Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "АФ "Северная столица" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Акционерного общества "Ледовый дворец Витязь" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на услуги по проведению финансового аудита (извещение N 0448000001521000001 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия денным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления Конкурсной документации ненадлежащим образом.
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 26.04.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 110 000, 00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 20.05.2021.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены условия контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении Конкурса, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В пункте 7.4 проекта контракта, Заказчиком установлено: "В случае неутверждения Исполнителя общим собранием акционеров Заказчика в качестве аудитора для проведения обязательного аудита, настоящий договор считается расторгнутым с момента уведомления Исполнителя о решении общего собрания Заказчика".
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части установления указанного требования противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по Показателю 1 "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера НЦБi(1)" в части сопоставимого характера.
В Критериях оценки Конкурсной документации по Показателю 1 "Продолжительность осуществления аудиторской деятельности участника закупки" нестоимостного критерия "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участников закупки) установлено, в том числе, следующее:
N п/п |
Значение, полных лет |
Количество баллов |
1 |
От 15 и более |
15 баллов |
2 |
От 10 до 15 лет |
10 баллов |
3 |
От 5 до 10 лет |
5 баллов |
4 |
Менее 5 лет или неполный комплект документов |
0 баллов |
Подтверждается информацией по Форме N 4, а также свидетельством о гос. регистрации, лицензиями на право осуществления аудиторской деятельности. К оценке принимается только полный комплект документов".
Изучив установленный порядок оценки заявок по показателю "Продолжительность осуществления аудиторской деятельности участника закупки", Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные положения Критериев оценки ограничивают количество участников закупки, так как количество лет на рынке не свидетельствует о лучшем выполнении услуг по контракту, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения
3. В Критериях оценки по показателю "Опыт оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимого характера" установлено, в том числе следующее:
"Услугами сопоставимого характера являются услуги, в отношении которых одновременно выполняются следующие условия:
- Заказчиками выступали Акционерные общества или Казенные предприятия с долей государственной/муниципальной собственности не менее 25%.
- Опыт проверки в отрасли Заказчика по основным видам деятельности кода ОКВЭД 93 "Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений".
Максимальное количество баллов: 20.
Рассчитывается в соответствии с Таблицей 2.
N п/п |
Значение, опыт проверок |
Количество баллов |
1 |
От 8 лет и более |
20 баллов |
2 |
От 3 до 8 лет |
10 баллов |
3 |
До 3-х лет |
0 баллов |
При этом, Комиссия приходит к выводу о том, что положения Критериев об оценке контрактов/договоров, заключенных на проведение аудиторских проверок где Заказчиками выступали Акционерные общества или Казенные предприятия с долей государственной/муниципальной собственности не менее 25%, исключают возможность предоставление контрактов в сфере финансовой деятельности иных учреждений.
Таким образом, порядок оценки по показателю "Опыт оказания услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности сопоставимого характера" не позволяет выявить лучшие условия об исполнении контракта.
Комиссия приходит к выводу о нарушении действиями Заказчика пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
4. В Критериях оценки по показателю "Опыт и квалификация специалистов" установлено, в том числе следующее:
N п/п |
Значение |
Количество баллов |
1 |
Участник закупки удовлетворяет одновременно следующим требованиям: - наличие в штате или по договору гражданско-правового характера 5 и более аттестованных аудиторов; - наличие в штате или по договору гражданско-правового характера 3-х и более аудиторов, имеющих опыт проверки аналогичных компаний в отрасли деятельности аудируемого лица и форм собственности; -наличие в штате или по договору гражданско-правового характера 2-х и более аудиторов, прошедших целевой инструктаж ПОД/ФТ, подтвержденный соответствующим документом |
30 баллов |
2 |
Участник закупки удовлетворяет одновременно следующим требованиям: - наличие в штате или по договору гражданско-правового характера 4 и менее аттестованных аудиторов; - наличие в штате или по договору гражданско-правового характера менее 3-х аудиторов, имеющих опыт проверки аналогичных компаний; -наличие в штате или по договору гражданско-правового характера менее 2-х аудиторов, прошедших целевой инструктаж ПОД/ФТ. |
15 баллов |
3 |
В случае отсутствия в штате или по договору гражданско-правового характера аудиторов, имеющих опыт проверки аналогичных компаний, или других элементов, и/или Участником конкурса не представлен и/или представлен неполный комплект документов |
0 баллов |
Кроме того, участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Опыт и квалификация специалистов", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет участникам закупки установить пропорциональную зависимость по указанному показателю.
Таким образом, по показателю "Опыт и квалификация специалистов" не представляется возможным выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Комиссия приходит к выводу о нарушении действиями Заказчиков, Уполномоченного учреждения пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
5. В Критериях оценки по показателю "Деловая репутация участника закупки" установлено, в том числе следующее:
N п/п |
Значение |
Количество баллов |
1 |
Наличие у Участника закупки следующих документов: - Договор страхования профессиональной ответственности с суммой страхования 30 млн. руб. и более При этом полис страхования должен быть со сроком не менее чем срок действия контракта на участие в закупке. |
15 баллов |
2 |
При отсутствии и/или несоответствии документа |
0 баллов |
Подтверждается копией договора страхования аудиторской деятельности.
Вместе с тем, участникам закупки не представляется возможным понять, каким образом Конкурсная комиссия будет оценивать показатель "Наличие полиса или договора страхования профессиональной ответственности при осуществлении аудиторской деятельности", так как порядок оценки, установленный в Конкурсной документации, не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АФ "Северная столица" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 34, пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 26.05.2021 N 50/06/19569ип/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 26 мая 2021 г. N 50/06/19569ип/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2021