Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, рассмотрев жалобу ИП Абрамовой (далее Заявитель) на действия заказчика - министерство образования, науки и молодежной политики КК, уполномоченного учреждения - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" при проведении электронного аукциона: "Поставка ноутбуков" (извещение N 0818500000821002172) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель указывает, что документация закупки составлена с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закона о контрактной системе): дополнительные характеристики не соответствуют КТРУ; отсутствуют требования к программному обеспечению.
Уполномоченным органом предоставлены письменные пояснения, согласно которым документация составлена в соответствии с Законом о контрактной системе. Требования к товару установлены в соответствии с СП 2.4.3648-20. Положения постановления N 145 не применялись. В разделе 2 "Описание объекта закупки" установлен показатель предустановленная операционная система Windows - наличие.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" в ЕИС размещено извещение и документация электронного аукциона: "Поставка ноутбуков" (извещение N 0818500000821002172). Начальная (максимальная) цена контракта 90 042 624,00 рублей. Заказчик - министерство образования, науки и молодежной политики КК. Закупка проводится в рамках национального проекта "Образование".
В соответствии с п.1) ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещаемая в единой информационной системе должна быть полной и достоверной.
Предмет закупки ноутбук присутствует в КТРУ 26.20.11.110-00000001. Обязательное применение 08.04.2021. Закупка размещена 27.04.2021.
В соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Постановление N 145) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Постановления N 145 Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В извещении закупки на основании п.10) ст.42 Закона о контрактной системе установлена информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих их иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами - постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N 878).
При этом, в разделе 2 "Описание объекта закупки" присутствует описание, а также характеристики, которые не соответствуют КТРУ: размер диагонали; частота процессора базовая, ГГЦ; масса ноутбука; количество встроенных в корпус портов USB 3.х шт.; встроенная WEB-камера; предустановленная операционная система.
Кроме того, гарантия не является функциональной, качественной характеристикой товара. При этом, согласно Инструкции по заполнению заявки данный показатель должен быть указан в заявке в виде конкретного значения. Требование конкретного срока в отношении гарантии производителя, поставщика противоречит ч.3 ст.66, ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе. Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь товар в наличии на момент подачи заявки, что исключает возможность указания в заявке конкретного значения.
В Описании объекта указано, что необходима предустановленная операционная система семейства Windows. Вместе с тем, в Обосновании невозможности использования постановления Правительства от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик указывает, что по своим функциональным, техническим и (или) потребительским характеристикам, программное обеспечение из реестра российского программного обеспечения не соответствует требованиям заказчика. При этом, в описании отсутствуют показатели программного обеспечения, позволяющие определить соответствие требованиям заказчика. Кроме того, в соответствии с п.7 постановления N 878 не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
Таким образом, документация закупки составлена с нарушениями п.1) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, ч.6 ст.23, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
На участие в закупке подано 3 заявки. Снижение составило 15,50%. Представитель уполномоченного учреждения пояснил, что товар с необходимыми характеристиками соответствует трем производителям.
Комиссия, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Абрамовой обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - министерство образования, науки и молодежной политики КК нарушение п.1) ч.1 ст.64, п.1) ч.1 ст.33, ч.2 ст.33, ч.6 ст.23, ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что допущенные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
5. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821002172).
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 19 мая 2021 г. N 718/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2021