Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Барышев А.А. |
- председатель комиссии, заместитель руководителя управления, |
- Будрик Д.А. |
- член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Воронков А.В. |
- член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
при участии посредством видеоконференцсвязи: | |
- Айбиндер И.А. |
- генерального директора ООО "ГАЗПО", |
- Осокиной М.Г. |
- представителя Отдела архитектуры, капитального строительства и ЖКХ Администрации Ковернинского муниципального округа Нижегородской области (доверенность N 1-05 от 26.05.2021), |
рассмотрев посредством видеоконферецсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГАЗПО" (далее также - ООО "ГАЗПО", заявитель) о нарушении конкурсной комиссией Отдела архитектуры, капитального строительства и ЖКХ
администрации Ковернинского муниципального округа Нижегородской области (далее также - заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме для обеспечения нужд заказчика,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя о нарушении конкурсной комиссией заказчикатребований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме за право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Распределительные газопроводы д. Тарасово Ковернинского района Нижегородской области", номер извещения 0332300020321000005 (далее также - открытый конкурс).
По мнению заявителя, действия конкурсной комиссии заказчикане соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представитель заявителя на заседании Комиссии доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласилась, факт нарушений положений Закона о контрактной системе не признала, считает жалобу заявителя необоснованной, а требования, изложенные в ней - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Нижегородского УФАС России, выслушав доводы лиц, участвовавших в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.
1) 21.04.2021 в единой информационной системе и на электронной площадке Национальная электронная площадка размещены извещение и конкурсная документация.
Начальная (максимальная) цена контракта - 18 904 850,00 рубля.
2) По мнению заявителя, конкурсной комиссией нарушены требования к содержанию протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок.
В соответствии с частью 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 Приложения N 1 к протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 24.05.2021 NПРОII1 перечень показателей по критерию "Квалификация участников закупки" установлен следующим образом:
Наименование показателя |
Значимость показателя |
Коэффициент значимости показателя |
Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) |
75 % |
0,75 |
Общая стоимость исполненных контрактов (договоров) |
25 % |
0,2 |
Итого: |
100% |
1 |
Пунктом 2.1 Приложения N 1 к протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 24.05.2021 NПРОII1 установлено: "В отношении Показателя "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема":
По данному показателю оценивается количество успешно исполненных участником закупки контрактов, договоров, на оказание услуг сопоставимого характера**, заключенных не ранее 01.01.2015 года, получивших положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (копии всех листов указанных документов) (при наличии);"
Вместе с тем, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что ни положения конкурсной документации ни содержание пункта 2 Приложения N 1 не содержат изложенных в пункте 2.1 Приложения N 1 показателей.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснила, что в протоколе допущена техническая ошибка.
Изложенное свидетельствует о нарушении конкурсной комиссией требований части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы заявителя признается обоснованным.
3) По мнению заявителя протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок не содержит информации о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в Приложении N 2 к протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 24.05.2021 NПРОII1 содержится информация о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме и о присвоении такому участнику баллов по критериям, предусмотренным конкурсной документацией.
На основании изложенного, довод жалобы заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России необоснованным.
4) В ходе проведения внеплановой проверки Комиссия Нижегородского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В пункте 2.2.1 части 17 информационной карты конкурсной документации установлено следующее:
"2.2.1. В отношении Показателя "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)":
По данному показателю оценивается стоимость исполненного участником закупки контракта/договора, предметом которого является выполнение работ по строительству и/или реконструкции линейных объектов капитального строительства, заключенного не ранее 01.01.2018 г."
Кроме того, пунктом 2.2.2 части 17 информационной карты конкурсной документации установлено:
"2.2.2. В отношении Показателя "Общая стоимость исполненных контрактов (договоров)":
По данному показателю оценивается общая стоимость исполненных участником закупки контрактов/договоров, предметом которых является выполнение работ по строительству и/или реконструкции линейных объектов капитального строительства, заключенных не ранее 01.01.2018 г.
В отношении данного показателя лучшим условием исполнения контракта считается наибольшее значение".
При этом Комиссией установлено, что заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к контрактам, принимаемым к оценке, поскольку, например, при наличии у участника закупки контракта (договора) заключенного 31.12.2017, такой контракт не будет принят к оценке. Таким образом, установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок участников закупки, поскольку к оценке принимаются контракты, заключенные исключительно с 01.01.2018.
Таким образом, требование в отношении даты заключения контракта, предъявляемого к оценке является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают требования части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
5) В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 раздела II "наименование и описание объекта закупки и условия контракта. ПРОЕКТ контрактА" все виды работ, предусмотренные проектно-сметной документацией должны быть выполнены в полном объеме. Проектно-сметная документация является неотъемлемой частью настоящей документации и размещена в виде отдельных файлов на сайте www.zakupki.gov.ru. Частичное выполнение работ не допускается.
Проанализировав проектно-сметную документацию, ведомость объемов работ и локально-сметные расчеты, являющиеся неотъемлемой частью описания объекта закупки, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком установлены требования в отношении конкретных торговых знаков, в том числе позиции "Автономный светодиодный светильник WING 5-W" и др.
Товарные знаки и товарные наименования установлены заказчиком без использования формулировки "или эквивалент".
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что описание объекта закупки подобным образом не соответствует требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и может привести к ограничению круга потенциальных участников закупки.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения положений части 1 статьи 33, части 1 статьи 54.3, части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе, допущенные заказчиком, в данном случае могут быть устранены только путем отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения рассматриваемой закупки и внесения изменений в извещение и документацию открытого конкурса в электронной форме.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу ООО "ГАЗПО" на действия Отдела архитектуры, капитального строительства и ЖКХ администрации Ковернинского муниципального округа Нижегородской области при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Распределительные газопроводы д. Тарасово Ковернинского района Нижегородской области", номер извещения 0332300020321000005, обоснованной в части нарушения требований части 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
2. В оставшейся части признать жалобу необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33, части 1 статьи 54.3, часть 7 статьи 54.7 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику, конкурсной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать уполномоченному должностному лицу материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии А.А. Барышев
Члены комиссии Д.А. Будрик
А.В. Воронков
Исп.Воронков А.В.
тел.8(831)4-31-73-87 вн. 052-706
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 26 мая 2021 г. N 052/06/105-1469/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2021