Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Швецова О.Ю. |
- |
заместитель председателя комиссии, вр.и.о. заместителя руководителя управления, |
- Кечин Р.В. |
- |
член комиссии, начальник отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
- Воронков А.В. |
- |
член комиссии, старший государственный инспектор отдела контроля государственных и муниципальных закупок, |
при участии посредством видеоконференцсвязи:
- Горбатко Д.С. |
- |
представителя ООО "ЕЭС-Гарант" (доверенность N R075/45/2020 от 23.06.2020), |
- Шумилкина В.А. |
- |
представителя ООО "ЕЭС-Гарант" (доверенность б/н от 15.03.2021), |
- Батракова Ю.Г. |
- |
представителя ООО "ЕЭС-Гарант" (доверенность от 16.07.2021 NR075/52/2020), |
- Голубина Д.В. |
- |
представителя Администрации городского округа г. Бор (доверенность N 25-Д от 18.02.2021), |
- Малининой Я.А. |
- |
представителя МБУ "Управление благоустройства г.о.г. Бор" (доверенность N 19 от 04.06.2021), |
- Кузнецова С.А. |
- |
представителя МБУ "Управление благоустройства г.о.г. Бор" (доверенность N 20 от 04.06.2021), |
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЕЭС-Гарант" (далее также - ООО "ЕЭС-Гарант", заявитель) на действия Администрации городского округа г. Бор (далее также - уполномоченный орган) и МБУ "Управление благоустройства г.о.г. Бор" (далее также - заказчик) при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения города Бор Нижегородской области, номер извещения 0332300349521000070,
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба ООО "ЕЭС-Гарант" на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта. (далее также - открытый конкурс).
По мнению заявителя, конкурсная документация не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе).
Представители ООО "ЕЭС-Гарант" позицию, изложенную в жалобе, поддержали в полном объеме.
Представители уполномоченного органа и заказчика с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласились, факт нарушений положений Закона о контрактной системе не признали, считают жалобу ООО "ЕЭС-Гарант" необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав их в совокупности с имеющимися в деле материалами и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе и пункта 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, пришла к следующим выводам.
1) 01.04.2021 в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки - РТС-тендер - размещены извещение об осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения энергосервисного контракта и конкурсная документация.
02.04.2021, 20.04.2021, 07.05.2021 и 17.05.2021 в единой информационной системе размещены изменения в извещение об осуществлении названной закупки и конкурсную документацию.
Начальная (максимальная) цена контракта - 172 781 972,64 рублей.
2) В соответствии с частью 1 статьи 108 Закона о контрактной системе в целях обеспечения энергоэффективности при закупке товаров, работ, услуг, относящихся к сфере деятельности субъектов естественных монополий, услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа, неиспользуемого в качестве моторного топлива), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), а также поставок электрической энергии, мазута, угля, поставок топлива, используемого в целях выработки энергии, заказчики вправе заключать энергосервисные контракты, предметом которых является совершение исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования указанных энергетических ресурсов (далее - энергосервисный контракт).
В соответствии с частью 3 статьи 108 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота) определяется с учетом фактических расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов за прошлый год и не может превышать указанные расходы с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 19 названной статьи. В конкурсной документации, документации об аукционе, извещении о проведении запроса котировок указывается начальная (максимальная) цена энергосервисного контракта (цена лота), в том числе расходы на поставки энергетических ресурсов, в отношении каждого вида товаров, работ, услуг с указанием количества таких товаров, работ, услуг и стоимости единицы каждого товара, каждой работы, каждой услуги, а также одно из следующих условий:
1) фиксированный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом;
2) подлежащий уплате исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом фиксированный процент экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, минимальный размер указанной экономии в денежном выражении;
3) минимальный размер экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, максимальный процент указанной экономии, который может быть уплачен исполнителю в соответствии с энергосервисным контрактом.
Согласно части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе энергосервисный контракт заключается по цене, которая определяется в виде:
1) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 1 части 3 названной статьи;
2) фиксированного процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 2 части 3 названной статьи;
3) процента экономии в денежном выражении соответствующих расходов заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного участником закупки, с которым заключается такой контракт, в случае, указанном в пункте 3 части 3 названной статьи.
