Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, рассмотрев жалобу ООО "СРТ" (далее Заявитель) на действия заказчика - министерства транспорта и дорожного хозяйства КК при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по содержанию дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края (установка элементов обустройства: аппаратно-программных комплексов (камер) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения) в 2022 году (17 этап)" (извещение N 0818500000821002139) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель указывает, что документация закупки содержит нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закона о контрактной системе): заказчик ограничивает выбор альтернативных источников питания; требования к вычислительному модулю носят необоснованный характер; сведения о параметрах совместимости не указаны; не предусмотрены адреса размещения комплексов.
Заказчик предоставил письменные пояснения, согласно которым с доводами жалобы не согласился. Документация разработана в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" в ЕИС размещено извещение и документация конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по содержанию дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края (установка элементов обустройства: аппаратно-программных комплексов (камер) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения) в 2022 году (17 этап)" (извещение N 0818500000821002139). Начальная (максимальная) цена контракта 17 642 170,00 рублей. Заказчик - министерство транспорта и дорожного хозяйства КК.
Согласно ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.1) ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В составе документации содержится Описание объекта закупки.
Установка КФВФ осуществляется силами и средствами Подрядчика. Стоимость контракта включает в себя стоимость всех расходов, необходимых для выполнения работ: закупку и поставку на место установки КФВФ, разгрузочно-погрузочные, монтажные и пусконаладочные работы, плату за услуги связи на период сдачи КФВФ заказчику, расходы на транспортировку, уплату таможенных пошлин, налогов, других обязательных платежей и прочих расходов, связанных с исполнением Контракта.
Требования к функциональным характеристикам КФВФ:
- фиксация ТС и идентификация ГРЗ ТС в транспортном потоке;
- измерение скорости движения ТС в зоне контроля безрадарным методом (по видеокадрам);
- выявление фактов нарушений ПДД при движении ТС и фотовидеофиксация доказательных материалов;
- архивирование и хранение доказательной информации;
- проверка распознанных ГРЗ ТС по подключенным базам данных;
- передача данных в ЦАФАП для вынесения постановлений о наложении административного штрафа за нарушение ПДД;
- работа в автоматическом режиме не менее чем по 2 полосам в зоне контроля;
- круглосуточная работа в любых погодных условиях.
Электроснабжение КФВФ должно обеспечиваться постоянным электропитанием от автономных (альтернативных) источников электропитания. Подвод кабеля электропитания должен осуществляться путем установки металлических оцинкованных опор в соответствии с пунктом 6.37 СП 34.13330.2012 "Автомобильные дороги" (Вертикальное расстояние от проводов воздушных телефонных и телеграфных линий до проезжей части в местах пересечений автомобильных дорог должно быть не менее 6,0 м).
Конструкции опор с кронштейнами для установки КФВФ представлены в технической документации.
Солнечная панель должна быть изготовлена из монокристаллических кремниевых элементов, выполнена в виде отдельного элемента. Минимальная мощность солнечной батареи 600 Вт. Панель должна быть выполнена из закаленного высокопрочного стекла, обеспечивающего защиту от механических повреждений и воздействий атмосферных осадков.
Солнечная панель должна обеспечивать работоспособность всех электропотребляющих устройств и оборудования в отсутствие прямого солнечного света не менее 24 часов.
Заявитель указывает, что заказчиком установлено требование, ограничивающее выбор участников закупки альтернативных источников питания. Вместе с тем, документы, подтверждающие указанный довод, в материалы дела не предоставлены. Установление определенных требований к закупаемому товару не нарушает законодательство о контрактной системе, а обеспечивает удовлетворение индивидуальной потребности заказчика. Заказчик пояснил, что в настоящее время уже установлено и успешно функционирует около 80 КФВФ с питанием от солнечных панелей. Использование в качестве электропитания КФВФ солнечных панелей позволяет свести к минимуму необходимую периодичность технического обслуживания оборудования, так как оборудование, используемое в данном типе питания, практически не подвергается нагрузкам (отсутствуют движущиеся, вращающиеся детали, отсутствует необходимость использования различных типов топлива ("заправки")). Кроме того, используемое оборудование способно надлежащим образом обеспечить постоянное электропитание КФВФ независимо от погодных условий (дождь, сильный ветер (ураган), снег, отрицательная температура (мороз, обледенение) и так далее).
Используемый Заказчиков тип альтернативного источника электропитания - солнечные панели и используемое при этом оборудование (солнечные панели, аккумуляторные батареи, прочее электронное оборудование) не являются каким-либо уникальным способом или запатентованной технологией. Используемое оборудование, в том числе, отдельные комплектующие, производятся различными производителями и находятся в свободной продаже. Любой участник закупки способен приобрести требуемое оборудование и осуществить его монтаж.
