Комиссия Пензенского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
- заместителя председателя Комиссии Управления, начальника отдела контроля закупок,
- главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии Управления,
при участии:
со стороны муниципального заказчика - представителя по доверенности N823/01-23 от 01.06.2021;
со стороны уполномоченного органа - представителя по доверенности от 01.06.2021;
в отсутствие подателя жалобы - ООО "Джули" (надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы),
рассмотрев жалобу ООО "Джули" на положения документации при проведении уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района для нужд заказчика - Управления образования Бессоновского района Пензенской области аукциона в электронной форме "Выполнение работ по объекту: "Строительство общеобразовательной организации в с.Чемодановка Адрес: Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Фабричная" (извещение N 0355300100621000016 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 19.05.2021), руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
26.05.2021 года в Пензенское УФАС России поступила жалоба ООО "Джули" на положения документации при проведении уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района для нужд заказчика - Управления образования Бессоновского района Пензенской области аукциона в электронной форме "Выполнение работ по объекту: "Строительство общеобразовательной организации в с.Чемодановка Адрес: Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Фабричная" (извещение N 0355300100621000016 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 19.05.2021).
Лицам, участвующим в деле, направлены уведомления о дате рассмотрения жалобы. Заказчику направлено требование о приостановлении заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
В соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба была принята и назначена к рассмотрению на 02.06.2021 в 14 часов 00 минут.
Согласно письму ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20 ЦА (ТО) ФАС России обеспечивают реализацию прав на участие в рассмотрении жалоб при проведении закупок в порядке Закона о контрактной системе в дистанционном порядке посредством интернет-видеоконференции, без очного участия представителей субъектов контроля, заявителя, заинтересованных лиц.
По мнению заявителя, документация об электронном аукционе противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку:
1. Заказчиком при формировании предмета закупки неправомерно включены товары, функционально и технологически не связанные с работами, выполнение которых является предметом закупки, в частности, объединены строительные работы и поставка мебели.
2. Заказчиком в нарушение требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в извещении, документации об аукционе не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878)
3. Положения документации об электронном аукционе в части установления требования к участникам закупки о наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса РФ.
В результате рассмотрения жалобы, материалов дела и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Управления установила следующее.
19.05.2021 года уполномоченным органом для нужд заказчика на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru было опубликовано извещение N 0355300100621000016, а также документация об электронном аукционе "Строительство общеобразовательной организации в с.Чемодановка Адрес: Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Фабричная".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 346 366 991,30 рублей.
Дата и время начала подачи заявок - 19.05.2021 17:06.
Дата и время окончания подачи заявок - 27.05.2021 09:00.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 27.05.2021 в 13:00.
Идентификационный код закупки: 213580902616058090100100050014120414.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Как следует из пункта 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Объектом рассматриваемой закупки является "Выполнение работ по объекту: "Строительство общеобразовательной организации в с. Чемодановка Адрес: Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Фабричная".
Согласно локально-сметному расчёту N02-01-08, размещенному в ЕИС (Приложение N2 к документации о закупке), необходимо поставить технологическое оборудование: стол обеденный, стул полумягкий, табурет, стол учителя, стул офисный, стол письменный, стол компьютерный, компьютер персональный в комплекте, кресло рабочее, сейф офисный, стул мягкий, МФУ, шкаф для одежды, мягкая мебель и т.д.
Согласно позиции ФАС России, выраженной в частности в Письме Минпросвещения России от 10.04.2019 N АН-439/09, ФАС России от 09.04.2019 N МЕ/28771/19, не допускается при формировании предмета закупки включать в предмет закупки товары (работы, услуги), функционально и технологически не связанные с товарами (работами, услугами), поставка (выполнение, оказание) которых является предметом закупки.
Следует отметить, что выполнение работ по строительству и комплексное оснащение учебным оборудованием образовательных учреждений осуществляются на разных рынках, каждый из которых имеет свой круг хозяйствующих субъектов.
При этом для поставки оборудования в целях комплексного оснащения учебным оборудованием образовательных учреждений от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения строительных работ подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством.
Таким образом, выполнение строительных работ и поставка оборудования должны являться предметами разных закупок.
Вместе с тем, как указано заказчиком, включение немонтируемого оборудования в предмет закупки не могло привести к ограничению количества участников данной закупки, в связи с тем, что общая стоимость такого оборудования в начальной (максимальной) цене контракта не превышает 10 %.