Пунктом 3.1 проекта контракта установлено: "Цена Контракта определяется в виде процента плановой экономии электрической энергии в денежном выражении соответствующих расходов Заказчика на поставки энергетических ресурсов, предложенного Исполнителем, и составляет ____ %, что в денежном выражении составляет ______ руб., в т.ч. НДС - ___ % ________ руб. (в случае, если Исполнитель имеет право на освобождение от уплаты НДС, то слова "В т.ч. НДС" заменяются на "НДС не облагается")".
Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что формулировка пункта 3.1 проекта контракта не противоречит части 13 статьи 108 Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод заявителя не находит своего подтверждения.
3) В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, и включается в отчет, указанный в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Пунктом 6.4.22 проекта контракта конкурсной документации установлено следующее: "Привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме 15 (пятнадцать) процентов от цены контракта".
Из объяснений заказчика, что в проекте контракта содержится необходимая информация, позволяющая определить цену контракта. Таким образом требования части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе соблюдены.
При этом представителями заявителя на заседании Комиссии, а также в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих обратное.
Комиссия приходит к выводу, что указанные положения конкурсной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, жалоба заявителя в указанной части признается необоснованной.
4)По мнению заявителя, заказчиком в конкурсной документации установлен неправомерный порядок расчетов за достигнутую экономию.
Согласно части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
В соответствии с пунктом 13 Приложения N 2 к ПП РФ N 636 определение сроков оплаты заказчиком долей размера экономии по контракту, которые должны составлять 5 -30 дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии, за который осуществляются расчеты. Окончательные расчеты по контракту должны осуществляться сторонами по факту достижения предусмотренного контрактом размера экономии.
В проекте контракта, размещенном в составе конкурсной документации, установлено следующее:
3.7. Расчеты по Контракту осуществляются ежемесячно (по итогам каждого отчетного периода -календарного месяца в течение всего срока действия Контракта). Окончательные расчеты по Контракту должны быть осуществлены Сторонами по факту достижения предусмотренного Контрактом размера экономии.
3.8. Заказчик обязан предоставлять Исполнителю информацию о потреблении энергетического ресурса за отчетный период в срок не позднее 20 (пятнадцати) календарных дней со дня окончания периода достижения предусмотренного Контрактом размера экономии (доли размера экономии).
3.9. Исполнитель в течение 25 (двадцати пяти) календарных дней с момента окончания периода достижения размера экономии (доли размера экономии) за отчетный период, направляет Заказчику Акт об определении экономии энергетических ресурсов за отчетный период (приложение N 4 к настоящему Контракту).
Заказчик обязан рассмотреть и подписать Акт об определении экономии энергетических ресурсов за отчетный период в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня его получения. Подписанный Заказчиком Акт об определении экономии энергетических ресурсов предоставляется Заказчиком Исполнителю в форме письменного документа (на бумажном носителе), а также в виде электронной копии оформленного Заказчиком Акта в формате pdf, направляемой по электронному адресу Исполнителя, указанному в реквизитах настоящего Контракта.
При наличии возражений относительно представленного на подписание Акта Заказчик в предусмотренный для подписания Акта срок (5 (пять) рабочих дней) направляет письменные мотивированные возражения в адрес Исполнителя, а Исполнитель предпринимает меры по устранению указанных в возражениях недостатков. Акт об определении экономии энергетических ресурсов за отчетный период после устранения недостатков вновь направляется в адрес Заказчика. В этом случае Акт об определении экономии энергетических ресурсов подписывается Заказчиком в течение 3 (трех) рабочих дней с момента повторного получения Акта.
Датой подписания Акта об определении экономии энергетических ресурсов за отчетный период считается дата его подписания Сторонами либо дата истечения, установленного настоящим пунктом Контракта, срока для направления мотивированных возражений Заказчиком.
Акт об определении экономии энергетических ресурсов за отчетный период по форме согласно приложению N 4 к настоящему Контракту, составленный Сторонами в согласованном выше порядке, является отчетной документацией Исполнителя, подтверждающей исполнение обязательства в части достижения предусмотренного Контрактом размера экономии за отчетный период.
3.10. Авансирование не предусмотрено. Заказчик осуществляет расчеты с Исполнителем путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня окончания периода достижения доли размера экономии, за который осуществляются расчеты.
На основании изложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что в рассматриваемом случае максимальный срок для расчетов за достигнутую экономию составит 25 календарных дней (направление Исполнителем Акта) + 5 рабочих дней срок подписания Акта об определении экономии + 3 рабочих дня на подписание повторного акта, что превышает максимально допустимый срок оплаты, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации N 636.
