Резолютивная часть объявлена 21.06.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 24.06.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии:
М.В. Мельников - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Л.В. Шевченко - главный специалист-эксперт Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заявителя - ООО "НК-СТРОЙ": Ждановой Э.А. (по доверенности);
заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области": М.С. Ильинской (по доверенности);
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО "НК-СТРОЙ" (вх. N 4387 от 15.06.2021) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Калининградской области" при проведении открытого конкурса в электронной форме, предметом которого является противопаводковые мероприятия (извещение N 0335100004721000010) (далее - Конкурс) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 15.06.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, при установлении нестоимостных критериев оценки в конкурсной документации по Показателю N 1 "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Критерия оценки 4.1: "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" Заказчиком необоснованно не подлежат оценке гражданско-правовые договоры, заключенные не в порядке Закона о контрактной системе и Федерального закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
По мнению Заказчика, установленный в конкурсной документации порядок оценки конкурсных заявок не нарушает требования Закона о контрактной системе, а отсутствие опыта выполнения работ по государственным/муниципальным контрактам не препятствует участию в Конкурсе потенциальным участникам закупки.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
25.05.2021 Уполномоченным учреждением на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0335100004721000010 и конкурсная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 503 474,00 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу части 2 статьи 54.1 Закона о контрактной системе для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Как установлено пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил "оценка" - это процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Приложением N 1 к разделу 2 "Информационная карта конкурса в электронной форме" установлен следующий порядок и критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме:
"Оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется на основании критериев оценки, их содержания и значимости, установленных в настоящем Приложении 1 к Разделу 2. "Информационная карта конкурса", в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила)".
Оценка заявок на участие в конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев оценки:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия |
Коэффициент значимости |
Максимальная оценка в баллах по критерию |
Максимальный рейтинг по критерию |
Максимальный итоговый рейтинг |
Стоимостные критерии оценки |
100 баллов |
|||||
1. |
Цена контракта |
60 % |
0,6 |
100 баллов |
60 баллов |
|
Нестоимостные критерии оценки | ||||||
2 |
Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
40% |
0,4 |
100 баллов |
40 баллов |
4. Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки
4.1. Критерий оценки: "Квалификация участников открытого конкурса в электронной форме, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Значимость критерия оценки: 40 %. Коэффициент значимости критерия оценки - 0,4.
Лучшим условием исполнения контракта по указанному критерию признается предложение участника закупки, набравшего наибольшее количество баллов по данному критерию.
Для оценки заявок по критерию используется показатель.
Показатели Критерия |
Максимальная оценка в баллах по показателю |
Значимость показателя |
Коэффициент значимости |
Максимальная оценка с учетом значимости показателя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Показатель N1 |
100 баллов |
100% |
1,0 |
100 баллов |
Показатель N1: "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
Заказчиком будет оцениваться суммарный объем выполненных работ сопоставимого характера и объема, исчисляемый в рублях, по исполненным участником контрактам (договорам), заключенным в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ. Контракты (договоры) должны быть исполнены за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе.
Контракты (договоры) должны содержаться в реестре контрактов (договоров) Единой информационной системы. Датой исполнения контракта (договора) считается дата акта приемки выполненных работ или иного документа, предусмотренного контрактом (договором), подтверждающего приемку работ по исполнению контракта (договора) в полном объеме.
Оценке не подлежат контракты (договоры), работы по которым продолжаются и/или не выполнены (являются незавершенными).
Оценке не подлежат контракты (договоры), сведения о которых в составе заявки представлены не в полном объеме (отсутствуют частично или в полном объеме документы, подтверждающие соответствие данному показателю).
Под работами сопоставимого характера и объема понимаются работы по выполнению противопаводковых мероприятий на сумму не менее 600 000 (шестьсот тысяч) рублей 00 копеек. Соответствие сопоставимому объему применяется к каждому исполненному участником закупки контракту (договору), а не в совокупности представленных исполненных контрактов (договоров).
