Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, Управление),
рассмотрев обращение ООО "Северо-Западное Строительно-монтажное Эксплуатационное Управление" (далее - Заявитель) о признаках нарушения законодательства Российской Федерации в сфере закупок в действиях (бездействии) Администрации городского округа Королев Московской области (далее - Заказчик) при проведении закупок у единственного поставщика на проведение аварийно-восстановительных работ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Королёв, мкр. Первомайский, ул. Первомайская, д. 12 (реестровые записи N 3501817683021000029 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)), в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями 3 главы Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме, в том числе в случаях, предусмотренных частями 7 и 12 статьи 82 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 93 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 6, 9, 34 и 50 части 1 настоящей статьи, заказчик обязан направить в срок не позднее одного рабочего дня с даты заключения контракта в контрольный орган в сфере закупок уведомление о такой закупке. Уведомление о такой закупке направляется при ее осуществлении для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд соответственно в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим пунктом контракта с обоснованием его заключения.
19.04.2021 между Заказчиком и ООО "Галерея" заключен контракт N А-051-21 на проведение аварийно-восстановительных работ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Московская область, г. Королёв, мкр. Первомайский, ул. Первомайская, д. 12 на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (далее - Контракт).
Согласно пункту 2.1 Контракта его цена составляет 62 189 860,00 рублей.
Приложением N 2 к Контракту установлено, что срок начала исполнения обязательства, не позднее: 0 дн. от даты заключения контракта;
Срок окончания исполнения обязательства, не позднее: 31.12.2021.
21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Термин "непреодолимая сила" положениями Закона о контрактной системе не закреплен. Однако это понятие определено в гражданском законодательстве. Так, согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, непреодолимая сила характеризуется признаками чрезвычайности и непредотвратимости наступивших обстоятельств. Под чрезвычайностью следует понимать необычность явления для повседневности, отсутствие его систематичности. Второй признак непреодолимой силы характеризуется невозможностью собственными усилиями его предотвратить.
Правоприменительная практика относит к непреодолимой силе явления стихийного характера: землетрясения, наводнения, цунами и т.д. Признаки чрезвычайности и непредотвратимости наступления последствий должны присутствовать в совокупности. В частности, не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, носящие систематический характер или связанные с осуществлением властных полномочий заказчика.
На заседании Комиссии представителем Заказчика представлены:
- Протокол N 1/2 внеочередного заседания КЧС и ОПБ в связи с ситуацией, сложившейся в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу Московская область, г. Королёв, мкр. Первомайский, ул. Первомайская, д. 12 по результатам которого Администрации городского округа Королев Московской области рекомендовано ввести режим чрезвычайной ситуации;
- Постановление Администрации городского округа Королев Московской области "О введении режима чрезвычайной ситуации" от 20.01.2021 N 52-ПА, согласно которому с 21.01.2021 до полного окончания восстановительных работ в границах земельного участка, отведенного под размещение многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Королёв, мкр. Первомайский, ул. Первомайская, д. 12 введен режим чрезвычайной ситауции.
- Постановление Правительства Московской области "О предоставлении средств из резервного фонда Правительства Московской области" от 16.03.2021 N 171/8.
- Письмо Администрации городского округа Королев Московской области в адрес министра жилищно-коммунального хозяйства Московской области Велиховскому А.А. о получении иных межбюджетных трансфертов из Резервного фонда Правительства Московской области на финансовое обеспечение непредвиденных расходов на безвозмездной и безвозвратной основев сумме 62 189 860, 00 руб.
На заседании Комиссии установлено, что обстоятельства, приведенные Заказчиком, не обладают свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости и не являются основанием для заключения государственного контракта, по результатам осуществления закупки у единственного исполнителя.
Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика, что повлекло создание условий по ограничению доступа иных участников закупки и привело к ограничению конкуренции.
На основании изложенного, действия Заказчика, выразившегося в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) повлекшего сокращение числа участников закупки нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 2 статьи 7.29 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе при заключении контракта N А-051-21 от 19.04.2021.
2. Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений не выдавать, в связи с заключенным контрактом.
3. Передать материалы дела от 23.06.2021 N 04-07-22475/21 соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в трёхмесячный срок.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 23 июня 2021 г. N 04-07-22475/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.06.2021