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 1 статьи 54.3 и части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод жалобы заявителя признается обоснованным.
5) Согласно части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливаются требования к условиям энергосервисного контракта, в том числе требования к условиям исполнения такого контракта, включая условия об оплате такого контракта (в части порядка определения фактически сложившихся цен (тарифов) на энергетические ресурсы в целях оплаты такого контракта), особенности определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота) (в том числе период, за который учитываются расходы заказчика на поставки энергетических ресурсов).
Пунктом 6 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 636 установлено требование о наличии в энергосервисном контракте обязательного условия об определении объема потребления энергетического ресурса до реализации исполнителем перечня мероприятий, осуществляемое одним из следующих способов:
при наличии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса, -на основании планируемого объема потребления энергетического ресурса, сформированного заказчиком по фактическим данным об объеме потребления энергетического ресурса, определенным при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса в предшествующий период до реализации исполнителем перечня мероприятий;
при отсутствии данных об объеме потребления энергетического ресурса, определенных при помощи прибора учета используемого энергетического ресурса:
при установке исполнителем прибора учета используемого энергетического ресурса и фиксации сторонами данных об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученных при помощи этого прибора за период, который составляет не менее одного календарного месяца до начала реализации перечня мероприятий, данные об объеме (доле объема) потребления энергетического ресурса заказчиком, полученные при помощи указанного прибора учета, принимаются как объем потребления с учетом пункта 8 настоящих требований;
расчетно-измерительным способом в соответствии с утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации методикой определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении.
Согласно пункту 4.1. проекта контракта объем потребления электрической энергии на цели наружного освещения до реализации перечня ЭЭМ осуществляется расчетно-измерительным способом в соответствии с Методикой и указан в приложении N 2 к настоящему Контракту.
Приказом Минэнерго России от 04.02.2016 N 67 "Об утверждении методики определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности" в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2013 N 859 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636" утверждена прилагаемая методика определения расчетно-измерительным способом объема потребления энергетического ресурса в натуральном выражении для реализации мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее -Методика).
Согласно пункту 1.3 Методики под базовым периодом в настоящей Методике понимается период времени, выбранный для получения информации о параметрах, на основе которых может быть рассчитан объем потребления энергетических ресурсов до реализации мероприятий в соответствии с энергосервисным договором (контрактом). Период времени между окончанием базового периода и началом отчетного периода не может превышать 1 календарный год.
В соответствии с частью 3 статьи 54.3 Закона о контрактной системе к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно проекту контракта базовый период -календарный год (12 последовательных месяцев), по которому принят базовый уровень потребления, календарный год, предшествующий году заключения Контракта;
Базовым периодом по настоящему контракту является период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года.
Пунктами 5.1 и 5.2 проекта контракта предусмотрено, что исполнитель не позднее 10 (десяти) календарных дней со дня подписания Контракта обязан приступить к реализации ЭЭМ, указанных в приложении N 1 к настоящему Контракту. Исполнитель обязан реализовать ЭЭМ в срок до 210 дней с момента заключения контракта.
Вместе с тем в таблице N 2 технического задания указано: "Окончание реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (ЭЭМ) -не более 180 (ста восьмидесяти) дней с момента заключения Договора (Контракта) и не позднее 31.12.2021 г".
Согласно пункту 1.4. Методики под отчетным периодом в настоящей Методике понимается период, за который рассчитывается экономия энергетических ресурсов в натуральном выражении, достигнутая по результатам реализации мероприятий.
В соответствии с пунктом 2.9. ЭСК Начальный срок достижения предусмотренного Контрактом размера плановой экономии -первый календарный месяц (первый отчетный период), следующий за календарным месяцем, в котором Сторонами подписан Акт приемки выполненных ЭЭМ.
С учетом изложенного, учитывая сроки на заключения энергосервисного контракта, энергосервисные мероприятия должны быть выполнены до 210 дней (или не более 180 и не позднее 31.12.2021), период времени между окончанием базового периода и началом отчетного периода в данном случае будет превышать один календарный год.
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что наличие в проекте контракта противоречивой информации, а именно противоречия между пунктами 5.2 проекта контракта и таблице N 2 технического задания является нарушением части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, жалоба заявителя признается обоснованной в указанной части.
