Резолютивная часть объявлена 31.05.2021 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 03.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Миронов А.Г. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Начальник отдела Управления;
- Моршель А.М. - Старший специалист 1 разряда,
от Заявителя - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
от Уполномоченного органа - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу от ОАО "Фирма Медполимер" (ИНН 7806008745 ОГРН: 1027804177961) от 24.05.2021 N4671-ЭП/21 на действия Заказчика - Бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа - Югры "Кондинская районная больница", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственных препаратов для медицинского применения Натрия хлорид. (извещение N 0387200009121002159) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ОАО "Фирма Медполимер" (ИНН 7806008745 ОГРН: 1027804177961) от 24.05.2021 N4671-ЭП/21 на действия Заказчика, уполномоченного органа (извещение N 0387200009121002159).
В доводах жалобы Заявитель указал следующее:
По мнению заявителя, Заказчиком неправомерно установлены избыточные и необоснованные обязательные требования к упаковке в техническом задании документации об электронном аукционе, характеристики которых не могут быть изменены, что ведет к нарушению части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и ограничению количества участников закупки.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и не ценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Документация о закупке в соответствии с требованиями части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями (далее - МНН) или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 Закона о контрактной системе.
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Особенности описания) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункта 5 Особенностей описания, при описании объекта закупки не допускается указывать:
а) эквивалентные дозировки лекарственного препарата, предусматривающие необходимость деления твердой лекарственной формы препарата;
б) дозировку лекарственного препарата в определенных единицах измерения при возможности конвертирования в иные единицы измерения (например, "МЕ" (международная единица) может быть конвертирована в "мг" или "процент" может быть конвертирован в "мг/мл" и т.д.);
в) объем наполнения первичной упаковки лекарственного препарата, за исключением растворов для инфузий;
г) наличие (отсутствие) вспомогательных веществ;
д) фиксированный температурный режим хранения препаратов при наличии альтернативного;
е) форму выпуска (первичной упаковки) лекарственного препарата (например, "ампула", "флакон", "блистер" и др.);
ж) количество единиц (таблеток, ампул) лекарственного препарата во вторичной упаковке, а также требование поставки конкретного количества упаковок вместо количества лекарственного препарата;
з) требования к показателям фармакодинамики и (или) фармакокинетики лекарственного препарата (например, время начала действия, проявление максимального эффекта, продолжительность действия лекарственного препарата);
и) иные характеристики лекарственных препаратов, содержащиеся в инструкциях по применению лекарственных препаратов, указывающие на конкретного производителя лекарственного препарата.
При этом, в силу пункта 6 Особенностей описания, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 вышеуказанного документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом документация о закупке должна содержать:
а) обоснование необходимости указания таких характеристик;
б) показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых лекарственных препаратов установленным характеристикам и максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также знач показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, данный нормативный правовой акт предусматривает возможность для заказчика установить вид первичной упаковки с указанием обоснования такого установления.
Объектом закупки является лекарственный препарат "Натрия хлорид", Заказчиком указаны дополнительные характеристики с указанием обоснования такого установления
N п/п |
Описание (характеристики) объекта закупки |
Ед. изм. |
Объем поставки лекарственного препарата |
Наименование страны происхождения товара*** |
Торговое наименование**** |
|||
МНН (группировочное или химическое наименование) |
Функциональные, качественные, потребительские характеристики товара, в том числе лекарственная форма*, дозировка лекарственного препарата ** |
Лекарственный препарат включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов |
Наличие в лекарственном препарате наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Натрия хлорид |
раствор для инфузий 9 мг/мл 100 мл или эквивалентные лекарственные формы и дозы: раствор для инфузий 0,9% 100 мл с двумя стерильными портами4 или раствор для инфузий 0,9% 50 мл - 2 шт. или раствор для инфузий 9 мг/мл 50 мл - 2 шт. |
да |
нет |
мл |
2 000 000 |
|
|
2 |
Натрия хлорид |
раствор для инфузий 9 мг/мл не менее 200 мл не более 250 мл или эквивалентные лекарственные формы и дозы: раствор для инфузий 0,9% не менее 200 мл не более 250 мл с двумя стерильными портами4
|
да |
нет |
мл |
5 000 000 |
|
|
3 |
Натрия хлорид |
раствор для инфузий 9 мг/мл не менее 400 мл не более 500 мл или эквивалентные лекарственные формы и дозы: раствор для инфузий 0,9% не менее 400 мл не более 500 мл с двумя стерильными портами4 |
да |
нет |
мл |
3 500 000 |
|
|
4 |
Натрия хлорид |
раствор для инъекций 9 мг/мл или эквивалентные лекарственные формы и дозы: раствор для инъекций 0,9% или растворитель для приготовления лекарственных форм для инъекций 0,9% или растворитель для приготовления лекарственных форм для инъекций 9 мг/мл |
да |
нет |
мл |
10 000 |
|
|
Обоснование: должен быть с двумя отдельными стерильными портами, при вскрытии одного порта стерильность второго сохраняется, это позволяет разделить процессы смешивания лекарственного средства и проведения инфузии лекарственного средства. Инфузия по закрытому контуру и разделение процесса смешивания и инфузии позволяет уменьшить риски передачи внутрибольничной инфекции, что особенно важно у пациентов, получающих антибактериальные препараты и антимикотики. В том числе наличие двух независимых стерильных портов создает возможность подключения второй инфузионной системы в любой момент после начала инфузии.
