Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <__> (далее - Комиссия Коми УФАС России), созданная на основании приказа Коми УФАС России 22.10.2020 N 219 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", провела внеплановую проверку на предмет соблюдения федеральным казенным учреждением "Исправительная колония N 19 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми" (далее - ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, Заказчик) требований законодательства о контрактной системе при осуществлении закупочной процедуры (закупка N 100264734121100026 "Услуги по техосмотру автомобилей") с использованием единого агрегатора торговли "Березка",
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от некоммерческого партнерства объединение экспертов транспортных средств "Автотехэксперт" (далее - НП "АТЭ") поступила жалоба б/н, б/д (вх. N 1779 от 20.04.2021) на действия ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми при осуществлении закупочной процедуры (закупка N 100264734121100026 "Услуги по техосмотру автомобилей"), проводимой с использованием единого агрегатора торговли "Березка".
НП "АТЭ" в жалобе оспаривается действие ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в виде проведения закупочной процедуры в ночное время, то есть с 01 час. 26 мин. 12.04.2021 до 03 час. 26 мин. 12.04.2021 (на прием заявок отводилось два часа).
По мнению НП "АТЭ", проведение закупки поздней ночью ограничивает конкуренцию, так как у потенциальных исполнителей отсутствовала возможность отследить закупочную процедуру и подать заявку.
Также обращено внимание на факт указания ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми в проекте контракта, размещенного на площадке АЕТ "Березка", конкретного адреса оказания услуг: "Технический осмотр ТС проводится на территории Исполнителя: Республика Коми, г. Ухта, ул. Западная, д. 3а".
НП "АТЭ" просит провести проверку законности действий заказчика и поставщика.
1. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно пункту 2а части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
- заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
С целью рассмотрения доводов НП "АТЭ", заявленных в жалобе, Коми УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки на предмет соблюдения ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении указанной выше закупочной процедуры.
НП "АТЭ", ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми надлежащим образом о дате, времени и месте проведения внеплановой проверки извещены.
В соответствии с пунктом 28 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила) внеплановая проверка осуществлена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа (без явки сторон).
3. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки пришла к нижеследующим выводам.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 824-р (далее - распоряжение Правительства РФ N 824-р от 28.04.2018), в целях совершенствования методологии определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, а также расширения возможности участия в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд реализован пилотный проект, предусматривающий создание единого агрегатора торговли - информационного ресурса, с использованием которого заказчики вправе с 1 июля 2018 г. осуществлять закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 распоряжения Правительства РФ N 824-р от 28.04.2018 оператором единого агрегатора торговли определено акционерное общество "РК-Проектные технологии", г. Москва (далее - АО "РТ-Проектные технологии").
Приказом АО "РТ-Проектные технологии" от 24.12.2020 N 116 утвержден Регламент функционирования единого агрегатора торговли (далее - Регламент).
Согласно пункту 1.6 Регламента настоящий Регламент определяет порядок регистрации Заказчиков, аккредитации Участников закупок, проведения закупок, заключения сделок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг с использованием ЕАТ, иные вопросы функционирования ЕАТ.
В целях настоящего Регламента используются следующие понятия:
- закупка товара (работы, услуги) - совокупность действий, осуществляемых в соответствии с положениями настоящего Регламента в целях обеспечения нужд Заказчиков
- закупочная сессия - закупочная процедура, начинающаяся с момента размещения на Официальном сайте ЕАТ в разделе "Закупки" соответствующего объявления о намерении Заказчика совершить закупку в соответствии с настоящим Регламентом. Время проведения закупочной сессии составляет 2 (два) или 24 (двадцать четыре) часа. Проведение 2-х часовой сессии может быть ограничено за 3 (три) часа до начала регламентных технологических работ;
- Контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд, или двухсторонняя сделка в соответствии со статьей 154 ГК РФ (вне зависимости от наименования документа).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7.1 Регламента Заказчик формирует и размещает на Официальном сайте ЕАТ Объявление о закупочной сессии, определяя объект (объекты) закупки путем использования кода (позиции) из Классификатора или Каталога ТРУ ЕАТ.
В силу подпункта 2 пункта 7.1 Регламента Заказчик в рамках Объявления о закупочной сессии также определяет следующие условия закупки:
- наименование заказчика;
- дату, время и длительность закупочной сессии;
- планируемую дату заключения контракта;
- количество товара (объем работы, объем услуги);
- место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги или указание на самовывоз при поставке товара;
- сроки поставки товара или выполнения работы либо график оказания услуги;
- условия оплаты (наличный, безналичный расчет, авансовый или оплата по факту);
- дату и номер решения врачебной комиссии при проведении закупочной сессии на поставку лекарственных препаратов в соответствии с требованиями пункта 28 части 1 статьи 93 Закона 44-ФЗ;
- информацию о возможности и случаях одностороннего расторжения сделки в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- контактную информацию об уполномоченном лице, ответственном за закупку.
Согласно подпункту 2 пункта 7.1 Регламента при проведении закупочной сессии Заказчик на Официальном сайте ЕАТ размещает Объявление о закупочной сессии и вправе разместить приложение (в виде файла), которое по итогам закупочной сессии включается в сформированный в автоматическом режиме проект контракта, при этом Заказчик дополнительно не размещает проект контракта.
