприца;5) Резистентность к давлению не ниже 2 бар требуется для использования со шприцевыми насосами, так как расходные материалы должны выдерживать нагнетаемое давление; 6) Шприц должен быть совместим со шприцевыми инфузионными насосами марки Перфузор Спейс, имеющимися у Заказчика. |
шт |
1 000 |
Из жалобы Заявителя следует, что требование, установленное в пунктах 6, 7, 8 раздела 3 документации об электронном аукционе, а именно "Шприц должен быть совместим со шприцевыми инфузионными насосами марки Перфузор Спейс, имеющимися у Заказчика", исключает возможность участия в аукционе с предложением товара отечественных производителей, так как руководство по эксплуатации шприцевого насоса Перфузор Компакт С устанавливает обязательные требования в части обеспечения безопасности пациента. Подраздел "Другие детали" предписывает использовать только такие комбинации оборудования, принадлежностей и расходных материалов, которые рекомендованы как совместимые. Использование нерекомендуемых или неодобренных расходных материалов может влиять на технические характеристики и не может гарантировать обеспечение безопасности пациентов. В частности, все рекомендованные шприцы прошли испытания в заводских условиях и внесены в память шприцевого насоса. Установлен перечень совместимых с данным оборудованием шприцев (далее - Перечень), среди которых исключительно шприцы зарубежных производителей - B. Braun, Becton-Dickinson, Sherwood EU, Terumo.
Также установленное в аукционной документации ограничение согласно Постановлению Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 не может быть реализовано, так как из установленного Перечня совместимых с данным насосом значатся шприцы исключительно зарубежных производителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил следующее.
По позициям 6, 7, 8 Технического задания было установлено дополнительное требование "Шприц должен быть совместим со шприцевыми инфузионными насосами марки Перфузор Спейс, имеющимся у заказчика". Данное требование обусловлено наличием у Заказчика 22 инфузионных станций "Спейс" и необходимостью проведения инфузионной терапии и процедур парентерального введения лекарственных средств.
Также согласно главе 7 руководства по эксплуатации Перфузоров Спэйс указан перечень совместимых шприцев, который состоит из 11 видов шприцев, производящихся 9 производителями в 6 странах: Германия, Швейцария, США, Япония, Польша, Южная Корея.
Все представленные в техническом задании характеристики являются значимыми для лечебного учреждения при проведении медицинских процедур.
В соответствии с положениями статьи 13 Закона о контрактной системе целью осуществления закупки является удовлетворение потребностей заказчика.
Потребности заказчика, установившего в документации об аукционе требования к характеристикам товара, которые ему необходимы для осуществления деятельности, в силу специфики своей деятельности, не противоречат положениям Закона о контрактной системе, так как при формировании требований к техническим и функциональным характеристикам приобретаемых товаров заказчик учитывает необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимыми медицинскими препаратами, товарами медицинского назначения для оказания качественной медицинской помощи гражданам. Именно заказчик несет полную ответственность за качество оказания медицинской помощи, в связи с чем, определение значимости установленных требований к закупаемым лекарственным препаратам является правом и обязанностью именно Заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 14 закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Заказчиком в пункте 26 Информационной карты электронного аукциона установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих их иностранных государств в соответствии с вышеуказанным Постановлением.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе в электронной форме N 210.114 - АЭФ от 17.05.2021 на участие в аукционе было подано 2 (две) заявки, которые были допущены для участия в аукционе.
Следует отметить, что согласно пункту 2 Постановления N 102 для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке, которые одновременно:
а) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
б) для заявок (окончательных предложений), содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений);
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
- содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Таким образом, для того, чтобы требования Постановление N 102 начали действовать должен быть соблюден ряд условий.
Из анализа поданных заявок Комиссией Управления установлено, что заявки участников аукциона по всем позициям Технического задания (1-8) содержали предложение товара исключительно зарубежного производства, т.е. в данном случае ограничения допуска, установленные Постановлением N 102 не могли быть применены.
При этом, податель жалобы не обосновал и не представил доказательств, каким образом рассматриваемое обстоятельство нарушило права и законные интересы как самого заявителя, так и иных участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления решила признать данный довод необоснованным.
Жалоба заявителя на действия заказчика, уполномоченного органа подана в Пензенское УФАС России в порядке главы 6 Закона о контрактной системе и рассмотрена Комиссией Пензенского УФАС России в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14.
При этом следует отметить, что в рамках рассмотрения данной жалобы Комиссия Пензенского УФАС России не вправе давать оценку действиям заказчика или уполномоченного органа в части наличия либо отсутствия нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", так как дела о нарушении антимонопольного законодательства рассматриваются в соответствии с Законом о защите конкуренции по процедуре, предусмотренной Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339.
Учитывая, что в рамках рассмотрения настоящей жалобы Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок не обладает полномочиями по рассмотрению жалоб и обращений в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрение доводов жалобы в отношении нарушения статьи 17 указанного закона не осуществлялось.
На основании вышеизложенного, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО МПК "Елец" на положения документации при проведении аукциона в электронной форме "Поставка шприцев общего назначения" (извещение N0355100002721000115 от 06.05.2021 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), проводимого заказчиком - ФГБУ "ФЦССХ" Минздрава России (г. Пенза), необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 19 мая 2021 г. N 058/06/106-410/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2021