Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Комитета по образованию Киришского муниципального района Ленинградской области:
от Заявителя - ИП Ольховского Е.В.:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 5783 от 24.05.2021) на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку компьютерного и фотографического оборудования в рамках реализации федерального проекта "Успех каждого ребенка", направленного на создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 05.04.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 000 000,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает рассмотрение аукционной комиссией первых частей заявок участников электронного аукциона.
Представитель Заказчика возражал против доводов жалобы, просил признать жалобу необоснованной.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Пунктом 2 той же части установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает признание его заявки соответствующей требованиям аукционной документации.
Требования к значениям показателей, позволяющим определить соответствие товара, установлены Заказчиком в описании объекта закупки (далее - Приложение). Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (далее - Инструкция) содержится в Приложении.
Комиссия установила, что из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.05.2021 N0145200000421000595-1 следует, что заявка Заявителя допущена к участию в электронном аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 19.05.2021 N0145200000421000595-3 заявка Заявителя признана соответствующей требованиям аукционной документации, а также признана победителем, предложившим наименьшую цену в ходе электронного аукциона.
В доводах жалобы Заявитель указывает, что аукционной комиссией неправомерно принято решение о допуске его заявки к участию в электронном аукционе. Также заявитель указывает, что им в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе не указаны неизменяемые показатели товаров.
в доводах жалобы Заявитель отметил, что в его заявке отсутствуют сведения о наличии либо отсутствии манипулятора у ноутбука; не указан форм-фактор: ноутбук; разрешение экрана: Full HD; тип накопителя: SSD; беспроводная связь: Wi-Fi; наличие модулей и интерфейсов: VGA, HDMI; также как и по следующим позициям в заявке участника отсутствуют показатели, значения которых, согласно документации, не могут изменяться (например, наличие встроенных динамиков у проектора: да; тип монтажа проектора: настольный, настенный, потолочный; тип проектора: стационарный; разъемы подключения: VGA (D-Sub); технология печати по позиции МФУ: электрографическая (лазерная, светодиодная); цветность печати: черно-белая; формат печати: A3 и А4; способ подключения: Wi-Fi и USB; наличие факса: нет; наличие разъема USB: да; наличие модуля WI-FI: да; по позиции фотоаппарат отсутствие показателей: стабилизация изображения: сдвиг матрицы; беспроводная связь: наличие USB и Wi-Fi; выдержка минимальная: 1/8000 с; максимальное разрешение видеосъемки: Full HD; наличие возможности подключения; внешней вспышки: да; наличие встроенной вспышки: да; наличие функции автоматической чистки матрицы: да ; тип матрицы: CMOS; поддержка сменных объективов: да; тип камеры: зеркальная; наличие дисплея: да.
Представитель Заказчика пояснил, что данные характеристики товаров являются неизменяемыми, в документации требований указывать в составе первой части заявки показатели товара, значения которых не могут изменяться, не установлены; данные показатели объекта закупки уже определены заказчиком исходя из собственных потребностей и установлены в Приложении Проекта контракта.
Комиссия установила, что в составе аукционной документации размещено описание объекта закупки, в котором указаны: объемы закупки (таблица N1); изложены требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, значения которых могут изменяться - установлены в таблице N 2 (технические характеристики), а также требования к техническим и функциональным характеристикам товара, значения которых не могут изменяться - установлены в Приложении Проекта контракта (Спецификация).
В пункте 5.1 документации об электронном аукционе установлены следующие требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе:
"Первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных Документацией об электронном аукционе, её общей и Специальной частей и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки)
2) наименование страны происхождения товара;
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии)".
Комиссией установлено, что Заявитель с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки предоставлено согласие на поставку товара в соответствии с требованиями аукционной документации.
Таким образом, заявитель согласился на поставку товара с характеристиками, указанными в документации об электронном аукционе.
В доводах жалобы Заявитель также указывает, что им предоставлены недостоверные сведения относительно страны происхождения товара, а именно, в составе заявки указано, что страной происхождения товара является "Китай", а с применением программно-аппаратных средств электронной площадки, в силу технической ошибки, указана страна происхождения товара - "Тайвань(Китай)".
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе Первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг наименование страны происхождения товара.
Комиссия установила, что в заявке Заявителя указано, что страной происхождения товара является "Китай".
При этом, Заявителем не представлено доказательств, что указанная им страна происхождения имеет недостоверную информацию, так как согласно официальным источникам в сети "Интернет" Тайвань является официальной провинцией Китайской Народной Республики.
Кроме того, в проекте контракта, который направлен Заказчиком Заявителю для подписания в соответствии со статьей 83.2 Закона о контрактной системе, указано, что страной происхождения товара, необходимого к поставке является "Китай".
Таким образом, Заявителем в составе первой части заявки предоставлены сведения относительно страны происхождения товара - "Китай".
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. N 307-ЭС19-12629 контролирующий орган при применении Закона о контрактной системе должен учитывать принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения Закона о контрактной системе, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан - жителей соответствующих публично-правовых образований, в интересах которых осуществляются расходы бюджетов.
Механизм защиты прав участников закупки путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки, и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов других лиц.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель материалов и сведений в обоснование довода в составе жалобы не предоставил, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы Заявителя не находят своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Ольховского Е.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 мая 2021 г. N 047/06/67-1118/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.06.2021