В документации заказчиком установлено требование к поставляемому товара АПК (видеокамеры), в составе которого требуется вычислительный модуль с характеристиками: прием и обработка видео в реальном времени, кадров/с не менее 25; для видеодатчика: частота кадров видеосъемки, кадров/с не менее 40. Заявитель указывает, что ГОСТ Р 57144-2016, который регулирует требования к комплексам фотовидеофиксации, не предъявляет требований к частоте кадров, величине их приема и обработки.
Применение ГОСТ Р 57144-2016 не является обязательным в силу Решения Верховного Суда РФ от 5 марта 2018 г. N АКПИ17-1145 "Об отказе в удовлетворении иска о признании недействующими пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8, 6.2 и 6.5.5 национального стандарта РФ ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1367-ст.". (далее - Решения Верховного Суда РФ N АКПИ17-1145). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 1 части 1 статьи 33) и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (пункт 1 части 10 статьи 4) допускает использование заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены, в том числе, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Вместе с тем данное обстоятельство не вводит ГОСТ Р 57144-2016 в число документов по стандартизации обязательного применения, перечень которых утверждён названным выше распоряжением Правительства Российской Федерации.
Закупаемые КФВФ предназначены для измерений скорости движения транспортных средств безрадарным методом (по видеокадрам), а также для измерений текущих навигационных параметров по сигналам навигационных космических аппаратов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС и GPS, определения на их основе координат и синхронизации внутренней шкалы времени комплексов с национальной шкалой времени Российской Федерации UTC(SU).
Заказчиком использовано среднее значение для современных КФВФ, производимых в Российской Федерации. Скорость приема и обработки видео в реальном времени в количестве не менее 25 кадров/с установлена в целях фиксации и распознавания всего потока движущихся транспортных средств даже при максимальной нагрузке на модуль обработки данных, который должен обеспечить их обработку. Для точного вычисления скорости транспортных средств в КФВФ данного типа показатели "Частота кадров видеосъёмки, кадров/с не менее 40" и "Прием и обработка видео в реальном времени" со значением "не менее 25 кадров/с" являются основополагающими. В соответствии с документацией закупки если при составлении описания объекта закупки заказчиком не использованы установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, необходимость в других показателях, требованиях, условных обозначениях и терминологии обусловлена потребностью заказчика.
Довод заявителя об отсутствии в аукционной документации сведений о параметрах совместимости аппаратно-программного комплекса (камеры) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (далее - КФВФ) с серверной частью программы автоматизированной системы контроля передвижения транспортных средств: занесение в БД с приборов распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств и предоставление сервиса использования БД "Спрут" (далее - БД "Спрут"), установленной на серверном оборудовании автоматизированной системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения Краснодарского края (далее - АСФВФ) не обоснован.
В Приложении N 2 к описанию объекта закупки установлены требования к товарам (материалам, оборудованию), поставляемым заказчику при выполнении закупаемых работ.
Заказчиком установлено, что на оборудовании должно быть инсталлировано конкретное программное обеспечение "Периферийный модуль программного обеспечения автоматизированной системы контроля передвижения транспортных средств: занесение в БД с приборов распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств и предоставление сервиса использования БД "Спрут*".
Содержится и обоснование правомерности установления конкретного программного обеспечения в соответствии с положениями п.1) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе: "*Не сопровождается словами или "эквивалент" в связи с необходимостью взаимодействия данного программного обеспечения с программным обеспечением, установленным на серверном оборудовании автоматизированной системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения Краснодарского края и используемым заказчиком".
БД "Спрут" - это программный продукт, включенный в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и отнесенный к классу серверное и связующее ПО, системы мониторинга управления. БД "Спрут" включает в себя как периферийный модуль, устанавливаемый в КФВФ, так и серверный модуль, установленный на серверном оборудовании АСФВФ и уже используемый заказчиком.
Таким образом, совместимость КФВФ с серверной частью БД "Спрут" осуществляется исключительно через установку в КФВФ периферийного модуля БД "Спрут", в связи с чем сведения о параметрах совместимости в документации не предусмотрены по причине отсутствия такой необходимости.
Заявитель утверждает, что в документации об аукционе не указаны адреса размещения комплексов фотовидеофиксации.
Пунктом 1 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения" утвержден административный регламент исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения (далее - Регламент).
Из содержания пункта 75 Регламента следует, что основанием для осуществления надзора за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации является решение руководителя подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном уровне о применении таких технических средств.