Комиссией Управления установлено, что сметная стоимость технологического оборудования по локально- сметному расчету N02-01-08 (включая и монтируемое и немонтируемое оборудование) составляет 7 317 693,00 рублей в ценах 2001 года, что при пересчете в уровень текущих цен на 2 квартал 2021 года составляет 30 899 471,40 рублей, в пересчете в уровень текущих цен с учетом временных и зимних затрат составляет 30 921 659,77 рублей, что составляет 8,9% от начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно порции центрального аппарата ФАС России (Решение ФАС России от 04.07.2017 N КГОЗ -199/17, Решение ФАС России от 01.06.2017 N КГОЗ- 156/17) часть необходимых к поставке товаров и оборудования, технологически не связанных с предметом закупки может быть предметом поставки при выполнении строительных работ, если стоимость доли оборудования, поставка и установка которого технологически не связанна с выполнением работ, составляет менее 10% от начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссией принято во внимание, что заявитель на рассмотрение жалобы не явился, доказательств невозможности формирования заявки на участие в рассматриваемой закупке, а также доказательств невозможности исполнения контракта в связи с включением в предмет закупки поставки мебели и оборудования, не представил.
С учетом изложенного, Комиссия Управления признает довод жалобы необоснованным.
2. В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Согласно требованиям части 3 статьи 14 ФЗ N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 установлено, что при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень Постановления Правительства РФ N 878, заказчиком должны применяться ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Перечень включает в себя класс по ОКПД 2 26 - "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое".
Пунктом 4 Постановления Правительства РФ N 878 установлено, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливается, если в реестре отсутствует радиоэлектронная продукция, соответствующая тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, и (или) радиоэлектронная продукция, включенная в реестр, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемой к закупке радиоэлектронной продукции.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ N 878 установлено, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки.
Как следует из доводов жалобы, согласно локально-сметным расчетам необходимо поставить товар "Компьютер персональный в комплекте", соответствующий группе ОКПД2 26.
Согласно пояснениям представителей уполномоченного органа и заказчика в рамках рассматриваемого аукциона заказчиком, исходя из объекта закупки, в извещении о проведении аукциона установлен код ОКПД2 41.20.40.000. В случае поставки товара, с кодом ОКПД 2, указанным в Постановлении N 878 такое ограничение устанавливается в извещении о закупке путем выбора из установленного в ЕИС перечня. В случае, если код закупки, установленный в извещении, отсутствует в перечне Постановления, технически выбор и установление требований Постановления N 878 невозможен.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом, согласно которому документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
Частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе в случае включения в документацию о закупке в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе проектной документации должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе (такое согласие дается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Учитывая, что в рассматриваемом случае, первая часть заявки на участие аукционе должна содержать исключительно согласие участника закупки на выполнение работ по строительству, действия Заказчика, не установившего ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства в соответствии с Постановлением N 878, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает целесообразность при осуществлении проектирования и строительства (в том числе в образовательных или медицинских учреждений) выделять в различные закупки работы по строительству (реконструкции) и поставке товара, в том числе оборудование, при закупках которого должны соблюдаться требования национального режима.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Управления представитель Заявителя не явился, в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих обоснованность указанных доводов.
В связи с изложенным, Комиссия Управления не находит достаточных оснований для признания довода жалобы обоснованным.
3. В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Также согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
При этом, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Согласно документации об электронном аукционе объектом закупки является выполнение работ по строительству общеобразовательной организации.
В пункте 9 первой части информационной карты документации об электронном аукционе установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ:
Соответствие требованиям, установленным согласно законодательству Российской Федерации к лицам, которые осуществляют выполнение работы, являющейся объектом закупки:
-наличие у участника закупки права выполнять работы (членства в СРО) по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключенного с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);
Член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст. 55.4 и ст. 55.16 ГрК РФ;
- если совокупный размер обязательств участника закупки по указанным договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
Уровень ответственности участника закупки в соответствующем компенсационном фонде не может быть меньше, чем его предложение о цене контракта.
Вышеперечисленные требования не распространяются на следующих участников размещения заказа:
на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст 52 Грк РФ, а также в отношении участников аукциона, предложивших цену контракта в размере 3 000 000 рублей и менее;
Подтверждается выпиской из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 г. N 86.
Предоставление указанной выписки не требуется для следующих участников размещения заказа: унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст 52 Грк РФ, а также в отношении участников аукциона, предложивших цену контракта в размере 3 000000 рублей и менее.
