На основании требований части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения МГХПА им. С. Г. Строганова (далее - Заказчик) законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Д.С. Грешневой,
Членов Комиссии:
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Н.С. Лушниковой,
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
А.С. Леонтьевой,
рассмотрение проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей МГХПА им. С. Г. Строганова: Д.Ю. Пронина, А.А. Грустливого (присутствующего до переноса заседания комиссия),
ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО:
В Московское УФАС России поступило уведомление МГХПА им.
С. Г. Строганова об исполнении предписания Московского УФАС России от 25.06.2021 по делу N077/06/106-10750/2021 в рамках проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации культурно-массовых и спортивно-оздоровительных программ для студентов МГХПА им. С.Г. Строганова (Закупка
N 0373100100521000012) (далее - Аукцион).
25.06.2021 Московским УФАС России проведена внеплановая проверка по доводам изложенным в жалобе ООО "ДЖАЗ тур", по результатам проведения которой в действиях Заказчика установлены нарушения п.2 ч.1 ст.64, ч.3 ст.33, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
Так, Комиссия Московского УФАС России в решении от 25.06.2021 по делу N077/06/106-10750/2021 указала в частности следующее:
"Вместе с тем на заседании Комиссии Управления установлено, что в составе аукционной документации, а также Изменениям извещения о проведении электронного аукциона от 11.06.2021 NИИ1 Заказчиком не установлены дополнительные требования в соответствии со ст.31 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с доводами жалобы представители Заказчика пояснили, что данные требования относятся не к участникам, а непосредственно к исполнителю, при этом, требования о наличии у участника закупки опыта работы исполнителя со студентами ФГБОУ ВО РФ в течение 3-х (трех) лет до момента подачи заявки и положительной репутации Исполнителя и о предоставлении списков сотрудников по направлениям 1, 2 и документов (копии дипломов и сертификатов), подтверждающих квалификацию преподавательского и другого вышеуказанного профессионального состава, обеспечивающего проведение мероприятий, а также необходимого персонала оздоровительного учреждения направленны на выбор исполнителя, способного обеспечить наилучшее исполнение договорных обязательств, связанных с оказанием услуг по организации и проведению заявленных спортивно-оздоровительных программ установлены с учетом потребности Заказчика и спецификой его хозяйственной деятельности.
Кроме того требования документации, предусматривающие представление в составе заявки на участие в закупке программы (план-график), предложения о методике оказания услуг, предложения о методике контроля качества оказания услуг направлены на определение исполнителя имеющего возможность оказать услуги в полном соответствии с требованиями Технического задания и потребностями Заказчика. При этом данные условия приведены в закупочной документации для целей обеспечения проведения спортивно-оздоровительных мероприятий и обеспечения надлежащей материально-технической и организационной базы в полном соответствии с утвержденной программой мероприятий.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что согласно требованиям аукционной документации в составе первой части заявки участникам закупки достаточно выразить исключительно согласие, в связи с чем, по мнению представителей Заказчика, доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.
На заседании Комиссии Управления представители Заказчика затруднились пояснить на основании каких норм действующего законодательства Заказчиком установлены требования, указанные в п.12, 13 Технического задания.
Комиссия Управления отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено как установление подобных требований в технической части аукционной документации, так и предоставление таких документов на этапе заключения контракта
Относительно требований, указанных в п.16 Технического задания Комиссия Управления отмечает следующее.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.3 или 3.1 и 5 ст.66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
При этом на заседании Комиссии Управления представители Заказчика настаивали на том, что в составе первой части заявки участники закупки предоставляют исключительно согласие, что противоречит п. 16 Технического здания согласно которому, в составе заявки участникам закупки необходимо предоставить так, например, предложения по методике оказания услуг, а в случае отсутствия документов, указанных в обжалуемом пункте заявка подлежит отклонению.
Комиссия Управления отмечает, что перечень документов, указанный в ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе, является закрытым, кроме того в составе аукционной документации, а именно в Приложении N1 к документации Заказчиком установлены требования к составу первой и второй части заявки, при этом требования, указывающие на то, что участнику закупки необходимо предоставить документы, указанные п. 16 Технического задания отсутствуют, более того, требуемая программа не является поставляемым товаром, ввиду чего такое требование изначально неправомерно, вне зависимости от наличия или отсутствия ссылки на неё в требованиях к составу первой части заявки".
Одновременно с этим Заказчику выдано обязательное для исполнения предписание от 25.06.2021 по делу N077/06/106-10750/2021, согласно которому Заказчику необходимо привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 25.06.2021 по делу N 077/06/106-10750/2021 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе.
Вместе с тем Комиссией Управления установлено, что согласно документации электронного аукциона от 01.07.2021 N ИД2 Заказчиком исключен п.13 Технического задания, однако п. 12 и 16 Технического задания присутствуют в документации фактически в неизменном виде, требования, признанные неправомерными по-прежнему содержатся в технической части, что очевидно свидетельствует о том, что Заказчиком частично внесены изменения в документацию.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что
Заказчиком в нарушение п.2 ч.2 ст.99 Закона о контрактной системе не исполнено в полном объеме обязательное для исполнения Предписание Московского УФАС России об устранении нарушений законодательства о контрактной системе от 25.06.2021 по делу N 077/06/106-10750/2021, а ненадлежащим образом внесены изменения в документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 25.06.2021 по делу N 077/06/106-10750/2021.
Комиссия Управления также отмечает, что вышеуказанные нарушения содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того Комиссией Управления также установлено следующее.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вместе с тем, согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 статьи 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
На основании ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 или 3.1 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что в п.45 Информационной карты аукционной документации установлены требования к составу первой части заявки на участие в аукционе, в том числе: "копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на оказание услуг по организации отдыха детей и их оздоровления, исполненного без применения к исполнителю неустоек (штрафов, пеней);
копия акта (актов) оказанных услуг, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора).
Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке".
Вместе с тем ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе устанавливает исчерпывающий перечень документов, предоставляемых участниками закупки в составе первой части заявки.
Кроме того, в соответствии с п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Более того, Комиссия Управления отмечает, что в силу ч.8.2 ст. 66 Закона о контактной системе электронные документы (их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контактной системе, не включаются участником такого аукциона в состав второй части заявки. Такие документы (их копии) направляются заказчику оператором электронной площадки с использованием программно-аппаратных средств такой площадки в соответствии с ч.19 ст.68 Закона о контактной системе одновременно со вторыми частями заявок на участие в таком аукционе из числа документов (их копий), размещенных в соответствии с ч.13 ст.24.2 Закона о контактной системе в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.2 ч.1 ст.64 и ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе при установлении неправомерных требований к составу первой части заявки на участие в аукционе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
Признать в действиях МГХПА им. С. Г. Строганова нарушение требований п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе при исполнении предписания Московского УФАС России, а также п.2 ч.1 ст.64, ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе при формировании документации в рамках проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации культурно-массовых и спортивно-оздоровительных программ для студентов МГХПА им. С.Г. Строганова (реестровый N 0373100100521000012).
Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Д.С. Грешнева
Члены комиссии Н.С. Лушникова
А.С. Леонтьева
Исп. Лушникова Наталья Сергеевна
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 12 июля 2021 г. N 077/06/106-11629/2021 (ключевые темы: участники закупок - документация об электронном аукционе - товарный знак - исполнение предписания - техническое задание)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2021