Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014 жалобу ООО "СК "Реалист" на действия аукционной комиссии МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильных дорог на территории муниципальных кладбищ, в рамках реализации проекта "строительство кладбищ города Тюмени. 3 этап строительства. Червишевское-5" (реестровый номер закупки 0167300000521000801) (далее также - электронный аукцион, аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), поступила жалоба заявителя на действия аукционной комиссии заказчика при проведении обозначенного электронного аукциона.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Уведомления о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы направлены в адрес заявителя, заказчика, уполномоченного органа. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель считает, что принятое аукционной комиссией решение об отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе является необоснованным, поскольку его заявка на участие в электронном аукционе соответствовала дополнительным требованиям документации об электронном аукционе и нормам Закона о контрактной системе.
В обоснование своих доводов ссылается на то, что в составе заявки общества на участие в указанном электронном аукционе представлен договор субподряда N 00-08-18П на выполнение работ по строительству дорог по объекту "Инженерная подготовка площадки для жилищного строительства в р.п. Винзили, микрорайон "Молодежный", Тюменского муниципального района. Строительство дорог и сетей электроснабжения " II очередь (строительство дорог с щебеночным покрытием) от 29.08.2018 заключенный между ООО "Газстрой" (Генеральный подрядчик) и ООО "СК "Реалист" (Субподрядчик). Общая цена договора составляет 79 574 553,94 рублей. Разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в составе заявки не предоставлено, поскольку объект является незавершённым, соответственно разрешение на ввод в эксплуатацию отсутствует.
Вывод аукционной комиссии о том, что договор подряда N9-05/19П на выполнение работ по капитальному ремонту дороги от 31.05.2019, представленный также в составе заявки заявителя, не подтверждает опыт работ по строительству, реконструкции линейного объекта, заявитель не оспаривает.
Представитель уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе заявителя, не согласился, факт нарушения Закона о контрактной системе не признает, считает, что аукционная комиссия при принятии оспариваемого решения действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе и требованиями, установленными в документации об аукционе. Заявка заявителя признана несоответствующей требованиям аукционной документации, поскольку участником закупки не подтвержден опыт выполнения аналогичных работ, закупка на выполнение которых была проведена, в составе документов обществом в подтверждения опыта работ представлен договор субподряда N 00-08-18П от 29.08.2018 по которому общество является субподрядчиком, что не подтверждает опыт работ, также к указанному договору не представлена копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Представитель заказчика позицию уполномоченного учреждения поддержал, считает жалобу необоснованной.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей заявителя, заказчика исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Как следует из части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе урегулирован статьей 69 Закон о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 69 Закон о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закон о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закон о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Частью 6 статьи 69 Закон о контрактной системе предусмотрено, что заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закон о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, не допускается.
В соответствии с пунктом 2 части 1, части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Так, в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
Согласно пункту 2 (1) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 5 млн. рублей для муниципальных нужд, устанавливается требование о наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с п. 2 (1) Постановления Правительства N 99 определены документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
В силу части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида электронные документы (или их копии), предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, участником закупки в состав второй части заявки не включаются документы (их копии), подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства N 99, указанные документы размещаются в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке и направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств.
Следовательно, в соответствии с вышеуказанными нормами Закона о контрактной системе аукционная комиссия осуществляет проверку документов представленных в качестве подтверждения дополнительных требований установленных Постановлением Правительства N 99, содержащихся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
Из материалов дела усматривается, что МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени", являясь уполномоченным учреждением в интересах заказчика выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильных дорог на территории муниципальных кладбищ, в рамках реализации проекта "строительство кладбищ города Тюмени. 3 этап строительства. Червишевское-5".
Информация об электронном аукционе 02.06.2021 была размещена на официальном общероссийском сайте ЕИС: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000521000801.
Начальная (максимальная) цена контракта- 78 442 720,00 рублей.