6) Согласно абзацу 2 пункта 18 Приложения N 1 к Постановлению N 636, при указании в качестве меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соблюдению согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов заказчиком в обязанности заказчика входят безвозмездное устранение выявленных недостатков и возмещение убытков, возникших у исполнителя в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) указанных обязательств.
Таким образом, обязательное наличие в энергосервисном контракте обязанности заказчика безвозмездно устранять выявленные недостатки и возмещать убытки, возникшие у исполнителя в результате неисполнения обязательств по соблюдению согласованных сторонами режимов и условий использования энергетических ресурсов, зависит от возложения на заказчика мер ответственности за несоблюдение указанных режимов и условий.
Проанализировав проект контракта Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что Проект энергосервисного контракта не содержит соответствующих мер ответственности заказчика.
Заявителем в составе жалобы и на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода жалобы.
На основании изложенного довод жалобы заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России необоснованным.
7) По мнению заявителя, заказчиком в проекте контракта неправомерно установлено требование о том, что исполнителю необходимо выполнять работы в соответствии, в том числе, с требованиями ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования".
Согласно пункту 5.3 проекта контракта все ЭЭМ в рамках Контракта должны выполняться в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2010 года N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного контракта и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного контракта (цены лота)"; постановления Правительства РФ от 10.12.2017 N 1356 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения"; постановления Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1221 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ГОСТ 12.3.032-84 "Система стандартов безопасности труда. Работы электромонтажные. Общие требования безопасности"; ГОСТ Р 55706-2013 "Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы"; ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования"; СП 52.13330.2016. Свод Правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СниП 23-05-95*; Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 N6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей"; СП 76.13330.2016 "Электротехнические устройства. Актуализированная редакция СНиП 3.05.06-85"; ПУЭ (Правила устройства электроустановок (Изд. седьмое, переработанное и дополненное, с изменениями)), утвержденные Приказом Минэнерго Российской Федерации от 08.07.2002 N204; Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденные Приказом Минтруда Российской Федерации от 24.07.2013 N328н; ГОСТ IEC 60598-1-2017. "Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний"; ГОСТ IEC 60598-2-3-2017 "Светильники. Часть 2. Частные требования. Раздел 3. Светильники для освещения улиц и дорог"; ГОСТ Р МЭК 62471-2013 "Лампы и ламповые системы. Светобиологическая безопасность"; ГОСТ IEC 62493-2014 "Оценка осветительного оборудования, связанная с влиянием на человека электромагнитных полей"; ГОСТ 30804.3.2-2013 "Совместимость технических средств электромагнитная. Эмиссия гармонических составляющих тока техническими средствами с потребляемым током не более 16 А (в одной фазе). Нормы и методы испытаний" и иными нормативно-правовыми актами.
Период выполнения ЭЭМ не включается в срок достижения предусмотренного Контрактом размера плановой экономии.
Вместе с тем, доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов заявитель не представил. Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя, как участника закупки, в материалы дела также не представлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованными.
8) По мнению заявителя, заказчиком установлен противоречивый срок действия контракта.
Вместе с тем, проанализировав конкурсную документацию и проект контракта комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее.
Пунктом 11.1 проекта контракта установлено, что контракт вступает в силу с даты подписания его Сторонами и действует в течение 6 (шести) лет после подписания Акта выполненных ЭЭМ от начального срока достижения предусмотренного Контрактом размера экономии, а в части оплаты стоимости Контракта, возмещения убытков, выплаты неустойки, исполнения гарантийных обязательств - до полного исполнения Сторонами своих обязательств по Контракту.
Информации и доказательств о наличии иных сведений, противоречащих пункту 11.1, относительно срока действия контракта, заявителем в материалы дела и на заседании Комиссии не представлено.
Кроме того, доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов заявитель не представил. Доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя, как участника закупки, в материалы дела также не представлено.
На основании изложенного, довод жалобы заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России необоснованным.
9) В соответствии с пунктом 7.4 проекта контракта в случае досрочного расторжения Контракта по основаниям, предусмотренным Контрактом (раздел 9 Контракта) и действующим законодательством Российской Федерации, право собственности на светильники, оборудование и отделимые улучшения, созданные и/или установленные на Объекте энергосервиса Заказчика в ходе осуществления ЭЭМ, сохраняется за Исполнителем и может перейти к Заказчику в порядке, определенном в п. 9.7 Контракта.
