Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - начальника отдела контроля закупок ..., членов Инспекции: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок ..., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок ...,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "Газстроймонтажпроект" (далее также - ООО "Газстроймонтажпроект", общество), обеспечило участие директора ..., представителя по доверенности ...,
заказчик, муниципальное учреждение "Управление городского хозяйства" (далее также - МУ "Управление городского хозяйства", заказчик), обеспечило участие начальника ...,
оператор, закрытое акционерное общество "Сбербанк - Автоматизированная система торгов", участие представителя не обеспечил, о дате, времени и месте проведения проверки уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные МУ "Управление городского хозяйства" в отношении ООО "Газстроймонтажпроект", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон) проверку факта уклонения ООО "Газстроймонтажпроект" от заключения муниципального контракта на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (извещение N 0371300087821000007) с заказчиком, МУ "Управление городского хозяйства", проверку соблюдения заказчиком, МУ "Управление городского хозяйства", порядка признания ООО "Газстроймонтажпроект" уклонившимся от заключения вышеуказанного контракта, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, аукционной комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (извещение N 0371300087821000007), проверку соблюдения заказчиком, МУ "Управление городского хозяйства", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 26.05.2021 N 114,
УСТАНОВИЛА:
24.05.2021 в Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ от заказчика поступили сведения для включения в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Газстроймонтажпроект", уклонившегося, по мнению заказчика, от заключения муниципального контракта на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (извещение N 0371300087821000007).
24.05.2021 в Ярославское УФАС России от ООО "Газстроймонтажпроект" поступило обращение (вх. N 4949 от 24.05.2021), содержащее просьбу выдать предписание на продление сроков подписания контракта между ООО "Газстроймонтажпроект" и МУ "Управление городского хозяйства".
Изучив представленные материалы и сведения, а также заслушав пояснения представителей заказчика и участника закупки, Инспекция приходит к следующим выводам.
Заказчиком, МУ "Управление городского хозяйства", в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 30.04.2021 размещено извещение N 0371300087821000007 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации вместе с документацией об электронном аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 395 533,33 рублей.
Размер обеспечения исполнения контракта составил 10 % от начальной цены контракта - 39 553,33 рублей (пункт 8.1 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно протоколу N 8/21 ЭА рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.05.2021, размещенному заказчиком в день его подписания в единой информационной системе, контракт заключается с участником аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, - ООО "Газстроймонтажпроект", в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 71 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в порядке, установленном требованиями статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Порядок заключения контракта урегулирован статьёй 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры (часть 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; в случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива) (часть 3 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры; указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз; при этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов (часть 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона; при этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (часть 5 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица (часть 6 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (часть 7 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным (часть 8 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Согласно части 13 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги); при этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
Как установлено на заседании Инспекции, протокол N 8/21 ЭА рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.05.2021 опубликован в единой информационной системе 13.05.2021, следовательно, заказчик обязан направить проект муниципального контракта не позднее 18.05.2021.
13.05.2021 заказчик разместил без своей подписи в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы проект муниципального контракта на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.
Соответственно, ООО "Газстроймонтажпроект" не позднее 18.05.2021 надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект муниципального контракта, разместить на электронной площадке подписанный проект муниципального контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо разместить протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В регламентированный срок (18.05.2021) ООО ООО "Газстроймонтажпроект" не разместило на электронной площадке либо подписанный проект муниципального контракта, а также документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта; либо протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Заказчиком принято решение о признании ООО "Газстроймонтажпроект" уклонившимся от заключения муниципального контракта на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, поскольку ООО "Газстроймонтажпроект" в установленный срок не направило заказчику проект муниципального контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого участника и документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта (данное решение отражено в размещенном заказчиком в единой информационной системе 21.05.2021 протоколе от 21.05.2021 об уклонении победителя от заключения договора по итогам аукциона в электронной форме).
Согласно части 5 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт в случаях, предусмотренных пунктами 24 и 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, уклонился от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания такого участника закупки уклонившимся от заключения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении от заключения контракта.
