Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
В отсутствие представителей заказчика - КГБУЗ "Городская больница N2" Министерства здравоохранения Хабаровского края, участника закупки - ИП Шибанов Дмитрий Васильевич, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ИП Шибанов Дмитрий Васильевич и материалы дела N 027/06/67-791/2021, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ИП Шибанов Дмитрий Васильевич (далее - ИП Шибанов Д.В., Заявитель) на действия заказчика - КГБУЗ "Городская больница N2" Министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку краски акриловой (извещение N0322300061421000196 от 27.05.2021).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы как участника закупки нарушены действиями заказчика, необоснованно отказавшем в допуске к участию в торгах.
На основании статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0322300061421000196 о проведении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 27.05.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: поставка краски акриловой.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 65 618,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 27.05.2021 12:18 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 04.06.2021 07:00 (МСК+7).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.06.2021 N0322300061421000196-1 на участие в торгах подали заявки 3 (три) участника закупки. Решением аукционной комиссии заявки N2,3 допущены к участию в торгах, заявке N1 отказано в допуске к участию по следующему основанию:
"п. 1 ч. 4 ст. 67 - непредоставление информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, или предоставление/установление недостоверной информации предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ. Заявка не содержит конкретных показателей товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии".
В ходе проведения внеплановой проверки заказчиком представлен мотивированный отзыв на жалобу (исх. N01/08-14-903 от 27.05.2021) согласно которому Учреждение полагает жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N027/06/67-791/2021, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 2 ст. 12 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 4 раздела I "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" аукционной документации предусмотрен порядок подготовки заявки на участие в закупке, в частности, установлено, что первая часть заявки на участие в аукционе, за исключением случая, если при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в документацию об аукционе в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ включена проектная документация, должна содержать:
1) согласие участника аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в аукционе в случае отсутствия в документации об аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об аукционе (пп.4.2.4).
Примечанием к указанному подпункту установлено, что Исчерпывающий перечень показателей, в отношении которых требуется указание их конкретных значений, указан в части IV "Предложение участника закупки" документации об аукционе.
Разделом IV "Предложение участникам закупки" аукционной документации установлена следующая рекомендуемая форма подачи конкретых показателей:
N п/п |
Требования Заказчика |
Предоставляется участником закупки |
|||||||
Наименование товара, его характеристик, потребительских свойств |
Ед. изм. |
Требуемое значение характеристики |
Конкретные* показатели, характеристики, товарный знак (при наличии) предлагаемого для поставки товара |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|||||
|
Таким образом, с учетом примечания инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, заказчик требовал исключительно наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран; товарный знак (при наличии).
Аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг (ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 3 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 4 ст.67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается (ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено и подтверждается материалами дела, что участник закупки представил показатели, соответствующие требованиям заказчика о предоставлении конкретных показателей, исчерпывающий перечень которых отражен в разделе IV "Предложение участникам закупки" аукционной документации в соответствии с разделом I "Инструкция участникам аукциона в электронной форме" аукционной документации.
Вместе с тем, в нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия признала заявку ИП Шибанов Д.В. несоответствующей требованиям аукционной документации, в связи с чем отказа в допуске к участию в торгах.
Указанное нарушение образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жалоба Заявителя признается обоснованной.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, объектом закупки является поставка краски акриловой.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В силу пп. "б" п. 2 Правил использования КТРУ Каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно п. 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из вышеприведенных положений Правил использования КТРУ в их системной взаимосвязи следует, что право заказчика указать дополнительную информацию а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога возможно к реализации исключительно в случае включения в аукционную документацию обоснования необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В рассматриваемом случае объектом закупки являются краски на основе акриловых или виниловых полимеров в водной среде (эмаль акриловая), за которым закреплена позиция каталога товаров, работ, услуг с реестровым номером N20.30.11.120-00000001 "Краски на основе акриловых или виниловых полимеров в водной среде". Указанная позиция содержит описание объекта закупки и подлежит обязательному применению с 08.02.2021.
К обязательным характеристикам товара N20.30.11.120-00000001 "Краски на основе акриловых или виниловых полимеров в водной среде" в соответствии с КТРУ является область применения; основа состава; тип краски.
Вместе с тем, согласно разделу III "Техническая часть" аукционной документации, заказчиком установлены следующие требования к качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара:
"назначение: предназначена для работ по деревянным, кирпичным, бетонным, оштукатуренным, предварительно загрунтованным металлическим поверхностям, и гипсокартону, а также по поверхностям, ранее окрашенным алкидными эмалями. Основа состава Акриловая. Разбавитель Вода. Устойчива к многократному мытью дезинфицирующими средствами. Время высыхания до нанесения следующего слоя Не более 12 час. Расход на 1 слой не более 11 м2/л. Время высыхания при +20° С и относительной влажности 65% Не более 2 час. Плотность Не менее 1,1 и не более 1,3 кг/л. Огнезащитная. Способ нанесения: кистью, валиком или распылением. Возможность колировки. База А. Цвет Белый. Степень блеска Полуглянцевый. Объем Больше или равно 2.7 Меньше 3.2 кг".
В нарушение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, п. 6 Правил использования КТРУ Заказчиком в аукционной документации не отражено обоснование дополнительных характеристик товара, не включенных в соответствующую позицию каталога товаров, работ, услуг.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений путем аннулирования протокола, составленного при осуществлении закупки, внесения изменений в аукционную документацию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шибанов Д.В. на действия заказчика - КГБУЗ "Городская больница N2" Министерства здравоохранения Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку краски акриловой (извещение N 0322300061421000196 от 27.05.2021) - обоснованной.
2. Признать аукционную комиссию заказчика - КГБУЗ "Городская больница N2" Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушившей требования ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать заказчика - КГБУЗ "Городская больница N2" Министерства здравоохранения Хабаровского края нарушившим требования ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе.
4. Выдать заказчику - КГБУЗ "Городская больница N2" Министерства здравоохранения Хабаровского края предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных при проведении торгов, внесения изменений в аукционную документацию.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16 июня 2021 г. N 7-1/251
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021