Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный государственный инспектор отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Центральная городская больница г.Армянска" (далее - Заказчик) - Магазинская Е.В. (по доверенности);
- ООО "Эма" (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения обращения посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Закупка шприцев" (извещение N0375200044721000052) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего документацию о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласилась с доводами Заявителя и сообщила, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Как следует из пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно жалобе Заявителя:
"требования в указанных ниже товаров, позволяют поставить товары, ТОЛЬКО единственного производителя, а именно:
- в позиции номер 4 и 5 "Шприц общего назначения" технического задания аукционной документации установлены требования к товару, в совокупности все установленных характеристик, а также наличии двух и более игл, соответствует только производителю ООО "МПК "Елец", "Регистрационное удостоверение: N ФСР 2008/03888 от 17 июля 2019 г.
Позиции N 4 и N 5 Технического задания документации о закупке являются блокирующей ввиду ограниченного круга производителей данной продукции для конкретного медицинского изделия (Шприц общего назначения ООО "МПК "Елец").
Кроме того, данные товары отсутствуют в свободной продаже. Завод изготовитель ООО "МПК "Елец" выдает сертификата формы СТ-1 исключительно под конкретные объявленные для них закупки, что только подтверждается ответом специалиста на устный запрос ООО "МПК "Елец". При просьбе сообщить данную информацию письменно, получали отказ, с пояснением того, что данная информация не подлежит всеобщему распространению.
Объединение в один лот медицинского оборудования общего назначения и Шприцов ООО "МПК "Елец", приводит к ограничению конкуренции и исключает возможность поставить товар иного производства.
Поиск информации о подобных товарах в сети "Интернет", в реестре зарегистрированных медицинских изделий и в едином реестре государственных и муниципальных контрактов подтвердил, ОБ ОТСУТСТВИЕ ТОВАРОВ ИНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ.
_
В данном случае имеет место не описание объективных потребностей лечебного учреждения, а описание конкретного товара.
В описании объекта закупки установлены уникальные требования, аналогов которым на рынке не представлено".
Разделом IV. "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ (ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)" документации о Закупке установлены следующие технические характеристики по позициям N4 и N5:
4 |
32.50.13.110 -00004568 |
Шприц общего назначения |
Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования. |
|
соответствие |
Соответствует описанию КТРУ |
Градуированный объем шприца |
(см[3*];^мл) |
5 |
Соответствует описанию КТРУ |
|||
Игла в комплекте |
|
Одна и более |
Соответствует описанию КТРУ |
|||
Коннектор |
|
Луер Слип |
Соответствует описанию КТРУ |
|||
Номинальная вместимость шприца |
мл |
5 |
Соответствует потребности заказчика. Термин "номинальная вместимость" использован в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 (п.3.1) |
|||
Шприц поставляется в трехдетальном исполнении- цилиндр, поршень, уплотнитель. |
|
Соответствие |
Соответствует потребности заказчика и п.4 ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 |
|||
Уплотнитель на поршне имеет не менее двух колец для контакта с внутренней поверхностью цилиндра. |
|
наличие |
Наличие двух и более колец исключает протекание и обеспечивает плавное скольжение поршня внутри цилиндра. |
|||
Имеет стопорное кольцо для предупреждения случайного извлечения поршня из цилиндра. |
|
наличие |
В соответствии с п.12.1 ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 возможность полного выпадения штока из цилиндра не допускается. |
|||
Внутренняя поверхность цилиндра покрыта полидиметилсилоксановой смазкой. |
|
соответствие |
Соответствует потребности заказчика и п.8 ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011. |
|||
Размер иглы |
мм |
22G, из нержавеющей стали, диаметр 0,7, длина не более 40 * |
Указанный типоразмер иглы соответствует потребности заказчика и обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных и внутримышечных инъекций) |
|||
Игла соответствует ГОСТ ISO 7864-2011 |
|
соответствие |
Соответствие иглы требованиям нормативных документов национальной системы стандартизации гарантирует безопасность изделия |