24.05.2021 заказчиком во исполнение указанных выше требований в Ярославское УФАС России направлено заявление о включении сведений об ООО "Газстроймонтажпроект" в реестр недобросовестных поставщиков (вх. N 4894 от 24.05.2021).
Представители ООО "Газстроймонтажпроект" на заседании Инспекции отметили, что общество, подавая заявку на участие в аукционе в электронной форме, имело намерение заключить и исполнить контракт на условиях, предусмотренных в аукционной документации, однако не совершило требуемые в силу закона действия в силу следующего.
Приказом ООО "Газстроймонтажпроект" от 14.09.2020 "О наделении правом электронном подписи" заместитель главного бухгалтера _ наделена правом электронной подписи электронных документов со следующими полномочиями: участие в открытых аукционах в электронной форме, а также подписание документов и сведений в форме электронных документов на электронных площадках и официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационной телекоммуникационной сети "Интернет".
В регламентированный срок данный сотрудник общества, в должностные обязанности которого входит в числе прочего подписание документов на электронных площадках, не разместил на электронной площадке подписанный проект муниципального контракта на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, а также документ, подтверждающий представление обеспечения исполнения контракта.
Приказом руководителя ООО "Газстроймонтажпроект" N 2 от 20.05.2021 заместитель главного бухгалтера _ за невыполнение вышеуказанной должностной обязанности подвергнута дисциплинарному взысканию (выговору).
Действительное намерение ООО "Газстроймонтажпроект" заключить и исполнить контракт на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, подтверждается следующими обстоятельствами.
17.05.2021 обществом в ПАО "Совкомбанк" получена банковская гарантия N 1937965 на сумму 39 553,33 рублей, соответствующую установленному документацией об электронном аукционе размеру обеспечения исполнения контракта. В соответствии с данным документом обеспечению подлежат обязательства по контракту, который будет заключен между МУ "Управление городского хозяйства" (бенефециар) и ООО "Газстроймонтажпроект" (принципал) по итогам закупки с номером извещения 0371300087821000007.
Возможность общества исполнить муниципальный контракт на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации подтверждается наличием договоров, заключенных между ООО "Газстроймонтажпроект" и Лапиным Андреем Владимировичем (договор аренды грузового транспортного средства без экипажа от 19.03.2021, договор аренды самоходной машины без экипажа от 24.03.2021).
Кроме того, общество фактически приступило к исполнению рассматриваемого муниципального контракта, что подтверждается путевыми листами N 647 от 18.05.2021, N 653 от 20 05.2021.
21.05.2021 ООО "Газстроймонтажпроект" направило в адрес заказчика письмо (исх. N 2-РНП от 21.05.2021), содержащее указание на готовность общества исполнить обязательства по муниципальному контракту на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, а также предложение заключить между МУ "Управление городского хозяйства" и обществом прямой договор по указанному предмету.
21.05.2021 ООО "Газстроймонтажпроект" подписало со своей стороны проект муниципального контракта на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации и направило его в адрес заказчика посредством электронной почты (подтверждается скриншотами).
24.05.2021 в Ярославское УФАС России от ООО "Газстроймонтажпроект" поступило обращение (вх. N 4949 от 24.05.2021), содержащее просьбу выдать предписание на продление сроков подписания контракта между ООО "Газстроймонтажпроект" и МУ "Управление городского хозяйства".
ООО "Газстроймонтажпроект" имеет положительный (без применения штрафных санкций) опыт исполнения государственных и муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе с этим же заказчиком (реестровые записи контрактов N N 3761600767019000006, 3761600767018000014, 3761600767018000013, 3761600767015000011, 0371300087814000016).
Кроме того, как пояснил на заседании Инспекции представитель МУ "Управление городского хозяйства", заказчик не настаивает на включении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно частям 1, 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения государственного (муниципального) контракта, включаются уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти в реестр недобросовестных поставщиков.
Частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 11-12 Правил уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6-8 Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 5 рабочих дней с даты их поступления.
