Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
|
- врио. зам. руководителя управления, председатель Комиссии; |
|
- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии; |
|
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
от подателя жалобы - ООО "РТФ": представители не явились, уведомлено надлежащим образом;
от заказчика - ГКУ НСО "ТУАД": (по доверенности);
от уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис": (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "РТФ" на действия уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" и заказчика - ГКУ НСО "ТУАД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0851200000621003004 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог в Кочковском районе Новосибирской области, размещенного в ЕИС 28.05.2021 г., начальная (максимальная) цена контракта 5 407 272 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "РТФ" с жалобой на действия уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" и заказчика - ГКУ НСО "ТУАД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0851200000621003004 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог в Кочковском районе Новосибирской области.
Суть жалобы заключается в следующем.
По мнению подателя жалобы, установленный заказчиком в п.23.3 конкурсной документации нестоимостной критерий оценки конкурсных заявок не соответствует требованиям ч.8 ст.32 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N44-ФЗ) и п.1 правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ N1085 от 28.11.2013 г. (далее - Правила оценки), в частности, в соответствии с п.1 Правил оценки, настоящие правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Объектом данной закупки является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог в Кочковском районе Новосибирской области. При этом, в качестве нестоимостного критерия оценки конкурсных заявок заказчиком установлен следующий критерий: "Опыт участника конкурса за период с 01.01.2019 г. по настоящее время по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования за исключением автомобильных дорог улично-дорожной сети, находящихся в границах населенных пунктов.
При этом учитываются предоставленные в составе конкурсной заявки копии исполненных государственных (муниципальных) контрактов, заключенных в период с 2019 по настоящее время, цена каждого из которых должна составлять не менее 3 000 000,00 (Три миллиона) рублей 00 копеек, с приложением оформленных надлежащим образом актов приемки выполненных работ (оказанных услуг), подтверждающих выполнение работ (оказание услуг) в полном объеме и положительных заключений Государственной экспертизы проектной документации и/или положительных заключений Государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости на такие контракты".
Вместе с тем, податель жалобы считает, что указанный нестоимостной критерий оценки не позволяет определить лучшие условия по данной закупке, так как указанные в нем работы не соответствует описанию объекта закупки, а именно, необходимо представить копии исполненных контрактов по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования за исключением автомобильных дорог улично-дорожной сети, находящихся в границах населенных пунктов. При этом, объектом данной закупки является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог. Таким образом, опыт работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог не будет учитываться при оценке конкурсных заявок, несмотря на то, что именно эти работы являются объектом закупки. Таким образом, по мнению подателя жалобы, данный нестоимостной критерий оценки конкурсных заявок не может выявить лучшие условия исполнения контракта.
На основании изложенного, податель жалобы считает, что конкурсная документация содержит нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На жалобу ООО "РТФ" от уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" и заказчика - ГКУ НСО "ТУАД" поступили следующие возражения.
Исходя из требований ФЗ N44-ФЗ и Правил оценки, заказчик самостоятельно определяет нестоимостные критерии оценки конкурсных заявок исходя из критериев, установленных в Правилах оценки. При этом, каких-либо ограничений в Правилах оценки не установлено.
Вместе с тем, критерий "Исполненные контракты по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования" был установлен заказчиком в связи с печальным опытом выполнения работ при заключении аналогичных контрактов с участниками, у которых был опыт работ по разработке проектной документации на ремонт. При этом, для соблюдения требований законодательства заказчик должен установить критерии, которые позволяют определить лучшие условия. Вместе с тем, ни в ФЗ N44-ФЗ, ни в Правилах оценки не установлено, что заказчик обязан установить критерии, идентичные описанию объекта закупки. Вместе с тем, в соответствии с ч.8 ст.53 ФЗ N44-ФЗ победителем конкурса признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта. При этом, лучшие условия контракта определяются на основании суммы баллов, присвоенных за все критерии, а именно, стоимостные и нестоимостные. Таким образом, по мнению уполномоченного учреждения и заказчика, нестоимостной критерий, установленный в конкурсной документации, не приводит к ограничению количества участников закупки.