Таким образом, Комиссия Управления считает, что в документации об аукционе Заказчиком установлено обоснование необходимости указания характеристик, поименованных в документации, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе не устанавливает требований к содержанию и полноте обоснования необходимости указания оспариваемых характеристик, таким образом, отсутствуют основания полагать, что приведенное в документации обоснование является ненадлежащим.
Заказчиком установлены требования к объекту закупки в соответствии с его потребностью, обусловленной спецификой лечебного учреждения, а также с учетом хранения и использования лекарственного препарата (совместимости с другими лекарственными препаратами, сохранение стерильности и обеспечение безопасности), а также экономической эффективности при применении.
По данным Государственного реестра лекарственных средств товар с требуемыми характеристиками производится как минимум двумя производителями, а именно: ООО "Атолл" регистрационное удостоверение (далее - РУ) NЛП-006537, ООО "Эллара" РУ NЛП-003607, ТОО "Kelun-Kazpharm" ("Келун-Казфарм") РУ NЛП-003458, ООО "Гротекс" РУ NЛП-002485.
Кроме того, согласно единому структурированному каталогу-справочнику лекарственных средств (ЕСКПЛ) требуемый к поставке товар производится различными производителями именно в полимерных контейнерах с двумя стерильными портами и в полимерных флаконах.
Таким образом, лекарственные средства, являющиеся объектом закупки, находятся в свободном обращении на фармацевтическом рынке. Соответственно, поставка такого препарата может осуществляться любыми лицами, имеющими действующую лицензию на осуществление фармацевтической деятельности.
Учитывая изложенное, Комиссия Управления считает, что Заказчик, правомерно установил дополнительные требования к упаковке лекарственного препарата, подлежащего поставке в рамках данной закупки, тем самым, не лишая участника закупки оценить свои силы и обоснованно сформировать свое предложение.
Таким образом, Заказчиком соблюдены требования Закона о контрактной системе и Постановления Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На основании вышеизложенного довод Заявителя является необоснованным.
Позиция Комиссии Управления также поддерживается сложившейся судебной практикой по делу N А45-18089/2020.
Жалоба ОАО "Фирма Медполимер" (ИНН 7806008745 ОГРН: 1027804177961) от 24.05.2021 N4671-ЭП/21 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ОАО "Фирма Медполимер" (ИНН 7806008745 ОГРН: 1027804177961) от 24.05.2021 N4671-ЭП/21 на действия Заказчика - Бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа - Югры "Кондинская районная больница", Уполномоченного органа - Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка лекарственных препаратов для медицинского применения Натрия хлорид. (извещение N 0387200009121002159) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председателя Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Валиуллин Р.Р.
Моршель А.М.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
|
|
Исполнитель Михайлова О.Н.
8(3467) 388081 доб. 125
ПРИЛОЖЕНИЕ
СПИСОК РАССЫЛКИ
N |
Корреспондент |
Адрес |
1 |
Казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центр лекарственного мониторинга" |
628400, г. Сургут, проспект Набережный, д. 41 |
2 |
ООО "РТС-тендер" |
121151, г. Москва, набережная Тараса Шевченко, д.23А |
3 |
ОАО "Фирма Медполимер" |
195279, Санкт-Петербург, шоссе Революции, 69 |
4 |
Бюджетное учреждение ханты-мансийского автономного округа - Югры "Кондинская районная больница" |
628200 Кондинский район, пос. г. Междуреченский, ул. Кондинская, д. 3 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 3 июня 2021 г. N 086/06/33-832/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2021