Вместе с тем, заказчиком в пункте 9.7 проекта контракта установлено следующее: "В случае досрочного расторжения Контракта по инициативе Исполнителя либо Заказчика понесенные убытки возмещаются, в связи с досрочным расторжением Контракта, за вычетом средств, полученных Исполнителем либо Заказчиком в течение срока действия Контракта".
Таким образом, содержащаяся в пункте 7.4 проекта контракта ссылка на пункт 9.7 проекта контракта относительно порядка перехода права собственности на светильники, оборудование и отделимые улучшения, является противоречивой, поскольку пункт 9.7 не содержит названного порядка перехода прав собственности.
В связи с этим, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в данном случае нарушены требования части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, довод жалобы заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России обоснованным.
10) По мнению заявителя заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении в составе первых частей заявок конкретных показателей товара.
В соответствии с частью 4 статьи 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
1) согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) предложение участника открытого конкурса в электронной форме о качественных, функциональных и об экологических характеристиках объекта закупки при установлении в конкурсной документации критерия, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 32 названного Федерального закона. При этом отсутствие указанного предложения не является основанием для принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в открытом конкурсе в электронной форме;
3) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
Согласно пункту 1 части 15 информационной карты конкурсной документации первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать:
"1. Первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать:
1) согласие участника конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара (указывается участником закупки в отношении поставляемых товаров, оборудования, и программного обеспечения, входящего в состав оборудования).
(В случае, если страной происхождения светотехнического оборудования являются разные страны, то наименование страны происхождения светотехнического оборудования указывается участником открытого конкурса в электронной форме по каждому виду светотехнического оборудования отдельно. В случае, если страной происхождения всего светотехнического оборудования является одна страна, то участник открытого конкурса в электронной форме может указать наименование единой страны происхождения светотехнического оборудования для всех видов);
3) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в пункте 2.1 раздела II конкурсной документации, и указание на товарный знак.
Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в конкурсе в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации.
В первой части заявки на участие в конкурсе не допускается указание сведений об участнике конкурса, подавшем заявку на участие в таком конкурсе, а также сведений о предлагаемой этим участником конкурса сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии (о предлагаемой сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту) (в случае указания в первой части заявки участником открытого конкурса в электронной форме сведений о таком участнике и (или) о предлагаемой им сумме, определяемой как разница между соответствующими расходами заказчика на поставки энергетических ресурсов (начальной (максимальной) ценой контракта) и экономией в денежном выражении указанных расходов заказчика, предложенной участником закупки и уменьшенной на стоимостную величину, соответствующую предложенному участником закупки проценту такой экономии (о предлагаемой сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту), участнику открытого конкурса в электронной форме будет отказано в допуске к участию в открытом конкурсе (п.3 ч.3 статьи 54.5. Закона о контрактной системе)).
При этом первая часть заявки на участие в конкурсе может содержать эскиз, рисунок, чертеж, фотографию, иное изображение товара, закупка которого осуществляется".
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что в соответствии с пунктом 7.2 проекта контракта, по истечение срока действия Контракта право собственности на светильники, оборудование и отделимые улучшения, созданные и/или установленные на Объекте энергосервиса Заказчика в рамках исполнения Контракта, в течение 20 рабочих дней с даты достижения экономии, определенной в настоящем Контракте, переходит к Заказчику без дополнительной платы на основании подписанного Сторонами Акта об определении экономии электрической энергии за последний отчетный период и оформленной Сторонами приемо-передаточной документации.
На основании изложенного, установление требований к составу первой части заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме подобным образом не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы заявителя признается необоснованным.
11) По мнению заявителя, заказчиком неправомерно установлены ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
В соответствии с частью 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Проанализировав конкурсную документацию, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком, кроме прочего, производится закупка радиоэлектронного оборудования, включенного в перечень.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что заказчиком в извещении и конкурсной документации установлены ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 878 и Постановления Правительства N 126н.
Согласно письму ФАС России от 16.09.2020 N ИА/80326/20 "По вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергоэффективных мероприятий" при осуществлении закупок по энергосервисным контрактам заказчикам необходимо устанавливать в извещении о проведении закупки и документации о закупке условия допуска в соответствии с Постановлением N 878 (или размещать в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанного ограничения) и преференции в соответствии с Приказом N 126н.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о правомерности установления заказчиком ограничений и условий допуска в соответствии с требованиями Постановления Правительства N 878 и Постановления Правительства N 126н.