Рассмотрение вопроса о включении информации об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, осуществляется с участием представителей заказчика и лица, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр. В случае неявки указанных лиц или их представителей рассмотрение указанного вопроса осуществляется в их отсутствие в пределах срока, предусмотренного пунктом 11 Правил. В рассмотрении вправе принять участие иные заинтересованные лица.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. Копии вынесенного уполномоченным органом решения направляются заказчику, лицу, информация о котором направлена заказчиком для включения в реестр, и иным заинтересованным лицам.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие подрядчика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе, приведших к невозможности исполнения в срок контракта.
В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния.
По смыслу Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Согласно Постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
При таких обстоятельствах при рассмотрении вопроса о включении сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган не должен ограничиваться формальной проверкой факта нарушения им требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и обязан исследовать все обстоятельства дела, дать оценку совершаемым участником закупки действиям, их направленности на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения, существенности допущенного нарушения и его последствий.
Таким образом, Инспекция приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения ООО "Газстроймонтажпроект" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Кроме того, фактические обстоятельства дела (неразмещение на электронной площадке подписанного проекта муниципального контракта в регламентированный срок по причине ненадлежащего исполнения должностных обязанностей работником общества; применение к ответственному работнику общества дисциплинарного взыскания; заблаговременное получение обществом банковской гарантии с целью заключения муниципального контракта; наличие у общества заключенных договоров, свидетельствующих о возможности последнего исполнить муниципальный контракт; информационное взаимодействие с заказчиком, в том числе направление в его адрес подписанного проекта муниципального контракта (за пределами регламентированного срока); обращение в контрольный орган в сфере закупок с просьбой выдать предписание о продлении сроков подписания муниципального контракта; наличие положительного опыта исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в том числе с этим же заказчиком), представленные ООО "Газстроймонтажпроект" доказательства и пояснения свидетельствуют об отсутствии виновного и недобросовестного поведения со стороны участника закупки. В рассматриваемом случае нарушение участником закупки сроков подписания проекта муниципального контракта и представления обеспечения исполнения контракта не является безусловным основанием для вывода об уклонении участника закупки от заключения контракта.
Относительно ходатайства ООО "Газстроймонтажпроект" о продлении сроков подписания контракта Инспекция считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе", Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа, в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Пунктом 5 раздела 2 указанного Положения установлен закрытый перечень полномочий ФАС России, который не содержит такого полномочия, как продление сроков заключения (подписания) контрактов.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ и иные нормативно-правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд также не наделяют ФАС России (территориальным органом которой является Ярославское УФАС России) правом (равно как и не предоставляют обязанности) рассмотрения указанного выше вопроса.
В связи с изложенным в удовлетворении ходатайства ООО "Газстроймонтажпроект" (вх. N 4949 от 24.05.2021) следует отказать.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком, МУ "Управление городского хозяйства", порядка признания ООО "Газстроймонтажпроект" уклонившимся от заключения муниципального контракта на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (извещение N 0371300087821000007), проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, внеплановую проверку соблюдения заказчиком, аукционной комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (извещение N 0371300087821000007), Инспекция нарушений в действиях заказчика, аукционной комиссии заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062, Инспекция управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным учреждением "Управление городского хозяйства" (ИНН 7616007670, ОГРН 1067609020280) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Газстроймонтажпроект" (ИНН 7604198469, ОГРН 1117604002592) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, МУ "Управление городского хозяйства", порядка признания ООО "Газстроймонтажпроект" уклонившимся от заключения муниципального контракта на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (извещение N 0371300087821000007) нарушений в действиях заказчика не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, МУ "Управление городского хозяйства", порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков нарушений в действиях заказчика не выявлено.
4. По результатам внеплановой проверки соблюдения заказчиком, аукционной комиссией заказчика законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при проведении аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на аренду спецтехники с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (извещение N 0371300087821000007) нарушений в действиях заказчика, аукционной комиссии заказчика не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 28 мая 2021 г. N 05-03/78П-21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021