На основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Липецкого УФАС России от 02.07.2021 N355, Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка соблюдения заказчиком - ГУЗ "Липецкая областная клиническая больница" (далее- заказчик) требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата для медицинского применения (реестровый номер 0346200002820000676) (далее- электронный аукцион).
Проверка начата 24.06.2021, окончена 07.07.2021.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В адрес Липецкого УФАС России, из ФАС России, 23.06.2021 поступило обращение ООО "ГЕРОФАРМ" (далее также- заявитель), в котором заявитель просит провести проверку соблюдения заказчиком требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата для медицинского применения (реестровый номер 0346200002820000676). Так, по мнению заявителя, заказчик, при закупке лекарственного препарата МНН "Инсулин аспарт", в аукционной документации указал требование о наличии в закупаемом лекарственном препарате вспомогательного вещества - Никотинамида (витамина В3), что ведет к закупке лекарственного препарата конкретного торгового наименования "Фиасп" производства Ново Нордиск А/С, Дания и, соответственно, ограничивает количество участников закупки. Более того, при осуществлении закупки заказчик не обосновал, в силу положений постановления Правительства РФ от 15.11.2017 N1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- постановление Правительства РФ N1380), требования о наличии в описании объекта закупки вышеуказанного вспомогательного вещества медицинскими документами пациентов.
Заказчик представил письменные пояснения и копии запрашиваемых документов.
В адрес заявителя и заказчика были направлены уведомления о месте и времени проведения проверки.
В результате анализа документов и сведений о проведении заказчиком процедуры закупки, установлено следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок РФ www.zakupki.gov.ru заказчиком размещены извещение и документация об электронном аукционе на закупку лекарственного препарата для медицинского применения (реестровый номер 0346200002820000676).
Объектом закупки является закупка лекарственного препарата для медицинского применения.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 355 239,55 руб.
Дата и время начала срока подачи заявок - 25.12.2020 12:43,
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 13.01.2021 12:00,
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 14.01.2021,
Дата и время проведения аукциона в электронной форме - 15.01.2021 12:15.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе, обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
А в соответствии с п.6 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83, пунктом 3 части 2 статьи 83.1 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
В силу положений статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом, из анализа данной нормы Закона о контрактной системе следует, что она не предусматривает обоснования значимости для заказчика каждой характеристики товара.
В силу ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Таким образом, заказчику в рамках названного Закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в п.2.1 аукционной документации содержится следующее описание объекта закупки с указанием требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам закупаемых товаров:
N п/п |
Наименование, описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики товара) |
Единица измерения |
Количество |
1 |
ИНСУЛИН РАСТВОРИМЫЙ (ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ) РАСТВОР ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ, 100 ЕД/мл, 3 мл |
шт |
230 |
2 |
ИНСУЛИН ДЕТЕМИР РАСТВОР ДЛЯ ПОДКОЖНОГО ВВЕДЕНИЯ, 100 ЕД/мл, 3 мл |
шт |
125 |
3 |
ИНСУЛИН АСПАРТ ДВУХФАЗНЫЙ СУСПЕНЗИЯ ДЛЯ ПОДКОЖНОГО ВВЕДЕНИЯ, 100 ЕД/мл, 3 мл |
шт |
40 |
4 |
ИНСУЛИН АСПАРТ РАСТВОР ДЛЯ ВНУТРИВЕННОГО И ПОДКОЖНОГО ВВЕДЕНИЯ, 100 ЕД/мл, 3 мл |
шт |
60 |
5 |
ИНСУЛИН-ИЗОФАН (ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ГЕННО-ИНЖЕНЕРНЫЙ) СУСПЕНЗИЯ ДЛЯ ПОДКОЖНОГО ВВЕДЕНИЯ, 100 ЕД/мл, 3 мл |
шт |
205 |
6 |
ИНСУЛИН ГЛАРГИН РАСТВОР ДЛЯ ПОДКОЖНОГО ВВЕДЕНИЯ, 100 ЕД/мл, 3 мл |
шт |
105 |
7 |
ИНСУЛИН ЛИЗПРО РАСТВОР ДЛЯ ВНУТРИВЕННОГО И ПОДКОЖНОГО ВВЕДЕНИЯ, 100 ЕД/мл, 3 мл |
шт |
90 |
*- Участник закупки вправе сделать предложение с иной фасовкой в первичной и вторичной упаковках с пропорциональным изменением единицы наполнения (дозы, объема, массы) лекарственного препарата в первичной упаковке и количества лекарственного препарата во вторичной упаковке согласно потребности заказчика (с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве)
- с иной (эквивалентной) лекарственной формой, при этом не изменяя способ применения/введения лекарственного препарата.
- лекарственного препарата с конвертированием единицы измерения дозировки лекарственного препарата в иные единицы измерения.
Таким образом, как следует из описания объекта закупки, к поставке требуются лекарственные препараты с МНН: "Инсулин аспарт", "Инсулин детемир", "Инсулин изофан", "Инсулин гларгин", "Инсулин лизпро", "Инсулин растворимый (человеческий генно-инженерный)", содержащие вышеуказанные характеристики.