На основании изложенного, довод жалобы заявителя признается необоснованным.
12) По мнению заявителя, установленный порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 1085.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать:
8) критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. (далее Постановление N 1085).
Согласно пункту 10 Постановления N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В силу пункта 26 Постановления N 1085 количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным пунктом 25 настоящих Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.
В соответствии с конкурсной документации количество баллов, присваиваемых заявке по показателям, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов Комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по каждому из указанных показателей.
Таким образом, установленный заказчиком порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не противоречит требованиям Постановления Правительства N 1085 и Закона о контрактной системе.
13) По мнению заявителя, заказчиком в порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме неправомерно не установлено значение привлекаемых материально-технических и трудовых ресурсов.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации).
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Изучив указанный порядок присвоения баллов, Комиссия приходит к выводу, что, для целей оценки и присвоения баллов в Конкурсной документации необходимо устанавливать значение привлекаемых материально-технических и трудовых ресурсов в количестве, необходимом для выполнения работ в рамках исполнения контракта, что также подтверждается позицией, изложенной в письме ФАС России от 16.09.2020 N ИА/80326/20 "По вопросу применения законодательства о контрактной системе в части осуществления закупок на проведение энергоэффективных мероприятий".
Вместе с тем, указанный предельные значения необходимых трудовых и материально-технических ресурсов отсутствуют.
Изложенное свидетельствует о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы заявителя признается Комиссией Нижегородского УФАС России обоснованным.
14) По мнению заявителя, заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе установлены требования к квалификации трудовых ресурсов.
В соответствии с пунктом 27 Постановления Правительства N 1085 показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Проанализировав критерии оценки заявок, поданных для участия в открытом конкурсе в электронной форме Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что установление требований к квалификации трудовых ресурсов не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 1085.
В силу частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов заявитель не представил.
На основании вышеизложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
15) По мнению заявителя заказчиком в конкурсной документации неправомерно установлено требование о соответствии поставляемого товара национальным стандартам иностранного государства.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В соответствии с разделом II конкурсной документации заказчиком установлены, в том числе, следующие требования к товарам:
"- По уровню радиопомех от электрического светового оборудования светильники должны соответствовать СТБ ЕН 55015
- Светильники должны иметь в штатном исполнении защиту от микросекундных импульсных помех большой энергии до 2 кВ, согласно СТБ МЭК 61000-4-5
- Светильники должны соответствовать ГОСТ Р 54350, IEC 60598-1 (ГОСТ IEC 60598-1), ГОСТ IEC 60598-2-1, СТБ IEC 60598-2-3 (ГОСТ IEC 60598-2-3), СТБ IEC 61347-2-13 (ГОСТ Р МЭК 61347-2-13), СТБ IEC 61347-1 (ГОСТ Р МЭК 61347-1) с уточнениями и дополнениями к техническим требованиям конкурсной документации".
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Закон о стандартизации) настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы стандартизации в Российской Федерации, в том числе функционирования национальной системы стандартизации, и направлен на обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере стандартизации, включая отношения, возникающие при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона о стандартизации национальная система стандартизации - механизм обеспечения согласованного взаимодействия участников работ по стандартизации (федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере стандартизации, федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации, другие федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Р" и иные государственные корпорации в соответствии с установленными полномочиями в сфере стандартизации, технические комитеты по стандартизации, проектные технические комитеты по стандартизации, комиссия по апелляциям, юридические лица, в том числе общественные объединения, зарегистрированные на территории Российской Федерации, физические лица - граждане Российской Федерации) на основе принципов стандартизации при разработке (ведении), утверждении, изменении (актуализации), отмене, опубликовании и применении документов по стандартизации, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения.
Вместе с тем, вышеуказанные документы являются национальными стандартами иностранного государства - Республики Беларусь и не входят в национальную систему стандартизации Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, заказчиком нарушены правила описания объекта закупки, что свидетельствует о нарушении требований части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
16) По мнению заявителя, заказчиком в конкурсной документации установлены избыточные требования о наличии у производителя светильников сертификата ГОСТ ISO 9001.
