Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия; УФАС по ВО) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела;
Мелкумян Г.М. - член Комиссии, государственный инспектор,
Тельпов И.А. - член Комиссии, государственный инспектор,
рассмотрев жалобу ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" (далее по тексту - Заявитель) на действия Государственного учреждения - Воронежского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Заказчик) в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению в 2021 г. застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, протезом верхней конечности с микропроцессорным управлением (номер извещения: 0231100000221000121),
в присутствии сторон:
от Заказчика - Кудрявцева Е.Н. (доверенность б/н от 07.06.2021 г.) и Горбарчук О.Н. (доверенность N 22 от 10.08.2018 г.)
от Заявителя - никто не явился, надлежащим образом уведомлен о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению в 2021 г. застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, протезом верхней конечности с микропроцессорным управлением (номер извещения: 0231100000221000121; далее по тексту - Конкурс).
Доводы жалобы ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" заключаются в следующем.
По мнению заявителя, квалификация участника закупки, имеющего опыт успешного выполнения работ по производству протезов не для государственных или муниципальных нужд, будет необоснованно оценена конкурсной комиссией в 0 баллов, что не соответствует целям и принципам контрактной системы в сфере закупок (обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок) и рассматриваемого Конкурса, поскольку указанный критерий не позволяет выявить лицо, предлагающее лучшие условия исполнения контракта, которое в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и предотвращения злоупотребления в сфере закупок.
Заказчик не согласен с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в возражениях от 23.06.2021 г. N 41-11/3620-3472.
Заслушав пояснения Заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком, государственным учреждением - Воронежским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 09.06.2021 г. размещено извещение N 0231100000221000121 о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению в 2021 г. застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, протезом верхней конечности с микропроцессорным управлением, вместе с конкурсной документацией, неотъемлемой частью которой является проект государственного контракта.
Согласно части 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, одним из критериев, устанавливаемых заказчиком в документации о закупке для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее по тексту - Правила) установлено, что "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу пункта 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно пункту 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
В силу пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с разделом IV документации о закупке заказчику требуются к выполнению работы по обеспечению в 2021 году застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, протезом верхней конечности с микропроцессорным управлением.
Приложением N 2 к информационной карте Конкурса определены порядок и критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, величины значимости этих критериев.
Так, стоимостным критерием оценки заявок на участие в конкурсе является "цена контракта", значимость критерия - 60%.
Нестоимостным критерием оценки заявок на участие в конкурсе является "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", значимость критерия - 40%.
Представители Заказчика пояснили, что критерии оценки заявок и порядок оценки заявок установлены в конкурсной документации в соответствии с законодательством о контрактной системе, исходя из объекта закупки, с учетом потребности заказчика.
Кроме того, установленные критерии оценки заявок и порядок оценки заявок соответствуют объему требуемых к выполнению работ, предусмотренному разделом IV документации о закупке. Доказательств обратного заявителем не представлено.
На основании изложенного Комиссия УФАС по ВО приходит к выводу о том, что критерии, порядок оценки заявок, установленные в конкурсной документации, не противоречат требованиям пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, пунктам 3, 4, 10, 11, 27 Правил.
Конкурсная документация заказчика не содержит такого основания для отказа участникам в допуске к участию в конкурсе, как отсутствие опыта оказания услуг по предмету закупки. Отсутствие опыта работы не является основанием для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика. Заказчик проводит закупку в виде открытого конкурса в электронной форме, при котором победителем объявляется участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта, что определяется на стадии оценки поданных заявок. Возможность поучаствовать в конкурсе, не набрав нужное количество баллов, не может расцениваться как ограничение конкуренции.
Более того, участники закупки, не набравшие максимальное количество баллов по нестоимостному критерию, имеют возможность набрать большее количество баллов по стоимостному критерию и стать победителем закупки.
Довод Заявителя о том, что "два нестоимостных показателя являются по сути одним и тем же показателем, так как при его расчете используются данные по одним и тем же контрактам, но по разным величинным показателям" несостоятелен, так как участниками закупки к заявкам могут быть приложены различные контракты, одни из которых могут соответствовать по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому по количеству изготовленных протезов, другие - по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому в рублях.
Кроме того, Комиссия УФАС по ВО полагает, что установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных контрактов распространяется на всех участников закупки, и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
В рассматриваемом случае, гражданско-правовые договоры вне рамках контрактной системы, не могут дать объективную информацию об опыте подрядчика, и в рамках ограниченного времени рассмотрения заявок единая комиссия не может получить информацию о достоверности таких договоров, так как информацию относительно исполнения государственных контрактов можно проверить в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, проверить информацию о достоверности исполнения гражданско-правовых договоров не представляется возможным.
Более того, выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами имеет социально значимый характер. Исходя из этих условий, а также с учетом необходимости эффективного расходования бюджетных средств заказчику необходимо быть уверенным в том, что выполнение работ по обеспечению инвалидов протезами, являющимися предметом конкурса, будет осуществлять наиболее квалифицированный участник закупки.
Таким образом, Комиссия УФАС по ВО приходит к выводу о том, что заявителем не подтверждено нарушение Заказчиком требований пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ИНТРА-ОРТОПЕДИЯ" на действия Государственного учреждения - Воронежского регионального отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по обеспечению в 2021 г. застрахованного лица, получившего повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, протезом верхней конечности с микропроцессорным управлением (номер извещения: 0231100000221000121) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Члены Комиссии Г.М. Мелкумян
И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 28 июня 2021 г. N 036/06/105-686/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2021