Опыт участника по выполнению работ сопоставимого характера и объема (по каждому исполненному контракту (договору) подтверждается следующими документами в электронном виде:
1) копия ранее исполненного контракта (договора) на выполнение работ сопоставимого характера и объема. В случае, если в контракты (договоры) вносились изменения (дополнения), необходимо представлять копии дополнительных соглашений, в которых содержатся данные изменения (дополнения);
2) копия акта(ов) приемки выполненных работ или иных предусмотренных контрактом (договором) документов, подтверждающего(-их) приемку работ по исполнению контракта (договора) в полном объеме.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью, в том числе дополнительными соглашениями (в том числе приложения к дополнительным соглашениям, являющимся их неотъемлемой частью).
Кроме того, в приложении N 1 к разделу 2 "Информационная карта конкурса в электронной форме" к показателю нестоимостного критерия (пункты 2.1, 2.2) представлена формула расчета количества баллов с расшифровкой значений показателей, порядок расчета итогового рейтинга, а также в приложении 3 к разделу 2 "Информационная карта конкурса в электронной форме" содержится инструкция по оформлению заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, представленный в Конкурсной документации нестоимостной критерий и порядок оценки по данному критерию содержит:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю);
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки Конкурсной комиссией.
Критерий и порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не противоречит требованиям Правил, Заказчик самостоятельно устанавливает как величины предельно необходимых минимальных или максимальных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанного критерия, так и виды аналогичных по характеру контрактов (договоров).
На заседании Комиссии Заказчик пояснил, что установив требование о подтверждении опыта исключительно контрактами (договорами), заключенными в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, конкурсная комиссия при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе имеет возможность проверить достоверность представленной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
Как пояснил на заседании Комиссии Заявитель, у него отсутствуют заключенные гражданско-правовые договоры сопоставимого характера, жалоба подана им в интересах третьих лиц.
Комиссия, изучив и проанализировав Конкурсную документацию, оценив доводы приведенные сторонами, приходит к следующим выводам.
Установленный Заказчиком порядок оценки Конкурсных заявок не содержит такого основания для отказа претендентам в допуске к участию в проводимом Конкурсе как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки и направлен на выявление лучшего конкурсного предложения. При этом, установление определенных условий, требований в критерии оценки, имеет цель выявить и привлечь к участию в Конкурсе наиболее конкурентоспособных исполнителей, отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. Заказчик при рассмотрении и оценке заявок на участие в открытом конкурсе имеет возможность проверить достоверность представленной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
В рассматриваемом случае закупка проводится способом открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки, а не при подаче заявок. Возможность проиграть в конкурсе, не набрав нужное количество баллов не может расцениваться как ограничение доступа к хозяйственной деятельности.
Установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ не направлено на ограничение заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ для государственных и муниципальных нужд; не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции. Участник закупки, не набравший баллов по этому критерию, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому показателю и стать победителем конкурса. Отсутствие у него опыта работы в выполнении контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, не ограничивает его право на участие в Конкурсе.
Таким образом, оспариваемый нестоимостной критерий, показатели данного критерия и порядок, условия оценки, установленные Заказчиком в Конкурсной документации, не препятствуют участию в Конкурсе, не предрешают исхода закупки, не создают преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлены, прежде всего, на определение победителя Конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении необходимых работ.
Также, Комиссия приходит к выводу о том, что принимая во внимание пояснения Заявителя об отсутствии у него гражданско-правовых договоров на сопоставимый вид работ, действиями Заказчика по установлению требования о наличии у участника опыта работ по исполнению исключительно контрактов (договоров), заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ, не нарушают его права и законные интересы.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемый нестоимостной критерий и показатели для его оценки не противоречат требованиям Закона о контрактной системе и Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, а жалоба ООО "НК-СТРОЙ" является необоснованной.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "НК-СТРОЙ" необоснованной.
Заместитель председателя Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: М.В. Мельников
Л.В. Шевченко
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 24 июня 2021 г. N 039/06/54.3-679/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021