В силу частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе не ограничивает право заказчика самостоятельно формировать объект закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованными.
17) По мнению заявителя, установленные заказчиком характеристики по отношению к осветительным приборам не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Согласно требованиям технического задания, являющегося неотъемлемой частью конкурсной документации, в отношении светильников заказчиком установлена характеристика "Тип кривой силы света".
В силу частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе не ограничивает право заказчика самостоятельно формировать объект закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованными.
18) По мнению заявителя заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к сроку службы светильников.
Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что техническое задание содержит, кроме прочего, следующее требование:
Срок службы светильника |
не менее 100 000 ч |
Вместе с тем в соответствии с ГОСТ Р55705-2013 срок службы осветительного оборудования составляет не менее 12 лет.
В силу частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе не ограничивает право заказчика самостоятельно формировать объект закупки.
Доказательств отсутствия на рынке товара с указанной характеристикой, либо невозможности осуществить его поставку, представителями заявителя представлено не было.
На основании вышеизложенного, оценив характеристики товаров, содержащихся в конкурсной документации, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки является объективным, позволяет участнику составить заявку с учетом требований документации, требуемая заказчиком информация является открытой и указывается производителями соответствующего товара.
При этом, следует отметить, что Закон о контрактной системе предоставляет заказчику право указывать в закупочной документации такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг, не ограничивая при этом количество участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованными.
19) По мнению заявителя, заказчиком с нарушением требований Закона о контрактной системе установлены к товару, а именно коэффициент MF и требования к корпусу светильников.
В силу частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа частей 1 и 9 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе не ограничивает право заказчика самостоятельно формировать объект закупки.
Доказательств отсутствия на рынке товара с указанной характеристикой, либо невозможности осуществить его поставку, представителями заявителя представлено не было.
На основании вышеизложенного, оценив характеристики товаров, содержащихся в конкурсной документации, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что описание объекта закупки является объективным, позволяет участнику составить заявку с учетом требований документации, требуемая заказчиком информация является открытой и указывается производителями соответствующего товара.
При этом, следует отметить, что Закон о контрактной системе предоставляет заказчику право указывать в закупочной документации такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара при оказании соответствующих услуг, не ограничивая при этом количество участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованными.
20) По мнению заявителя, техническое задание не содержит информации, необходимой для корректного определения потенциала экономии электрической энергии при реализации энергосервисных мероприятий.
В соответствии с Приложением N 3 к Техническому заданию "График включений и отключений наружного освещения город Бог на 2021 год" вечернее переключение на ночное горение (отключение 1/3 освещения) производится в 24-00.
Проанализировав названное приложение Комиссия Нижегородское УФАС России приходит к выводу, что названное приложение содержит необходимую информацию о времени и характере переключения наружного освещения на режим ночного горения.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов заявитель не представил.
На основании вышеизложенного, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованными.
21) По мнению заявителя, заказчиком неправомерно установлен порядок обследования объекта энергосервисного контракта.
В соответствии с частью 1 Приложения N 1 к Постановлению Правительства N 636 энергосервисный контракт должен включать в себя наличие перечня мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, которые обязан выполнить исполнитель энергосервисного договора (контракта) (далее соответственно - контракт, исполнитель, перечень мероприятий), с подробным техническим описанием каждого мероприятия и сроками их выполнения, сформированного заказчиком, осуществляющим закупки в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - заказчик), включенного в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме или в извещение о проведении запроса котировок.
При невозможности формирования перечня мероприятий заказчиком - включение в контракт перечня мероприятий, сформированного в заявке участника закупки, с которым заключается контракт.
Перечень мероприятий может формироваться на основании:
энергетического паспорта, составленного по результатам энергетического обследования и включаемого заказчиком в конкурсную документацию, документацию об аукционе, документацию об открытом аукционе в электронной форме, извещение о проведении запроса котировок;
актуальных на дату формирования перечня мероприятий сведений об объекте (при отсутствии у заказчика энергетического паспорта или изменении информации об объекте (объектах) со времени его составления). Для формирования перечня мероприятий может использоваться информация о количестве объектов (зданий), годе постройки, типе ограждающих конструкций, годе капитального ремонта, технических характеристиках оборудования, потребляющего энергетический ресурс, наличии приборов учета используемого энергетического ресурса, об объеме потребления энергетического ресурса за предыдущие периоды, указанная заказчиком в конкурсной документации, документации об аукционе, документации об открытом аукционе в электронной форме, извещении о проведении запроса котировок, и дополнительная информация, собранная участниками закупки на объекте (объектах) самостоятельно.