Также в пункте 4 второй части информационной карты документации об электронном аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать выписку из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86, или копию такой выписки. Предоставление указанной выписки не требуется для следующих участников размещения заказа: унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юридические лица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст 52 Грк РФ, а также в отношении участников аукциона, предложивших цену контракта в размере 3 000000 рублей и менее.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ определено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 55.4 Градостроительного кодекса РФ некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, или саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, при условии соответствия некоммерческой организации требованию о наличии у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 настоящего Кодекса.
Частью 11 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, в отношении которых принято решение о приеме в члены саморегулируемой организации, в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления, указанного в части 10 настоящей статьи, обязаны уплатить в полном объеме:
1) взнос в компенсационный фонд возмещения вреда;
2) взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда и в заявлении индивидуального предпринимателя или юридического лица о приеме в члены саморегулируемой организации указаны сведения о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров;
3) вступительный взнос в саморегулируемую организацию в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате вступительного взноса.
Согласно части 1 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ саморегулируемая организация в случаях, установленных настоящим Кодексом, в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда или договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, дополнительно формирует компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случаях, предусмотренных частями 2 и 4 статьи 55.4 настоящего Кодекса. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих членов в случаях, предусмотренных статьей 60.1 настоящего Кодекса.
Исходя из части 3 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 настоящей статьи.
Минимальные размеры взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства зависят от уровня ответственности члена саморегулируемой организации и определены частью 12 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ:
1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
6) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять только снос объекта капитального строительства, не связанный со строительством, реконструкцией объекта капитального строительства (простой уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Минимальные размеры взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, зависит от уровня ответственности члена саморегулируемой организации и определены частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Таким образом, компенсационный фонд возмещения вреда обязателен при вступлении в ряды саморегулируемой организации. Индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу достаточно оплатить взнос только в компенсационный фонд возмещения вреда, если они не планируют участвовать в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов.
Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" утверждена форма выписки из реестра членов саморегулируемых организаций.
Пунктом 3.2. указанной формы установлено, что выписка должна содержать сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда.
Пунктом 3.3. формы установлено, что выписка должна содержать сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, и предельному размеру обязательств по таким договорам, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Соответственно, в выписке из реестра членов СРО действительно указываются сведения относительно уровня ответственности члена СРО по фонду обеспечения договорных обязательств и фонду возмещения вреда.
Следует отметить, что учитывая положение статей 31,63, 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации об электронном аукционе должны указываться как сами требования к участникам закупки, так и исчерпывающий перечень документов, которые должны представляться участниками для подтверждения соответствия данным требованиям.
В документации об электронном аукционе установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, о наличии у саморегулируемой организации компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, а также о размере взноса и уровне ответственности по данному фонду.
При этом также обязательное требование о наличии у саморегулируемой организации компенсационного фонда возмещения вреда в документации или извещении о закупке не содержится.
Даже при понимании, что компенсационный фонда возмещения вреда обязателен при вступлении в ряды членов СРО, данное требование должно быть установлено в документации в силу требований пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Исходя из начальной (максимальной) цены контракта (346 366 991,30 рублей) участники закупки должны соответствовать второму уровню ответственности члена саморегулируемой организации (в том числе, в отношении компенсационного фонда возмещения вреда).
Учитывая изложенное, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод подателя жалобы признается Комиссией обоснованным.
Вместе с тем, Заявитель заявку на участие в электронном аукционе не подавал, запросов о разъяснении положений аукционной документации не направлял, явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил.
Кроме того, согласно открытым данным, размещенным на сайте http://reestr.nostroy.ru/ податель жалобы не является членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, т.е. не соответствует требованиям, предъявляемым к участникам настоящей закупки.
Учитывая, что допущенные нарушения на результаты осуществленной закупки не повлияли, Комиссия Управления пришла к выводу об отсутствии необходимости в выдаче предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, и руководствуясь частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Джули" на положения документации при проведении уполномоченным органом - Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации Бессоновского района для нужд заказчика - Управления образования Бессоновского района Пензенской области аукциона в электронной форме "Выполнение работ по объекту: "Строительство общеобразовательной организации в с.Чемодановка Адрес: Пензенская область, Бессоновский район, с. Чемодановка, ул. Фабричная" (извещение N 0355300100621000016 опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru 19.05.2021) частично обоснованной.
2. Признать муниципального заказчика/уполномоченный орган нарушившими требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Предписание об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы по жалобе должностному лицу Управления для решения вопроса о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель председателя Комиссии Управления
Член Комиссии
Член Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 2 июня 2021 г. N 058/06/106-489/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021