Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБДОУ N 126 Невского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
АО "Комбинат социального питания Красносельского района" (далее - Заявитель);
в отсутствие представителей:
Администрации Невского района города Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 19781-ЭП/21 от 17.06.2021) на действия заказчика при определении исполнителя путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме оказание услуг по комплексному обеспечению продуктами питания образовательных учреждений в 2022-2023 годах (извещение N 0172200004721000173) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 26.05.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004721000173.
Начальная (максимальная) цена контракта - 39 491 764,19 руб.
В жалобе Заявитель указал на действия Заказчика, выраженные в установлении порядка оценок заявок по показателям, которые, по мнению Заявителя, являются необъективным, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные условия и ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов.
Заказчик, Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны и считают жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 56.1 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием в электронной форме понимается конкурс, при проведении которого информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.
При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей (ч. 4 ст. 56.1 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваиваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии конкурсной документацией для оценки заявок участников закупки заказчик в документации о закупке установил, в том числе, следующие критерии:
16.4. Оценка заявок по нестоимостному критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Коэффициент значимости критерия: 0,30.
Для получения рейтинга заявки по критерию "Квалификация участника закупки" количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию, умножается на соответствующий указанному критерию коэффициент значимости. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
В соответствии с пунктом 10 Правил в отношении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участника закупки" предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
1.) Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема (количество заключенных и исполненных контрактов (договоров) по поставке продуктов питания для государственных или муниципальных заказчиков)
2.) Квалификация участника закупки, выраженная в наличии финансовых ресурсов участника конкурса (деловая репутация)
3.) Квалификация участника закупки, выраженная в отсутствии нарушений антимонопольного законодательства (деловая репутация)
4.) Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами
Сумма величин значимости показателей оценки по критерию "Квалификация участника закупки" равна 100%.
Количество баллов (НЦБi), присуждаемых i-й заявке по критерию "Квалификация участника закупки", определяется по формуле:
НЦБi = Ci1+Ci2+_+Cik,
где:
НЦБi - количество баллов, присуждаемых i-й заявке по указанному критерию;
Cik - значение в баллах, присуждаемое i-й заявке на участие в конкурсе по k-му показателю, где k - количество установленных показателей.
Расчет значения Cik осуществляется по формуле:
Cik = Pi * Zk / 100,
где:
Pi- значение в баллах, присвоенных по показателю;
Zk- значимость показателя.
Дробное значение Cik, округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
1. Присвоение баллов по показателям осуществляется на основании таблицы:
Наименование показателя |
Количество баллов |
Значимость показателя % |
|
Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема (заключенные и исполненных контрактов (договоров) по поставке продуктов питания для государственных или муниципальных заказчиков) | |||
Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема выраженный в количестве заключенных и исполненных контрактов (договоров) по поставке продуктов питания для государственных или муниципальных заказчиков |
наличие 70 контрактов (договоров) и более |
100 баллов |
40 |
наличие 40 и более, но менее 70 контрактов (договоров) |
70 баллов |
||
наличие 20 и более, но менее 40 контрактов (договоров) |
40 баллов |
||
наличие 10 и более, но менее 20 контрактов (договоров) |
10 баллов |
||
Менее 10 контрактов (договоров) или отсутствие контрактов (договоров) |
0 баллов |
||
Квалификация участника закупки, выраженная в наличии финансовых ресурсов участника конкурса | |||
Оценка производится на основании представленных участником финансовых документов о размере прибыли, полученной за предыдущий финансовый год (тыс. руб.): |
35 000 тыс. руб. и более |
100 баллов |
20 |
20 000 тыс. руб. и более, но менее 35 000 тыс. руб. |
60 баллов |
||
10 000 тыс. руб. и более, но менее 20 000 тыс. руб. |
30 баллов |
||
Менее 10 000 тыс. руб. или не предоставление подтверждающих документов |
0 баллов |
||
Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами | |||
Наличие в штате организации необходимого количества квалифицированного персонала |
Кладовщики - 6 человек и более; грузчики - 7 человек и более; водители - 7 человек и более |
100 баллов |
10 |
Кладовщики - 4 человека и более, но менее 6 человек; грузчики - 4 человека и более, но менее 7 человек; водители - 3 человека и более, но менее 7 человек |
60 баллов |
||
Кладовщики - 2 человек и более, но менее 4 человек; грузчики - 2 человека и более, но менее 4 человек; водители - 2 человека |
30 баллов |
||
Кладовщики - менее 2 человек, грузчики - менее 2 человек, водители - менее 2 человек |
0 баллов |
||
Квалификация участника закупки, выраженная в отсутствии нарушений антимонопольного законодательства | |||
Наличие или отсутствие нарушений антимонопольного законодательства |
Отсутствие |
100 баллов |
30 |
Наличие |
0 баллов |
2. Документы и сведения, предоставляемые участником в качестве подтверждения квалификации, порядок оценки и присвоения баллов:
2.1 Опыт участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема, выраженный в количестве заключенных и исполненных контрактов (договоров) по поставке продуктов питания для государственных или муниципальных заказчиков
По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешной поставке товара сопоставимого характера и объема (количество заключенных и исполненных контрактов (договоров) по поставке продуктов питания для государственных или муниципальных заказчиков)": подтверждается копиями исполненных контрактов (договоров) с датой заключения не ранее 01.01.2018 г. на поставку продуктов питания (со всеми имеющимися приложениями), с приложением копий дополнительных соглашений и изменений к таким договорам (при наличии), копий актов (при наличии), копий накладных, копий счетов-фактур (при наличии), копиями иных документов, составленных в результате исполнения таких договоров. Поставкой сопоставимого объема будет являться поставка продуктов питания в учреждения, финансируемые из федерального, регионального или муниципального бюджета, с объемом одного контракта/договора 15 % и более от начальной максимальной цены контракта/договора.