Обеспечение заказчиком свободного доступа потенциальных участников закупок к объектам, в отношении которых предполагается осуществление исполнителем действий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Вместе с тем, проанализировав конкурсную документацию и техническое задание Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком в пункте 4 Технического задания установлено следующее:
"Обследование Объекта энергосервиса должно осуществляться с учетом следующих требований:
4.1. Обследование световых точек (светильников). 100% от общего количества светильников, установленных на Объекте энергосервиса.
Визуальный осмотр оборудования Объекта энергосервиса, в целях определения: точного количества и характеристик световых точек (светильников), входящих в Систему освещения.
При выполнении обследования по каждой световой точке должен выполняться фотоотчет, производиться определение географических координат, а также заполняться форма опросного листа, включающего следующие обязательные поля:
1 Номер. Уникальный цифровой номер отчета.
2 Населенный пункт. Населенный пункт, в котором выполнено обследование конкретной световой точки (светильника)
3 Улица. Наименование улицы, на которой находиться световая точка (светильник)
4 Пешеходный переход. В поле заносится значение "Да", в случае нахождения световой точки (светильника) в радиусе не более 5 метров от пешеходного перехода, обозначенного горизонтальной дорожной разметкой 1.14 ("зебра") либо Дорожным знаками 5.19.1 "Пешеходный переход" или 5.19.2 "Пешеходный переход", в иных случаях значение поля должно быть: "Нет".
5 Ширина дороги. Значение в метрах с шагом 1 метр, расстояния, обозначенного в приложении 1. Схема измеряемых параметров световой точки: (5) Ширина дороги.
6 Тип светильника. Возможные варианты:
- Светильник на опоре (Консольный)
- Торшер
- Подвесной
7 Широта. Значение широты географической координаты в десятичном формате, места нахождения световой точки (светильника), полученное c использованием спутниковых навигационных систем: GPS/Глонасс/Beidou. Величина погрешности определения не должна превышать 10 метров.
8 Долгота. Значение долготы географической координаты в десятичном формате, места нахождения световой точки (светильника), полученное c использованием спутниковых навигационных систем: GPS/Глонасс/Beidou. Величина погрешности определения не должна превышать 10 метров.
9 Фото. Гиперссылка на фотографию по конкретной световой точке (светильнику). Файл фотографии должен храниться на облачном сервисе.
10 Количество светильников. Количество световых точек (светильников), размещенных на данной опоре.
Отчет по итогам обследования Системы должен быть выполнен в формате электронной таблицы Excel и передан Заказчику в, т.ч. в электронном виде.
Формы отчета по обследованию Системы представлены в Приложении N3 к настоящему Техническому заданию".
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу, что конкурсная документация содержит порядок обследования объекта энергосервисного контракта, и не противоречит в указанной части требованиям Закона о контрактной системе.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела и на заседании Комиссии не представлено.
Таким образом, Комиссия Нижегородского УФАС России приходит к выводу о необоснованности довода жалобы заявителя.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, допущенные заказчиком и уполномоченным органом нарушения требований части 1 статьи 54.3, части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе являются существенными и в данном случае могут быть устранены только путем внесения изменений в извещение и конкурсную документацию.
Руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЕЭС-Гарант" на действия Администрации городского округа г. Бор и МБУ "Управление благоустройства г.о.г. Бор" при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения города Бор Нижегородской области, номер извещения 0332300349521000070, обоснованной в части нарушения требований части 1 статьи 54.3, части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе.
2. В остальной части признать жалобу ООО "ЕЭС-Гарант" на действия Администрации городского округа г. Бор и МБУ "Управление благоустройства г.о.г. Бор" при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на проведение мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации сетей уличного освещения города Бор Нижегородской области, номер извещения 0332300349521000070, необоснованной.
3. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 54.3, части 19 статьи 108 Закона о контрактной системе.
4. Выдать уполномоченному органу, заказчику и оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии О.Ю. Швецова
Члены комиссии Р.В. Кечин
А.В. Воронков
Исп.Воронков А.В.
тел.8(831)4-31-73-87 вн. 052-706
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 7 июня 2021 г. N 052/06/105-1576/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.06.2021