На основании изложенного, уполномоченное учреждение и заказчик считают, что конкурсная документация соответствует требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Объектом данной закупки является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог в Кочковском районе Новосибирской области.
Вместе с тем, заказчиком в п.23.3 конкурсной документации установлен следующий нестоимостной критерий: "Опыт участника конкурса за период с 01.01.2019 г. по настоящее время по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования за исключением автомобильных дорог улично-дорожной сети, находящихся в границах населенных пунктов.
При этом учитываются предоставленные в составе конкурсной заявки копии исполненных государственных (муниципальных) контрактов, заключенных в период с 2019 по настоящее время, цена каждого из которых должна составлять не менее 3 000 000,00 (Три миллиона) рублей 00 копеек, с приложением оформленных надлежащим образом актов приемки выполненных работ (оказанных услуг), подтверждающих выполнение работ (оказание услуг) в полном объеме и положительных заключений Государственной экспертизы проектной документации и/или положительных заключений Государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости на такие контракты".
Согласно п.п."б" п.4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, а именно, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с п.27 Порядка оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть, в том числе, опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Таким образом, установленный заказчиком нестоимостной критерий оценки о наличии опыта должен быть связан с предметом контракта и отвечать показателям сопоставимости по характеру и объему.
Согласно ст.14 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N257-ФЗ) планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании документации по организации дорожного движения, документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.
В соответствии со ст.16 Федерального закона N257-ФЗ проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и данным Федеральным законом.
В силу положений ч.1 ст.18 Федерального закона N257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Согласно ч.2 ст.18 Федерального закона N257-ФЗ порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с указанной нормой постановлением Правительства Новосибирской области от 24.09.2019 N 385-п утверждены правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения общего пользования Новосибирской области.
Кроме того, Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, которой установлены состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог, и которая предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Из указанного выше следует, что работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог и работы по ремонту автомобильных работ имеют существенные различия, как по видам и составу, так и в правилах их организации и проведения.
Следовательно, работы по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог не являются сопоставимыми по характеру и объемам работам по разработке проектной документации на ремонт автомобильных работ.
В данном случае предметом закупки является выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных работ, тогда как нестоимостной критерий "Опыт участника конкурса", установленный в конкурсной документации, требует от участника наличие опыта по выполнению работ по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что, исходя из данного нестоимостного критерия, участники закупки, у которых есть опыт выполнения работ по разработке проектной документации на ремонт автомобильных дорог, что является объектом данной закупки, находятся в заведомо худших условиях по отношению к участникам закупки, у которых есть опыт работ по разработке проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования, поскольку опыт данных участников закупок не будет учитываться при оценке заявок по указанному нестоимостному критерию. Следовательно, опыт работ, установленный заказчиком, как нестоимостной критерий оценки заявок, не соответствует фактическим работам, которые необходимо выполнить в рамках данной закупки. Исходя из изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что нестоимостной критерий оценки конкурсных заявок не позволяет определить лучшие условия исполнения контракта и не соответствует требованиям ч.8 ст.32 ФЗ N44-ФЗ и п.1 Правил оценки.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ N44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного открытого конкурса в электронной форме, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 и п.2 ч.22 ст.99 ФЗ N44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РТФ" на действия уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" и заказчика - ГКУ НСО "ТУАД" при проведении открытого конкурса в электронной форме N0851200000621003004 на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации и выполнению изыскательских работ на ремонт автомобильных дорог в Кочковском районе Новосибирской области обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования ч.8 ст.32 ФЗ N44-ФЗ и Правил оценки.
3. Выдать уполномоченному учреждению и заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии
Зам. председателя Комиссии
Член Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 24 июня 2021 г. N 054/06/54.3-1214/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.06.2021