|||
Шприц соответствует ГОСТ ISO 8537-2011. |
|
соответствие |
Соответствие шприца требованиям нормативных документов национальной системы стандартизации гарантирует безопасность изделия |
|||
5 |
32.50.13.110 -00004563 |
Шприц общего назначения |
Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования |
|
соответствие |
Соответствует описанию КТРУ |
Градуированный объем шприца |
(см[3*];^мл) |
> 10 и < 20 |
Соответствует описанию КТРУ |
|||
Игла в комплекте |
|
Две и более |
Соответствует описанию КТРУ |
|||
Коннектор |
|
Луер Лок |
Соответствует описанию КТРУ |
|||
Номинальная вместимость |
мл |
19 |
Термин "номинальная вместимость" использован в соответствии с ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 (п.3.1). Характеристика "номинальная вместимость" установлена в целях обеспечения ЛПУ шприцами разных объемов для наиболее точного дозирования лекарственных средств при оказании медицинской помощи. При этом имеющийся в КТРУ диапазон > 10 и < 20 мл является слишком широким и применение характеристики "номинальная вместимость" исключает вероятность поставки товара, не соответствующего потребности Заказчика. |
|||
Шприц поставляется в трехдетальном исполнении- цилиндр, поршень, уплотнитель. |
|
Соответствие |
Соответствует потребности заказчика и п.4 ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 |
|||
Уплотнитель на поршне имеет не менее двух колец для контакта с внутренней поверхностью цилиндра. |
|
наличие |
Наличие двух и более колец исключает протекание и обеспечивает плавное скольжение поршня внутри цилиндра. |
|||
Имеет стопорное кольцо для предупреждения случайного извлечения поршня из цилиндра. |
|
соответствие |
В соответствии с п.12.1 ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011 возможность полного выпадения штока из цилиндра не допускается. |
|||
Внутренняя поверхность цилиндра покрыта полидиметилсилоксановой смазкой. |
|
соответствие |
Соответствует потребности заказчика и п.8 ГОСТ Р ИСО 7886-1-2011. |
|||
Первая игла |
мм |
Не менее 18G, из нержавеющей стали, диаметр не менее 1,2, длина 50+1,5/-2,5; .* |
Применение длинной иглы позволяет комфортно производить забор лекарственных средств из высоких флаконов. |
|||
Вторая игла |
мм |
21G-22G, из нержавеющей стали, диаметр не менее 0,7 и не более 0,8, длина не более 40 мм.* |
Указанный типоразмер иглы обеспечивает точность попадания в необходимые анатомические структуры (подходит для внутривенных и внутримышечных инъекций) |
|||
Игла соответствует ГОСТ ISO 7864-2011 |
|
соответствие |
Соответствие иглы требованиям нормативных документов национальной системы стандартизации гарантирует безопасность изделия |
|||
Шприц соответствует ГОСТ ISO 8537-2011. |
|
соответствие |
Соответствие шприца требованиям нормативных документов национальной системы стандартизации гарантирует безопасность изделия |
Согласно возражениям Заказчика:
"Описание объекта закупки по позициям N 4 и N 5 Технического задания (Приложение N 1 к документации) выполнено в полном соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145.
Позиции N 4 Технического задания соответствует позиция КТРУ 32.50.13.110-00004568. Позиция обязательна к применению с 01.10.2020 и включает в себя следующее обязательные характеристики:
- градуированный объем шприца (одно из вариативных значений 5 мл),
- игла в комплекте одна и более,
- коннектор луер слип.
Позиции N 5 Технического задания соответствует позиция КТРУ 32.50.13.110-00004563. Позиция обязательна к применению с 01.10.2020 и включает в себя следующее обязательные характеристики:
- градуированный объем шприца (одно из вариативных значений > 10 и < 20 мл),
- игла в комплекте две и более,
- коннектор луер лок.
Таким образом, требование о наличии двух и более игл в комплекте является обязательным для заказчика.
Учитывая, что имеющиеся в позициях КТРУ 32.50.13.110-00004568 и 32.50.13.110-00004563 характеристики шприцев общего назначения не в полной мере позволяют заказчику изложить собственную потребность в товаре, заказчиком при описании объекта закупки использован ряд дополнительных характеристик, что разрешено п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145).
В соответствии с п. 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145) в случае предоставления дополнительной информации заказчик обязан включить в описание обоснование необходимости использования такой информации. Необходимость использования дополнительной характеристик обоснована в столбце 7 "Обоснование внесения дополнительных характеристик" таблицы Технического задания.
