Резолютивная часть решения оглашена 28 июня 2021 года
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, членов Комиссии: <_>, при участии представителя администрации муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области <_>, представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_>, представителя ООО "КЛАСС" <_>, в отсутствие представителей АО "Сбербанк-АСТ", уведомленных надлежащим образом (вх. N3182 от 23.06.2021), рассмотрев посредством видеоконференц-связи жалобу ООО "КЛАСС" б/н б/д (вх. N3533 от 21.06.2021) на действия Аукционной комиссии государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" при проведении электронного аукциона на поставку мобильных компьютерных классов для МБОУ СОШ N1 (извещение N0859200001121006035 от 04.06.2021) и проведя внеплановую проверку представленных документов,
у с т а н о в и л а:
Администрацией муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на поставку мобильных компьютерных классов для МБОУ СОШ N1 (далее - электронный аукцион).
04 июня 2021 года извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 483 170,00 руб.
По мнению Заявителя, Аукционной комиссией нарушается положение Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1. По мнению Заявителя, Аукционная комиссия государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" неправомерно отклонила первую часть заявки ООО "КЛАСС" на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), так как его заявка соответствует требованиям документации об электронном аукционе;
2. Согласно доводу Заявителя документация об электронном аукционе не отвечает положениям Закона о ФКС, поскольку инструкция по заполнению заявки содержит в себе противоречивые сведения.
В ходе заседания Комиссии представитель Заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу исх. N301 от 25.06.2021 (вх. N3686 от 28.06.2021) Уполномоченное учреждение сообщило, что согласно ч. 4 ст. 67 Закона о ФКС участник электронного аукциона не допускается к участию в нем, в случае непредоставления информации, предусмотренной п. 3.2 разд. 3 документации об аукционе. Аукционная комиссия, рассмотрев первые части заявок на участие в электронном аукционе, приняла решение отказать в допуске к участию в аукционе участнику закупки с идентификационным номером заявки 216 (ООО "КЛАСС").
В отзыве на жалобу исх. N2206 от 25.06.2021 (вх. N3682 от 28.06.2021) Заказчик сообщил, что Аукционная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в отзывах на жалобу.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Аукционная комиссия государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" неправомерно отклонила первую часть заявки ООО "КЛАСС" на основании п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), так как его заявка соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о ФКС документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о ФКС, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о ФКС документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о ФКС, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с разделом 13 "Описание объекта закупки" общей части аукционной документации объектом рассматриваемой закупки является поставка мобильных компьютерных классов для МБОУ СОШ N1.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о ФКС первая часть заявки на участие в электронном аукционе при осуществлении закупки товара должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки). Конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Аналогичные требования установлены в аукционной документации в пункте 3.2.2 раздела 3 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" общей части документации об электронном аукционе.
Согласно п. 5.1. раздела 5 "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" указанные в п. 3.2.2 раздела 3 настоящей общей части документации об аукционе показатели заполняются в соответствии с размещенным в ЕИС Описанием объекта закупки, при этом такие показатели должны быть конкретными (информация, предусмотренная настоящим пунктом, включается в заявку на участие в закупке в случае отсутствия в документации об осуществлении закупки указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об осуществлении закупки).
В соответствии с п. 5.2 раздела 5 "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" не допускается использование формулировок "не более", "не менее", "не более чем", "не менее чем", "более", "менее", "более чем", "менее чем", "больше", "меньше", "больше чем", "меньше чем", "не больше", "не меньше", "не больше чем", "не меньше чем", "уже", "шире", "не уже", "не шире", "от", "до", "или", "выше", "ниже", "не выше", "не ниже", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара:
а) установлены при отнесении к конкретному классу, виду, категории, марке товара в технических регламентах, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документах, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, принятых в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. В таком случае в заявке на участие в закупке показатели сопровождаются указанием на вид (тип) и реквизиты нормативного документа в соответствии с которым они определены;
б) указаны производителем товара в документации на товар (технический паспорт, руководство по эксплуатации и т.п.). В таком случае в заявке на участие в закупке показатели сопровождаются указанием на вид (тип) документации на товар, в соответствии с которой они определены;
в) приведены в Каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, размещенном в Единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о ФКС аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о ФКС, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о ФКС отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 18.06.2021 N0859200001121006035-1 заявке ООО "КЛАСС" идентификационный номер заявки 216 отказано в допуске к участию в аукционе в связи с "непредоставлением информации, предусмотренной п. 3.2 разд. 3 документации об аукционе, пп. б п. 2 ч. 3 ст. 66 Федерального закона N44-ФЗ (п. 1 ч. 4 ст. 67 Федерального закона N44-ФЗ), описанием объекта закупки, а именно: в п. 2 "Мобильный компьютерный класс тип 2" участник предлагает для поставки товар, не указывая его конкретную характеристику, используя формулировку "не менее" (в соответствии п. 5.2 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе не допускается использование формулировки "не менее").
Проанализировав первую часть заявки участника с идентификационным номером заявки 216 (ООО "КЛАСС"), Комиссия установила, что в вышеуказанной заявке по п. 2 "Мобильный компьютерный класс тип 2" раздела 13 "Описание объекта закупки" общей части аукционной документации участник предлагает для поставки товар с характеристикой "Разрешение дисплея ноутбука, точек разрешения не менее 1920x1080", что не соответствует п. 5.2 "Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе", так как должны быть указаны конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения, и Аукционная комиссия правомерно отклонила заявку ООО "КЛАСС", так как она не соответствует требованиям Заказчика, установленным в документации об электронном аукционе.
2. Согласно доводу Заявителя документация об электронном аукционе не отвечает положениям Закона о ФКС, поскольку инструкция по заполнению заявки содержит в себе противоречивые сведения.
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о ФКС жалоба на положения документации о закупке может быть подана участником закупки до окончания установленного срока подачи заявок.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона датой и временем окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе является 17.06.2021 08.00. Вместе с тем жалоба на положения документации об электронном аукционе направлена в Рязанское УФАС России 21.06.2020 (вх. N3533 от 21.06.2021), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Таким образом, довод Заявителя на положения документации Комиссией не рассматривается.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, выявила следующее нарушение законодательства о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 10 статьи 42 Закона о ФКС в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о ФКС в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2.1 Постановления N1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений).
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является поставка мобильных компьютерных классов для МБОУ СОШ N1.
Согласно разделу 13 "Описание объекта закупки" общей части документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к функциональным, техническим, качественным, эксплуатационным характеристикам для закупаемых мобильных компьютерных классов, в том числе наличие программных обеспечений, таких как: базовое программное обеспечение (операционная система, включающая драйверы устройств, входящих в состав ноутбука), модуль безопасности и т.д.
Таким образом, к данной закупке применимы положения Постановления N1236.
Вместе с тем Комиссией Рязанского УФАС России установлено, что документацией об электронном аукционе не предусмотрено применение запрета, установленного Постановлением N1236, а также отсутствует обоснование невозможности соблюдения данного запрета.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о ФКС и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "КЛАСС" необоснованной.
2. Признать Заказчика (Администрация муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области) нарушившим часть 3 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание Заказчику (Администрация муниципального образования - городской округ город Сасово Рязанской области), Уполномоченному учреждению (Государственное казённое учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области"), Аукционной комиссии Государственного казённого учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" и Оператору электронной площадки (АО "Сбербанк-АСТ") об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы по делу N062/06/67-602/2021 уполномоченному должностному лицу (заместителю руководителя - начальнику отдела контроля закупок) для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 1 июля 2021 г. N 062/06/67-602/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2021