Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, рассмотрев жалобу ООО "Автодория" (далее Заявитель) на действия заказчика - министерства транспорта и дорожного хозяйства КК при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по содержанию дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края (установка элементов обустройства: аппаратно-программных комплексов (камер) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения) в 2022 году (4 этап)" (извещение N 0818500000821002346) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель указывает, что документация закупки содержит нарушение Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закона о контрактной системе): установлены ограничивающие требования в части нестоимостных критериев оценки; требования к комплексам не соответствуют ГОСТ Р 57144-2016 (количество типов распознаваемых регистрационных знаков не менее 284); описание объекта закупки составлено с нарушением Закона о контрактной системе (диапазон длины зоны контроля; диапазон ширины зоны контроля); сведения о параметрах совместимости ПО не указаны.
Заказчик предоставил письменные пояснения, согласно которым с доводами жалобы не согласился. Документация разработана в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" в ЕИС размещено извещение и документация конкурса в электронной форме: "Выполнение работ по содержанию дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края (установка элементов обустройства: аппаратно-программных комплексов (камер) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения) в 2022 году (4 этап)" (извещение N 0818500000821002346). Заказчик - министерство транспорта и дорожного хозяйства КК.
Согласно ч.1 ст.54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п.1) ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В составе документации содержится Описание объекта закупки.
В документации заказчиком установлено требование к поставляемому товара АПК (видеокамеры) с требуемыми характеристиками: количество типов распознаваемых регистрационных знаков не менее 284, диапазон длины зоны контроля, м не менее 7-30; диапазон ширины зоны контроля, м не менее 3-14. Заявитель считает, что требования не соответствуют ГОСТ Р 57144-2016.
Применение ГОСТ Р 57144-2016 не является обязательным в силу Решения Верховного Суда РФ от 5 марта 2018 г. N АКПИ17-1145 "Об отказе в удовлетворении иска о признании недействующими пунктов 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 5.5, 5.6, 5.7, 5.8, 6.2 и 6.5.5 национального стандарта РФ ГОСТ Р 57144-2016 "Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 октября 2016 г. N 1367-ст.". (далее - Решения Верховного Суда РФ N АКПИ17-1145). Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пункт 1 части 1 статьи 33) и Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (пункт 1 части 10 статьи 4) допускает использование заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены, в том числе, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Вместе с тем данное обстоятельство не вводит ГОСТ Р 57144-2016 в число документов по стандартизации обязательного применения, перечень которых утверждён названным выше распоряжением Правительства Российской Федерации.
Вместе с тем, в п.5.7 указанного ГОСТа указано, что требования к распознаванию государственных регистрационных знаков должны выполняться при соблюдении положений ГОСТ Р 50577-93 и Конвенции о дорожном движении 1968 года. Представитель заказчика пояснил, что установленный показатель ориентирован не только на 22 типа государственных регистрационных знаков транспортных средств, указанных в ГОСТ Р 50577-93, но и на регистрационные знаки транспортных средств стран, подписавших Конвенцию о дорожном движении (страны СНГ, Евросоюза).
В п.5.6 ГОСТ Р 57144-2016 установлено, что минимальная дальность измерения скорости движения транспортных средств техническими средствами автоматической фотовидеофиксации с алгоритмом трекинга должна быть не менее 50-м. С учетом положений Инструкции по заполнению заявки участники не ограничены в указании характеристик, поглощающих заявленные требования.
В связи с чем, установленные заказчиком требования не противоречит положениям ГОСТ Р 57144-2016.
Довод заявителя об отсутствии в аукционной документации сведений о параметрах совместимости аппаратно-программного комплекса (камеры) фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения (далее - КФВФ) с серверной частью программы автоматизированной системы контроля передвижения транспортных средств: занесение в БД с приборов распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств и предоставление сервиса использования БД "Спрут" (далее - БД "Спрут"), установленной на серверном оборудовании автоматизированной системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения Краснодарского края (далее - АСФВФ) не обоснован.
