Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л.- заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Астраханского УФАС России (далее также -Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в отсутствие представителя ООО "Норма", надлежащим образом уведомленного, в присутствии представителя муниципального заказчика - Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" - Баишевой З.Р. (действующая по доверенности Nб/н от 16.04.2021 года), надлежащим образом уведомленного, в присутствии представителя уполномоченного органа - Администрации Муниципального образования "Город Астрахань" - Телькуновой О.Е. (действующая по доверенности Nб/н от 27.10.2020 года), надлежащим образом уведомленного, рассмотрев жалобу ООО "Норма" на действия муниципального заказчика Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту и содержанию установок наружного освещения (реестровый N 0325300006421000548), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 25.06.2021 поступила жалоба ООО "Норма" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту и содержанию установок наружного освещения (реестровый N 0325300006421000548) (далее - аукцион).
Податель жалобы полагает, что аукционная документация Заказчика составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 01.07.2021 года в 09 часов 30 минут по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна,47, каб.402.
Комиссия, изучив документы, составленные в ходе проведения электронного аукциона, проведя внеплановую проверку, установила, что 11.06.2021 года уполномоченным органом - Администрацией муниципального образования "Город Астрахань" на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещены извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту и содержанию установок наружного освещения (реестровый N 0325300006421000548) (далее также - аукцион) и документация о нем.
В извещение и документацию вносились изменения.
Измененные редакции документов размещены на официальном сайте 17.06.2021 года (действующая редакция).
В связи с поступлением в Астраханское УФАС России жалобы ООО "Норма" 25.06.2021 года, Комиссия рассматривает редакцию документации от 17.06.2021 года (действующая редакция).
Заказчиком аукциона является Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 55 806 384,80 руб.
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, а также обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
При этом заказчики в силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).
1. Согласно доводу Заявителя требования к первой части заявки участника аукциона, установленные Заказчиком в аукционной документации, противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать: 1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); 2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг: а) наименование страны происхождения товара; б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
То есть, при осуществлении закупки работ, при осуществлении которых используется товар, Заказчик не должен требовать предоставления участником закупки в составе первой части заявки конкретных показателей, а также указания страны происхождения такого используемого товара.
Согласно пункту 22 информационной карты аукционной документации первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
- согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии) (в соответствии с пунктом 2.1.2 части 2 "Техническое задание" Главы II "Техническая часть"). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Перечень товаров, установленный Заказчиком в техническом задании аукционной документации разграничивает как используемые, так и поставляемые товары.
Так, пункт 2.1.2 Технического задания аукционной документации содержит перечень только поставляемых товаров.
Из пункта 22 информационной карты аукционной документации следует, что требование о предоставлении участником закупки в составе первой части заявки конкретных показателей товара установлено лишь для поставляемых товаров, что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, требование к участникам закупки о предоставлении в составе первой части заявки наименования страны происхождения товара Заказчиком по видам такого товара не разграничено.
Таким образом, аукционная документация не позволяет однозначно определить требования Заказчика к содержанию и составу первой части заявки участника.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Данные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Данный довод Заявителя нашел свое подтверждение.
2. Из жалобы следует, что Заказчиком в аукционной документации не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ N878, а именно к товару "Лампа светодиодная", установленного в Ведомости ресурсов на содержание установок наружного освещения ресурсов Технического задания аукционной документации.
Комиссия Управления не соглашается с данным доводом Заявителя, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 10 статьи 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении.
Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - Перечень к Постановлению N878).
Поскольку товар "Лампа светодиодная", перечисленный в ведомости ресурсов на содержание установок наружного освещения технического задания аукционной документации, будет использоваться при выполнении работ по ремонту и содержанию установок наружного освещения (реестровый N 0325300006421000548), неустановление Заказчиком ограничения к такому товару, предусмотренного Постановлением Правительства N878, не является нарушением требований части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В Перечень к Постановлению N878 включен код 27.33.13.150 в соответствии с ОКПД "Пускатели электромагнитные".
Подпунктами 8,9 пункта 2.1.2 Технического задания аукционной документации предусмотрена поставка Электромагнитного пускателя. Номинальный ток: 100 А, нереверсивный, без теплового реле; напряжение управления: 220 В, степень защиты IP20. ГОСТ 2491-82.
Как следует из извещения и аукционной документации, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, не установлены.
Таким образом, Заказчик, не установив ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением 878, нарушил часть 3 статьи 14, часть 1 статьи 64, пункт 10 статьи 42 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Поскольку допущенные Заказчиком вышеописанные нарушения являются существенными, Комиссия Управления считает необходимым выдать Заказчику предписание об аннулировании электронного аукциона.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Норма" на действия муниципального заказчика Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту и содержанию установок наружного освещения (реестровый N 0325300006421000548) обоснованной в части нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 14, части 1 статьи 64, пункта 10 статьи 42.
2. Признать муниципального заказчика - Управление по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" нарушившим пункт 2 части 1 статьи 64, часть 3 статьи 14, часть 1 статьи 64, пункт 10 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту и содержанию установок наружного освещения (реестровый N 0325300006421000548).
3. Выдать уполномоченному органу - Администрации муниципального образования "Город Астрахань" и муниципальному заказчику - Управлению по коммунальному хозяйству и благоустройству Администрации муниципального образования "Город Астрахань" предписание об аннулировании электронного аукциона на право заключить контракт на выполнение работ по ремонту и содержанию установок наружного освещения (реестровый N 0325300006421000548).
4. Передать материалы, собранные в ходе рассмотрения жалобы Заявителя, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии Потылицын П.Л.
Члены комиссии: Балтыкова Е.М.
Родина К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 1 июля 2021 г. N 030/06/14-862/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.07.2021