Надлежаще исполненным контрактом (договором) считается контракт (договор), обязательства по которому, в соответствии с его условиями, полностью исполнены участником, оплачены получателем услуг, отсутствуют судебные разбирательства или решения.
Под копией документа понимается экземпляр документа, полностью воспроизводящий информацию подлинника документа.
В случае предоставления не полного пакета документов или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документа представленного не в полном объеме, начисление баллов по такому документу не производится.
В случае несоответствия сумм указанных в исполненных контрактах/договорах и отчетных документах (актах приема-передачи(при наличии), накладных, счетах-фактур(при наличии)), к таким контрактам/договорам, комиссия не будет учитывать весь контракт/договор.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника не является основанием для отклонения заявки участника.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия отстраняет такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Участнику, не представившему информацию по показателю, присваивается 0 баллов. Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, если представленные сведения не подтверждены копиями документов.
Данные в форме и в копиях соответствующих документов должны совпадать. Баллы начисляются только в том объеме, который подтвержден документально.
2.2. Квалификация участника закупки, выраженная в наличии финансовых ресурсов участника конкурса
По показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в наличии финансовых ресурсов участника конкурса" участник предоставляет информацию о размере прибыли, полученной за предыдущий финансовый год. Подтверждается копией баланса и формы "Отчет о прибылях и убытках" приложения к балансу за предыдущий финансовый год.
В случае не предоставления информации начисление баллов по данному критерию не производится.
Отсутствие документов подтверждающих квалификацию участника не является основанием для отклонения заявки участника.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия отстраняет такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
2.3. Квалификация участника закупки, выраженная в обеспеченности участника закупки трудовыми ресурсами.
Под трудовыми ресурсами понимается наличие у участника конкурса необходимого количества квалифицированного персонала: кладовщиков, грузчиков и водителей, имеющих медицинские книжки оформленные в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Наличие у участника конкурса соответствующих трудовых ресурсов должно подтверждаться входящими в заявку участника копиями следующих документов: штатного расписания участника конкурса (по унифицированной форме в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации); трудовой книжки и трудового договора, подтверждающего факт трудовых отношений между участником закупки и сотрудником, приказа о приеме на работу или гражданско-правового договора; действующей медицинской (санитарной) книжки.
В случае не предоставления информации начисление баллов по данному критерию не производится.
В случае предоставления не полного пакета документов или предоставления документов, оформленных с нарушением требований, предъявляемых к таким документам, в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документа представленного не в полном объеме, начисление баллов по такому документу не производится.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия отстраняет такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
2.4. Квалификация участника закупки, выраженная в отсутствии нарушений антимонопольного законодательства.
Под отсутствием нарушений антимонопольного законодательства понимается отсутствие нарушений у участника конкурса на момент подачи заявки Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ст. 11, ст.16, п. 1 ч. 1 ст. 17). По данному показателю участник в свободной форме декларирует наличие/отсутствие нарушений антимонопольного законодательства.
В случае не предоставления информации начисление баллов по данному критерию не производится.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника не является основанием для отклонения заявки участника.
В случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса, конкурсная комиссия отстраняет такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
Заявитель в жалобе сообщает, что Заказчик не является ни государственным, ни муниципальным и исходя из установленного порядка оценки гражданско-правовой договор между самим заказчиком и участником закупки не может для заказчика являться подтверждением деловой репутации участника закупки. Считаем данный порядок оценки ограничивающим конкуренцию и предоставляющим преференции определенным участникам закупки.
Кроме того, Заявитель считает, что чистая прибыль организации определяется как выручка за минусом всех издержек, налогов и т.п. и составляет, как правило, не более 10% от выручки, заказчик оценивает финансовые ресурсы участника закупки, которые более чем в 10 раз превышают цену заключаемого контракта, что является явно не сопоставимыми оценочными характеристиками.
Согласно ч. 2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что порядок оценки сформирован в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, а также положениями Правил. При этом установление порядка оценки заявок подобным образом не влечет за собой ограничение потенциального круга участников, напротив, способствует как увеличению уровня конкуренции, так и достижению целей результатов проведения конкурса.
Согласно ч. 3 ст. 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Одновременно с этим Закон о контрактной системе и нормативно-правовые акты субъекта Российской Федерации не регламентируют установление в конкурсной документации тех или иных показателей, а также необходимую информацию, раскрывающую содержание нестоимостных критериев.
Таким образом, прерогатива определить перечень показателей, их содержание и наполняемость, перечень документов, предоставляемых в составе заявки по показателям, а также значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения принадлежит заказчику. Главным правилом в таком случае выступает условие об отсутствии противоречий основным нормативно-правовым актам Российской Федерации, регламентирующих оценку заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (данный вывод содержится в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 29 августа 2019 г. по делу N А40-102856/18; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28.05.2019 N Ф05-5722/2019 по делу N А40-162400/18-33-1944; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.11.2018 N Ф05-14635/2018 по делу N А40-8295/18).
Кроме того, согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, вместе с тем на заседание Комиссии УФАС представителем Заявителя не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении порядка оценки по показателям.
Учитывая данные обстоятельства, возражения Заказчика, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 32, 54.3, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО "Комбинат социального питания Красносельского района" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 июня 2021 г. N 44-2934/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021