В Приложении N 2 к описанию объекта закупки установлены требования к товарам (материалам, оборудованию), поставляемым заказчику при выполнении закупаемых работ.
Заказчиком установлено, что на оборудовании должно быть инсталлировано конкретное программное обеспечение "Периферийный модуль программного обеспечения автоматизированной системы контроля передвижения транспортных средств: занесение в БД с приборов распознавания государственных регистрационных знаков транспортных средств и предоставление сервиса использования БД "Спрут*".
Содержится и обоснование правомерности установления конкретного программного обеспечения в соответствии с положениями п.1) ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе: "*Не сопровождается словами или "эквивалент" в связи с необходимостью взаимодействия данного программного обеспечения с программным обеспечением, установленным на серверном оборудовании автоматизированной системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения Краснодарского края и используемым заказчиком".
БД "Спрут" - это программный продукт, включенный в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и отнесенный к классу серверное и связующее ПО, системы мониторинга управления. БД "Спрут" включает в себя как периферийный модуль, устанавливаемый в КФВФ, так и серверный модуль, установленный на серверном оборудовании АСФВФ и уже используемый заказчиком.
Таким образом, совместимость КФВФ с серверной частью БД "Спрут" осуществляется исключительно через установку в КФВФ периферийного модуля БД "Спрут", в связи с чем сведения о параметрах совместимости в документации не предусмотрены по причине отсутствия такой необходимости. Заказчиком не установлены требования о поставке КФВФ с определенным товарным знаком. К поставке могут быть предложены любые КФВФ, но которые возможно установить программное обеспечение БД "Спрут".
Согласно п.8) ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В документации закупки содержится раздел 10 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме и величины их значимости": цена контракта 60%; квалификация участника закупки 40% с показателем Общая стоимость исполненных контрактов (договоров), (за исключением договоров субподряда). Под выполнением работ сопоставимого характера понимается выполнение работ по ремонту или содержанию автомобильных дорог общего пользования. Кроме того, в рамках закупки заказчику, в том числе, поставляется программно-аппаратный комплекс. Таким образом, заказчик исключает предоставление участниками опыта по выполнению работ на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт дорог, а также на выполнение работ по установке элементов обустройства: поставке и установке программно-аппаратных комплексов.
В связи с чем, разработанный Порядок оценки заявок нарушает ч.2 ст.8, п.8) ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе и не способствует выявлению лучших условий исполнения контракта. Довод обоснован.
По результатам проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В извещении и документации закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих их иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами (п.10) ст.42, ст.14 Закона о контрактной системе).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N 878) установить, что подтверждением случая, установленного пунктом 4 настоящего постановления, является обоснование невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, подготовленное заказчиком в соответствии с Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным настоящим постановлением, и размещенное заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок одновременно с размещением извещения об осуществлении закупки. В перечне Постановления N 878 присутствует код 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое (за исключением продукции, соответствующей позиции классифицируемой кодом 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных"). В рамках закупки заказчику будет поставляться программно-аппаратный комплекс (видеокамеры). Доказательства того, что видеокамеры не отнесены к коду ОКПД2 26 заказчиком не предоставлены. Из пояснений заказчика по аналогичным закупкам следует, что в рамках исполнения контракта необходимо осуществить, в том числе, поставку средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта. Таким образом, Заказчиком в нарушение законодательства не установлен запрет в соответствии с постановлением N 878, приказом 126н либо обоснование. Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП.
На участие в закупке подана 1 заявка.
Комиссия, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Автодория" обоснованной в части нарушения ч.2 ст.8, п.8) ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика - министерство транспорта и дорожного хозяйства КК нарушение ч.2 ст.8, п.8) ч.1 ст.54.3, ч.8 ст.32, п.10) ст.42, ст.14 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, допущенные нарушения на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) не повлияли, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821002346).
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 3 июня 2021 г. N 834/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.06.2021