В зависимости от решения заказчика такое приложение размещается:
- с возможностью редактирования по итогам закупочной сессии (предусмотрено направление разногласий);
- с отсутствием возможности редактирования по итогам закупочной сессии (направление разногласий не предусмотрено).
В случае расхождения информации об условиях закупок, сформированных в структурированном виде в Объявлении о закупочной сессии на Официальном сайте ЕАТ с информацией об условиях закупок, указанных в приложенном файле, юридически значимой и актуальной признается информация, сформированная в структурированном виде на Официальном сайте ЕАТ.
Согласно подпункту 8 пункта 7.1 Регламента закупочная сессия длится в течение периода, указанного в Объявлении о закупочной сессии, размещенном уполномоченным лицом Заказчика через Личный кабинет ЕАТ на Официальном сайте ЕАТ.
Как следует из материалов обращения, сведений, размещенных на официальном сайте ЕАТ, Заказчиком размещено объявление о закупке N 100264734121100026, которое, в том числе, содержит следующую информацию:
Дата и время размещения закупки - 12.04.2021 01:26.
Дата и время окончания подачи предложений - 12.04.2021 03:26.
Наименование закупки (предмет контракта) - Услуги по техосмотру автомобилей.
Способ закупки - закупочная сессия.
Тип закупки - закупка до 600 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).
Планируемая дата заключения контракта 13.04.2021.
Максимальный срок поставки товара (выполнения работ, оказания услуг) - 30.04.2021.
Как следует из вышеизложенного, Заказчиком проведение закупочной сессии запланировано на ночное время продолжительностью два часа, то есть с 01 ч. 26 мин. 12.04.2021 до 03 ч. 26 мин. 12.04.2021.
Между тем, норм, устанавливающих временные рамки для проведения закупочных сессий на официальном сайте ЕАТ, законодательство Российской Федерации не содержит.
2. В подпункте 16 пункта 7.1 Регламента установлено, что проект контракта (далее - также проект контракта) формируется в автоматическом режиме путем включения в него необходимой информации из Объявления о закупочной сессии, Итогового протокола закупочной сессии и приложения, возможность редактирования которого по итогам закупочной сессии отсутствует.
Если Заказчик ранее воспользовался правом размещения на официальном сайте ЕАТ приложения с возможностью его редактирования по итогам закупочной сессии, он вправе внести в такое приложение изменения и включить в проект контракта. В случае расхождения информации между проектом контракта, сформированным в автоматическом режиме, и указанным приложением юридически значимой и актуальной признается информация, сформированная в автоматическом режиме.
Комиссией Коми УФАС России в ходе обзора официального сайта ЕАТ установлено, что при размещении объявления о закупочной сессии Заказчик разместил также приложение (проект контракта).
Пункт 2.3 проекта контракта содержит условие о месте оказания услуг: "Технический осмотр ТС проводится на территории Исполнителя: Республика Коми, г. Ухта, ул. Западная, д. 3а".
Между тем, в Объявлении о закупочной сессии в разделе "Условия поставки" Заказчиком указано, что местом оказания услуг является место нахождения заказчика: 169300, Республика Коми, г. Ухта, ул. Промышленная, д. 4.
Из пояснений ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми, представленных письмом от 14.05.2021 N 12/ГО/44/21-2984 (вх. N 2459э. от 14.05.2021), следует, что в проекте контракта, размещенном на площадке АЕТ "Березка", адрес места оказания услуг был указан ошибочно. Поскольку за основу проекта контракта был взят контракт с проводимых ранее закупок, по невнимательности адрес оказания услуг не был отредактирован.
Между тем, Комиссия Коми УФАС России отмечает, что заявителем не представлено доказательств того, что указание Заказчиком в проекте контракта конкретного адреса места оказания услуг (по месту нахождения Исполнителя), при том, что в объявлении о закупке значится иной адрес, могло послужить причиной невозможности подачи предложения.
Также следует отметить, что исходя из толкования подпункта 16 пункта 7.1 Регламента, если Заказчик ранее воспользовался правом размещения на Официальном сайте ЕАТ приложения с возможностью его редактирования по итогам закупочной сессии, он вправе внести в такое приложение изменения и включить в проект контракта. В случае расхождения информации между проектом контракта, сформированным в автоматическом режиме, и указанным приложением юридически значимой и актуальной признается информация, сформированная в автоматическом режиме.
Следовательно, адрес места оказания услуг мог быть изменён по результатам закупки.
При этом, Комиссия Коми УФАС России отмечает, что Заказчиком на официальном сайте ЕАТ размещена противоречивая информация, касающаяся места оказания услуг (в объявлении о закупке - по месту нахождения Заказчика, в проекте контракта - по месту нахождения Исполнителя).
За размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность.
Однако оспариваемая НП "АТЭ" закупка осуществлялась на официальном сайте единого агрегатора торговли, а не в единой информационной системе в сфере закупок, следовательно, привлечение ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми и его должностного лица к административной ответственности по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ не представляется возможным.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России
РЕШИЛА:
В действиях ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми нарушений законодательства о контрактной системе при осуществлении закупочной процедуры (закупка N 100264734121100026 "Услуги по техосмотру автомобилей") с использованием единого агрегатора торговли "Березка", не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии <___.>
Члены Комиссии <___>
<___.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 31 мая 2021 г. N 04-07/4002
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021