_
Часть 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ закрепляет, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В связи с этим судами и антимонопольными органами неоднократно подчеркивалось, что заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Законом не предусмотрено ограничений по включению аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару (см., например, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 9 апреля 2015 г. N Ф06-22212/13 по делу N А65-18409/2014, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 августа 2015 г. N Ф01-3403/15 по делу N А38-5664/2014, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 октября 2015 г. N Ф08-6899/15 по делу N А63-1485/2015, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 4 октября 2016 г. N Ф05-14240/16 по делу N А40-8724/2016).
Кроме того, как указано в пункте 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции, которое заказчиком не нарушено:
потребности Заказчика по позиции N 4 отвечает продукция нескольких производителей, а именно:
1. ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД", регистрационное удостоверении РЗН 2019/9116,
2. ООО "МПК Елец", регистрационное удостоверение ФСР 2008/03888,
3. "Бектон Дикинсон С.А.", регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/11301 от 20.12.2011,
4. АО "Медполимер ЛТД", регистрационное удостоверение N ФСР 2010/07477 от 17.11.2020,
5. ООО "ПАСКАЛЬ МЕДИКА", регистрационное удостоверение N РЗН 2018/7245 от 01.02.2021,
6. ООО "Стерин", регистрационное удостоверение N ФСР 2008/03253 от 12.01.2015.
потребности Заказчика по позиции N 5 отвечает продукция нескольких производителей, а именно:
1. ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД", регистрационное удостоверении РЗН 2019/9116,
2. ООО "МПК Елец", регистрационное удостоверение ФСР 2008/03888,
3. "Бектон Дикинсон С.А.", регистрационное удостоверение N ФСЗ 2011/11301 от 20.12.2011,
_
Довод о нарушении конкуренции ввиду отсутствия требуемых к поставке шприцев в свободной продаже по причине выдачи производителем ООО "МПК Елец" сертификатов формы СТ-1 под конкретные закупки считаем необоснованным:
во-первых, данный производитель является не единственным чья продукция отвечает требованиям заказчика по позициям 4 и 5,
во-вторых, согласно Приказу Торгово-промышленной палаты РФ от 10 апреля 2015 г. N 29 сертификаты формы СТ-1 на шприцы однократного применения могут выдаваться на конкретную закупку или сроком до одного года.
Согласно п. 3.7. Приказа сертификат формы СТ-1 прекращает свое действие после завершения закупки товара, для которой он был предназначен, за исключением сертификатов СТ-1, указанных в пункте 3.8 настоящего Положения.
В соответствии с п. 3.8. Приказа на товары, указанные в Перечне, за исключением товаров, классифицированных по ОКПД2 под кодами: 26.60.11.111, 26.60.11.112, 26.60.11.113, 26.60.11.120, допускается выдача сертификатов формы СТ-1 сроком действия до одного года в порядке, предусмотренном разделом 6 настоящего Положения.
в-третьих, выдача сертификатов на конкретную закупку не указывает на отсутствие шприцев в свободной продаже;
в-четвертых, заявителем не представлено доказательств с обоснование доводов жалобы".
В ходе заседания Комиссии Заказчик пояснил, что совокупности установленных требований по указанным позициям соответствует товар нескольких производителей.
Кроме того, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.06.2021 N0375200044721000052-1 на участие в Закупке подано две заявки, которые была признаны соответствующими требованиям документации о Закупке. Участниками Закупки к поставке предложены шприцы инъекционные производителей ООО "ПРЕМЬЕР-МЕД" (регистрационное удостоверении РЗН 2019/9116 от 30.04.2020) и ООО "МПК Елец", (регистрационное удостоверение ФСР 2008/03888 от 17.07.2019).
Комиссия Крымского УФАС России отмечает, что из положений норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что Заказчик вправе определить такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Таким образом, в зависимости от своих потребностей, Заказчик вправе установить требования к качеству, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара и иным характеристикам.
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, а также нарушение своих прав и законных интересов, не представил, в связи с чем, доводы жалобы признаются необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д. Аблаева
А.М. Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 8 июня 2021 г. N 082/06/106-977/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.06.2021