В пункте 26 Раздала 2 документации электронного аукциона установлены дополнительные требования к участникам электронного аукциона, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно:
Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта.
При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Пунктом 43 Раздала 2 аукционной документации определен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участниками электронного аукциона в соответствии с ч.2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона, а именно:
копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 10.06.2021 на участие в электронном аукционе поступило 3 заявки участников закупки, заявка заявителя признана несоответствующей требованиям аукционной документации на основании п.2 ч. 6 ст. 69, ч.2 ст. 31 Федерального закона N44-ФЗ, пп. 26,43 Раздела 2 аукционной документации, в связи с тем, что участник закупки не соответствует дополнительным требованиям, установленным в соответствии с Постановлением Правительства N 99 от 04.02.2015. В составе заявки представлен: договор субподряда N 00-08-18П от 29.08.2018, по указанному договору ООО "СК "Реалист" является субподрядчиком, что не подтверждает опыт работы; не представлена копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию; договор подряда N 9-05/19П на выполнение работ по капитальному ремонту дороги от 31.05.2019. Предмет представленного контракта (капитальный ремонт) не относится к работам по строительству, реконструкции линейного объекта, что не подтверждает опыт работы в соответствии с дополнительными требованиями установленными Постановлением Правительства N99.
Комиссией установлено, что в составе электронных документов (их копий), направленных операторам электронной площадки в соответствии с ч. 8.2. ст. 66 Федерального закона N44-ФЗ и п. 3.8.1 раздела 3 документации об электронном аукционе участником представлен договор субподряда N 00-08-18П на выполнение работ по строительству дорог по объекту "Инженерная подготовка площадки для жилищного строительства в р.п. Винзили, микрорайон "Молодежный", Тюменского муниципального района. Строительство дорог и сетей электроснабжения " II очередь (строительство дорог с щебеночным покрытием) от 29.08.2018 заключенный между ООО "Газстрой" (Генеральный подрядчик) и ООО "СК "Реалист" (Субподрядчик). Общая цена договора составляет 79 574 553,94 рублей.
Как было указано выше, заявитель в качестве несогласия с указанным решением аукционной комиссии приводит довод о том, что у заявителя разрешение на ввод в эксплуатацию отсутствует, поскольку объект является незавершённым.
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым указать, что требования, установленные в Постановлении N 99, направлены прежде всего не на само по себе установление факта ранее выполнения работ, на право заключить который проводится закупка, а на подтверждение опыта участника, его добросовестности и полного исполнения ранее заключенных контрактов. В рассматриваемом случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию как раз удостоверяет выполнение строительства объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией. Соответственно, именно участник закупки обязан представить соответствующее разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Согласно части 1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Поскольку к предоставленному договору субподряда от 29.08.2018 и актам о выполнении работ не было приложено разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, то представленные документы в соответствии с требованиями пункта 2 приложения N 1 к Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 не могли быть учтены аукционной комиссией как подтверждающие наличие опыта выполнения работ.
Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России считает возможным применить к рассматриваемому делу позицию Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), изложенной в письме ФАС России N МЕ/51304/19В от 19.06.2019 г. наличие договора субподряда на выполнение отдельных видов строительных работ, не может являться подтверждением опыта в целях применения Постановления Правительства РФ N 99.
Таким образом, довод заявителя жалобы относительно неправомерности признание заявки заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации является необоснованным.
Следовательно, аукционная комиссия, руководствуясь требованиями аукционной документации, Постановлением Правительства N 99 правомерно признала заявку Общества не соответствующей требованиям аукционной документации, Закону N 44 ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СК "Реалист" на действия аукционной комиссии МКУ "Муниципальные закупки города Тюмени" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству автомобильных дорог на территории муниципальных кладбищ, в рамках реализации проекта "строительство кладбищ города Тюмени. 3 этап строительства. Червишевское-5" (реестровый номер закупки 0167300000521000801) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 июня 2021 г. N 072/06/44/106/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.06.2021