Пунктом 78 Регламента определено, что выбор мест установки средств автоматической фиксации осуществляется на основании анализа аварийности на участках автомобильных дорог с высокой вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий.
Таким образом, дислокация аппаратно-программного комплекса (камеры) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения постоянно меняется. Причиной таких изменений могут служить различные факторы (уменьшение или увеличение аварийности на определенных участках автомобильных дорог, изменение схемы организации дорожного движения и т.д.).
Также, на постоянной основе проводится анализ аварийности на отдельных участках автомобильных дорог. На основании проведенного анализа принимается решение о местах установки КФВФ. Включение информации о местах установки КФВФ в документацию об электронном аукционе не представляется возможным, ввиду того что актуальную информацию о местах установки КФВФ возможно получить только непосредственно перед исполнением контракта по результатам последнего проведенного анализа необходимых к проведению и перечисленных выше мероприятий на отдельных участках автомобильных дорог. Участник закупки должен исходить из того, что место установки КФВФ: "Краснодарский край, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения", то есть - в пределах границ Краснодарского края.
По результатам проведения внеплановой проверки установлены следующие нарушения.
Согласно п.8) ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В документации закупки содержится раздел 10 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимости": цена контракта 60%; квалификация участника закупки 40% с показателем Общая стоимость исполненных контрактов (договоров), (за исключением договоров субподряда). Под выполнением работ сопоставимого характера понимается выполнение работ по ремонту или содержанию автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, в рамках закупки заказчику, в том числе, поставляется программно-аппаратный комплекс. Таким образом, заказчик исключает предоставление участниками опыта по выполнению работ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт дорог, а также на выполнение работ по установке элементов обустройства: поставке и установке программно-аппаратных комплексов. В связи с чем, разработанный Порядок оценки заявок нарушает ч.2 ст.8, п.8) ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе и не способствует выявлению лучших условий исполнения контракта.
В извещении и документации закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих их иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (п.10) ст.42, ст.14 Закона о контрактной системе).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N 878) установить, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки. В перечне Постановления N 878 присутствует код 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных"). В рамках закупки заказчику будет поставляться программно-аппаратный комплекс (видеокамеры). Доказательства того, что видеокамеры не отнесены к коду ОКПД2 26 заказчиком не предоставлены. Из пояснений заказчика следует, что в рамках исполнения контракта необходимо осуществить, в том числе, поставку средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта. Таким образом, Заказчиком в нарушение законодательства не установлен запрет в соответствии с постановлением N 878, приказом 126н либо обоснование.
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
На дату рассмотрения жалобы в ЕИС протоколы отсутствуют.
Комиссия, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СРТ" необоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика - министерство транспорта и дорожного хозяйства КК нарушение ч.2 ст.8, п.8) ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32, п.10) ст.42, ст.14 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - министерству транспорта и дорожного хозяйства КК, уполномоченному учреждению (отраслевой комиссии) - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
ПРЕДПИСАНИЕ N 193
по делу N 023/06/54.3-2559/2021 о нарушении
законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
26 мая 2021 года г. Краснодар
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) на основании своего решения от 26.05.2021 г. по делу N 023/06/54.3-2559/2021, принятого по результатам рассмотрения жалобы ООО "СРТ" на действия заказчика - министерства транспорта и дорожного хозяйства КК при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по содержанию дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края (установка элементов обустройства: аппаратно-программных комплексов (камер) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения) в 2022 году (17 этап)" (извещение N 0818500000821002139) в части нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь ч. 15, ч. 22, ч. 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе) предписывает:
1. Уполномоченному учреждению (отраслевой комиссии) - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок", заказчику - министерство транспорта и дорожного хозяйства КК устранить нарушение ч.2 ст.8, п.8) ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32, п.10) ст.42, ст.14 Закона о контрактной системе путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения закупки, и внесения изменений в извещение и конкурсную документацию в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения по делу N 023/06/54.3-2559/2021 от 26.05.2021. Продлить срок окончания подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в конкурсе, об отмене Протоколов, и внесения изменений в извещение и документацию конкурса. Разблокировать денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе в электронной форме.
3. Настоящее предписание должно быть исполнено в течение 10-ти рабочих дней со дня его размещения в ЕИС.
4. Заказчику, уполномоченному учреждению в срок до 22.06.2021 г. представить в Краснодарское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания.
В случае неисполнения данного предписания, Краснодарское УФАС России на основании ч. 25 ст. 99 Закона о контрактной системе вправе применить меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 мая 2021 г. N 768/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2021