Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Специалиста первого разряда отдела обжалования государственных закупок
Э.З. Гугава,
Ведущего-специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Д.А. Аносова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством конференц-связи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей: ГБУЗ "ГКБ им. Е.О. Мухина ДЗМ",ИП Голубев Т.Ю.
рассмотрев жалобу ИП Голубев Т.Ю. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ им. Е.О. Мухина ДЗМ" (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку сшивающих аппаратов и эндоскопических инструментов для нужд ГБУЗ "ГКБ им. Е.О. Мухина ДЗМ" (среди СМП) (Закупка N 0373200113421000236) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.NЕИ/31941/21 от 02.06.2021, Комиссия Управления установила следующее.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
1. Заявитель указывает, что Заказчику по п.3 "Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, многоразового использования" требуется степлер многоразового использования, что, по мнению Заявителя, неправомерно, поскольку по совокупности установленных требований в приведенных позициях наиболее подходящим товаром является степлер линейный сшивающий хирургический со скобками и ножом SSAB-60N, при этом приведенное медицинское изделие, по мнению Заявителя, предназначено для многократного применения во время операции, следовательно не подлежит стерилизации и является изделием одноразового использования, что не соответствует самому наименованию товара, установленного Заказчиком в технической части аукционной документации, что как следствие повлекло к установлению некорректного кода каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно Извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является поставка сшивающих аппаратов и эндоскопических инструментов для нужд ГБУЗ "ГКБ им.Е.О. Мухина ДЗМ" (среди СМП), при этом Заказчиком установлены в том числе код КТРУ 32.50.13.190-00007413 "Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, многоразового использования".
Из описания кода КТРУ 32.50.13.190-00007413 "Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, многоразового использования" следует, что это - "Ручной неавтоматический хирургический инструмент, предназначенный для использования во время открытых хирургических операций (включая абдоминальную, гинекологическую, педиатрическую или торакальную хирургию) для быстрого рассечения/резекции тканей и создания анастомозов. Изделие работает за счет ручного механизма (например, рычага, скользящего регулирующего устройства), посредством которого разрезаются ткани (например, ткани толстой кишки) и одновременно накладывается один или несколько линейных рядов хирургических скоб на образовавшиеся концы, благодаря чему не нужно их временно пережимать. Скобы и режущее лезвие могут быть размещены в одноразовом загрузочном блоке, который может входить в состав изделия. Это изделие, пригодное для многоразового использования, которое необходимо стерилизовать перед применением".
В соответствии с ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требуемое к поставке медицинское изделие предназначено для прошивания нескольких кассет, при этом в аукционной документации отсутствует требование к использованию всего ресурса аппарата во время одной операции, что указывает на многоразовое применение такого изделия. В то же время на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в технической части аукционной документации предусмотрена поставка также и одноразовых степлеров наряду с многоразовыми.
Согласно ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на Заявителе, вместе с тем в жалобе не представлены документы и сведения, свидетельствующие об обоснованности данных доводов жалобы, в том числе подтверждающие, что требования сформированы таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение и не позволяют беспрепятственно сформировать заявку на участие в аукционе, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе посредством описания требований к поставляемым товарам, вышеизложенным образом.
В свою очередь, при наличии у Заказчика потребности в получении определенных товаров вести речь о необоснованном ограничении им количества потенциальных участников закупки не приходится. Доказательств обратного Заявителем Комиссии Управления не представлено.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что данные доводы жалобы являются необоснованными.
2. Заявитель указывает, что Заказчиком по п.5 "Степлер линейный ручной эндоскопический", п.6 "Степлер линейный ручной эндоскопический" установлена характеристика "Вращение рукояти: Больше или равно 360 [0*]С", что, по мнению Заявителя, неправомерно, поскольку по совокупности установленных требований в приведенных позициях наиболее подходящими товарами являются: по поз. 5 - Степлер линейный сшивающий хирургический эндоскопический CEAA 30 производства Panther; по поз. 6 - Степлер линейный сшивающий хирургический эндоскопический CEAA 60 производства Panther, при этом согласно данным производителя таких товаров вышеуказанные инструменты не обладают рукояткой с функцией вращения.
Также Заявитель указывает, что установленные Заказчиком характеристики требуемых к поставке товаров ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к товарам, так например, по п.7 ""Кассета изгибаемая с технологией Tri-Staple с длиной шва 45 мм, высота скобки 2 мм, 2.5 мм, 3 мм", п.8 "Кассета изгибаемая с технологией Tri-Staple с длиной шва 45 мм, высота скобки 3 мм, 3.5 мм, 4 мм", п.9 "Кассета изгибаемая с технологией Tri-Staple с длиной шва 60 мм, высота скобки 2 мм, 2.5 мм, 3 мм", п.10 "Кассета изгибаемая с технологией Tri-Staple с длиной шва 60 мм, высота скобки 3 мм, 3.5 мм, 4 мм", п.11 "Кассета изгибаемая с технологией Tri-Staple с длиной шва 60 мм, высота скобки 4 мм, 4.5 мм, 5 мм" соответствуют товары единственного производителя COVIDIEN, при этом, ограничивающими возможность предложения к поставке товаров иных производителей являются характеристики: "Кассета: Для аппарата сшивающережущего эндоскопического с изменяемым наклоном прошивания без возможности манипуляции с помощью одной руки", "Круглое сечение скобки в разрезе: Наличие".
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем оборудования.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованием иных производителей, а также определить каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением такой несовместимости или обоснованием потребности, но не руководствоваться предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст.33 Закона о контрактной системе.
В свою очередь на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать установление требований к товарам вышеуказанным образом, а также фактически подтвердил тот факт, что Заказчику требуются кассеты исключительно производства COVIDIEN.
В тоже время, включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе (п.2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, а также с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании технической части аукционной документации.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Голубев Т.Ю. на действия ГБУЗ "ГКБ им. Е.О. Мухина ДЗМ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии Э.З. Гугава
Д.А. Аносов
Исп. Аносов Д.А.
тел.8 (495)784-75-05 (077-124)
to77-anosov@fas.gov.ru
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 июня 2021 г. N 077/06/106-9521/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2021