При этом, как следует из письменных пояснений заказчика, в описании объекта закупки документации об электронном аукционе заказчик установил требования к качеству, техническим характеристикам товара, связанные с определением соответствия поставляемого товара его потребностям.
Между тем, также установлено, что в описании объекта закупки заказчиком не включено указание на наличие (отсутствие) вспомогательного вещества- Никотинамида (витамина В3).
Следовательно, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ N1380, утверждены прилагаемые особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее- Особенности описания).
Так, в соответствии с п.п.г) п.5 Особенностей описания, при описании объекта закупки не допускается указывать: наличие (отсутствие) вспомогательных веществ.
Между тем, в соответствии с п.п.а) п.6 Особенностей описания, описание объекта закупки может содержать указание на характеристики, предусмотренные подпунктами "в" - "и" пункта 5 настоящего документа, в случае, если не имеется иной возможности описать лекарственные препараты. При этом, документация о закупке должна содержать: обоснование необходимости указания таких характеристик.
В тоже время, Комиссия Липецкого УФАС России считает необходимым отметить, что, поскольку описание объекта закупки, содержащееся в п.2.1 документации об электронном аукционе, не содержит указание на наличие (отсутствие) вспомогательного вещества- Никотинамида (витамина В3), следовательно, наличие в документации обоснования необходимости указания заказчиком таких характеристик, не требуется.
Доказательств обратного в материалы проверки заявителем не представлено.
Согласно протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 14.01.2021 N0346200002820000676-1 на участие в закупке подана 1 заявка от АО "Р-ФАРМ", которая аукционной комиссией заказчика была признана соответствующей требованиям документации об электронном аукционе.
25.01.2021 между заказчиком и АО "Р-ФАРМ" был заключен контракт N120ФОМС на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (реестровый номер 2482500511021000069). При этом, в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к контракту), к поставке заявлен следующий товар, содержащийся также в поданной на участие в закупке заявке АО "Р-ФАРМ":
N п/п |
Наименование Товара в соответствии с единым справочником-каталогом лекарственных препаратов (далее - ЕСКЛП) |
Торговое наименование, форма выпуска в соответствии с регистрационным удостоверением лекарственного препарата |
Лекарственная форма в соответствии с ЕСКЛП |
Дозировка в соответствии с ЕСКЛП |
Единица измерения Товара в соответствии с ЕСКЛП |
|
международное непатентованное или химическое или группировочное наименование |
торговое наименование |
|||||
1 |
Инсулин растворимый [человеческий генно-инженерный] |
Актрапид НМ Пенфилл |
Актрапид НМ Пенфилл раствор для инъекций 100МЕ/мл 3 мл N5 |
раствор для инъекций |
100 ЕД/мл |
мл |
2 |
Инсулин детемир |
Левемир ФлексПен |
Левемир ФлексПен раствор для подкожного введения 100 ЕД/мл 3 мл N5 |
раствор для подкожного введения |
100 ЕД/мл |
мл |
3 |
Инсулин аспарт двухфазный |
НовоМикс 30 ФлексПен |
НовоМикс 30 ФлексПен суспензия для подкожного введения 100 ЕД/мл 3 мл N5 |
суспензия для подкожного введения |
100 ЕД/мл |
мл |
4 |
Инсулин аспарт |
НовоРапид ФлексПен |
НовоРапид ФлексПен раствор для подкожного и внутривенного введения 100 ЕД/мл 3 мл N5 |
раствор для подкожного и внутривенного введения |
100 ЕД/мл |
мл |
5 |
Инсулин-изофан [человеческий генно-инженерный] |
Протафан HM Пенфилл |
Протафан HM Пенфилл суспензия для подкожного введения 100МЕ/мл 3 мл N5 |
суспензия для подкожного введения |
100 ЕД/мл |
мл |
6 |
Инсулин гларгин |
Лантус СолоСтар |
Лантус СолоСтар раствор для подкожного введения 100 ЕД/мл 3 мл N5 |
раствор для подкожного введения |
100 ЕД/мл |
мл |
7 |
Инсулин лизпро |
Хумалог |
Хумалог раствор для внутривенного и подкожного введения 100МЕ/мл 3 мл N5 |
раствор для внутривенного и подкожного введения |
100 ЕД/мл |
мл |
Таким образом, как следует из вышеуказанного перечня спецификации (приложение N 1 к контракту), по итогам проведения рассматриваемой закупки, лекарственный препарат конкретного торгового наименования "Фиасп" производства Ново Нордиск А/С, Дания, о котором указано в обращении заявителя, заказчиком закуплен не был.
Следовательно, данный довод заявителя также не нашел своего подтверждения.
Руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. В действиях заказчика - ГУЗ "Липецкая областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на закупку лекарственного препарата для медицинского применения (реестровый номер 0346200002820000676), нарушений требований Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 7 июля 2021 г. N 048/06/99-955/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2021