Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональная образовательная организация "Государственное училище (техникум) олимпийского резерва г. Щелково Московской области" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту и устройству мягкой (рулонной) кровли из наплавляемых материалов (извещение N 0348100049421000002 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия денным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика в части установления Конкурсной документации ненадлежащим образом.
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 20.05.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 649 982,28 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 10.06.2021.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок критериям оценки, установленным Конкурсной документацией.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1). По мнению Заявителя, установленный Заказчиком порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не соответствует Правилам, утвержденным Постановлением N 1085.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту и устройству мягкой (рулонной) кровли из наплавляемых материалов.
В соответствии с пунктом 27(2) Правил в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
б) общее количество исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу;
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу.
Заказчиком в Критериях оценки в рамках "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация) установлен порядок оценки, а именно:
"Опыт работы участника, связанный с предметом контракта.
2.1.1. Для определения показателя используется значение, соответствующее общей стоимости ранее исполненных участником контрактов (договоров) на выполнение работ по капитальному ремонту.
К учету (оценке) принимаются данные о стоимости фактического исполнения каждого контракта (договора), а не стоимости контракта (договора) при его заключении.
По таким контрактам (договорам) не должны были взыскиваться неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств.
Показатель подтверждается предоставлением перечня исполненных контрактов (договоров)* с приложением их копий (при отсутствии контракта (договора) в Реестре контрактов Единой информационной системы в сфере закупок), а также копий актов выполненных работ.
* Желательно использование Формы 2.1 Заказчика, приведенной в Разделе V документации.
2.1.2. Для определения показателя используется значение, соответствующее общему количеству ранее исполненных участником контрактов (договоров), предметом которых являлось выполнение работ по капитальному ремонту объектов, принадлежащих Заказчикам-учреждениям, ведущим работу с детьми (дошкольным образовательным учреждениям, учреждениям среднего образования, учреждениям дополнительного образования детей и проч.) и/или контрактов (договоров) из предмета которых следует, что работы по капитальному ремонту проводились на объектах досуга/занятий детей*.
В случае, если по наименованию Заказчика или наименованию объекта работ невозможно сделать вывод о принадлежности Заказчика/объекта к учреждению, ведущему работу с детьми/объекту досуга (занятий) детей, участник закупки должен представить дополнительные разъяснения и приложить подтверждающую документацию.
Показатель подтверждается предоставлением перечня исполненных контрактов (договоров)** с приложением их копий (при отсутствии контракта (договора) в Реестре контрактов Единой информационной системы в сфере закупок), а также копий актов выполненных работ.
* Указанный показатель критерия установлен в целях проверки участника закупки по опыту работы с детскими организациями/ объектами в целях обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (во исполнение п.8 ч.1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), с учетом того, что Заказчиком является образовательная организация, принимающая на обучение детей и в здании Заказчика, где необходимо провести работы по капитальному ремонту, непосредственно проводится образовательный процесс, а также организовано проживание детей.
** Желательно использование Формы 2.1 Заказчика, приведенной в Разделе V документации (указанная форма применяется для оценки по обоим используемым показателям критерия, таким образом участник закупки может объединить в указанной форме данные по обоим показателям нестоимостного критерия, в том числе по необходимости привести пояснения в указанной форме)".
Пунктом 27(3) Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки. К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
- контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления показателей "Общая стоимость ранее исполненных участником контрактов (договоров) на выполнение работ по капитальному ремонту", "Общее количество ранее исполненных участником контрактов (договоров) на выполнение работ по капитальному ремонту, предметом которых являлось выполнение работ по капитальному ремонту объектов, принадлежащих Заказчикам-учреждениям, ведущим работу с детьми (дошкольным образовательным учреждениям, учреждениям среднего образования, учреждениям дополнительного образования детей и проч.) и/или контрактов (договоров) из предмета которых следует, что работы по капитальному ремонту проводились на объектах досуга/занятий детей" нестоимостного критерия "Квалификация", а также контрактов (договоров) сопоставимого характера не соответствуют Правилам и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, действия Заказчика в части установления требования об отсутствии применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа, неустоек, пеней за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2). По мнению Заявителя, Заказчиком в Критериях оценки ненадлежащим образом установлено предельное необходимое значение характеристик.
Заказчиком в Критериях оценки установлено, в том числе следующее:
"Для показателя критерия "Общая стоимость ранее исполненных участником контрактов (договоров) на выполнение работ по капитальному ремонту" установлено Кпред равное 10 000 000 (десять миллионов) руб.
Для показателя критерия "Общее количество ранее исполненных участником контрактов (договоров) на выполнение работ по капитальному ремонту, предметом которых являлось выполнение работ по капитальному ремонту объектов, принадлежащих Заказчикам-учреждениям, ведущим работу с детьми (дошкольным образовательным учреждениям, учреждениям среднего образования, учреждениям дополнительного образования детей и проч.) и/или контрактов (договоров) из предмета которых следует, что работы по капитальному ремонту проводились на объектах досуга/занятий детей" установлено Кпред равное 5 (пяти) контрактам/договорам, что определено Заказчиком, как минимальное количество контрактов/договоров, подтверждающее опыт работы участника, принимаемый к оценке по настоящему показателю".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления предельного необходимого значения характеристик не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 16.06.2021 N N 50/06/22890эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 16 июня 2021 г. N 50/06/22890эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.06.2021