Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
|
|
|
|
|
|
В присутствии представителей
От заказчика - Управление Судебного департамента в Приморском крае: представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
От Общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ": представитель не явился, о дате, месте, времени рассмотрения уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ДЖУЛИ", Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "ДЖУЛИ" (далее - Заявитель) на действия заказчика - Управления Судебного департамента в Приморском крае (далее - Заказчик) при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на реконструкцию здания Артемовского городского суда со строительством пристройки, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Октябрьская, д.11 (извещение N0320100020721000042 от 24.06.2021).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при составлении аукционной документации, а именно:
1) неправомерно не применены типовые условия контракта, предусмотренные Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 14.01.2020 N9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта";
2) не установлено требование о наличии взноса в компенсационный фонд возмещения вреда для члена саморегулируемой организации;
3) в составе аукционной документации не размещен график выполнения строительно-монтажных работ;
4) проектно-сметная документация размещена в составе аукционной документации не в полном объеме.
На основании ст. 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0320100020721000042 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 24.06.2021.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): электронный аукцион.
Объект закупки: реконструкция здания Артемовского городского суда со строительством пристройки, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Октябрьская, д.11.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 57 259 640 рублей 00 копеек.
Источник финансирования: Федеральный бюджет.
Дата и время начала срока подачи заявок: 24.06.2021 19:10 (МСК+7).
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 02.07.2021 14:00 (МСК+7).
В ходе проведения проверки Заказчиком представлен мотивированный отзыв (исх. NУСД-5/2334 от 08.07.2021), в соответствии с которым считает жалобу необоснованной, также указав, что проектно-сметная документация в полном объеме не размещена в связи с технической ошибкой, в связи с чем просит вернуть закупку на этап подачи заявок для размещения полного пакета проектно-сметной документации.
Изучив материалы дела, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к выводу об обоснованности доводов жалобы по следующим основаниям.
1. В части доводов жалобы о неприменении заказчиком типовых условий контракта, предусмотренных Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 14.01.2020 N9/пр "Об утверждении Типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства и информационной карты типовых условий контракта" Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе для осуществления заказчиками закупок федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов, которые размещаются в единой информационной системе и составляют библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов. В случае отсутствия таких типовых контрактов, типовых условий контрактов соответствующие типовые контракты, типовые условия контрактов могут быть разработаны и утверждены федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, а также случаи и условия их применения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом случае объектом закупки является реконструкция здания Артемовского городского суда со строительством пристройки, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Октябрьская, д.11. Код ОКПД2: 43.99.90.190.
Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 14.01.2020 N9/пр (далее - Приказ N9/пр) утверждены типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства.
Как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, в нарушение ч. 11 ст. 34 Закона о контрактной системе, проект государственного контракта, размещенный в составе аукционной документации, не содержит типовых условий, предусмотренных Приказом N9/пр.
Указанное образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Рассматриваемый довод жалобы признается обоснованным.
2. В части довода жалобы об отсутствии требования о наличии взноса в компенсационный фонд возмещения вреда для члена саморегулируемой организации Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Между тем, исходя из совокупных норм материального права, в том числе статьи 55.16 ГрК РФ, уровень ответственности членов СРО должен соответствовать предложению о цене контракта, при этом минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ, минимальный размер взноса участника закупки в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств должен быть сформирован в соответствии с требованиями части 13 статьи 55.16 ГрК РФ.
Согласно п. 27 "Требования, предъявляемые участникам аукциона" аукционной документации установлены следующие требования к участнику закупки:
"в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации 29.12.2004 N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее СРО); - необходимо наличие у данного СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;- подтверждение того, что предельный размер обязательств, исходя из которого участником закупки был внесен взнос в указанный компенсационный фонд, превышает размер обязательств этого участника закупки по договорам, ранее заключенным с использованием конкурентных способов, на сумму не менее НМЦК. Документом, подтверждающим членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующей СРО, будет выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки. Выписка из реестра членов СРО должна быть предоставлена участником закупки в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" |
Таким образом, как установлено Комиссией Хабаровского УФАС России, заказчиком в аукционной документации не установлено требование о том, что фонд возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ (минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда), что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Указанное образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
В связи с вышеизложенным, рассматриваемый довод жалобы признается обоснованным.
3. В части доводов жалобы об отсутствии в составе аукционной документации графика выполнения строительно-монтажных работ Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии со ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги. К документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В силу ч. 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Согласно ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства строительства Российской Федерации от 05.06.2018 N336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" утверждена Методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - Методика N336/пр).
В соответствии с Методикой N 336/пр график выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства, сроке окончания строительства, реконструкции объекта, о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
График оплаты выполненных по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - график оплаты выполненных работ), должен содержать информацию о сроках и размере оплаты выполненных строительно-монтажных работ.
Проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке (п. 1.4 Методики N 336/пр).
Пунктом 2.1 Методики N336/пр определено, что составление графика выполнения работ осуществляется в соответствии с утвержденной проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта, а также рабочей документацией (при наличии).
Согласно пункту 2.3 Методики N336/пр график выполнения работ должен содержать следующие заголовки граф:
- порядковый номер этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
- наименование этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
- сроки исполнения этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ;
- физический объем работ;
- сроки передачи строительных материалов, технологического оборудования заказчика (при наличии).
В противоречие п. 1.4 Методики N336/пр заказчиком в составе аукционной документации не размещен график выполнения работ, что нарушает ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Таким образом, рассматриваемый довод жалобы признается обоснованным.
Доводы Заказчика об указании в п. 4.3.7 проекта государственного контракта условия об обязанности Подрядчика представить Заказчику графики производства работ в течение 10 календарных дней с даты заключения контракта, в связи с чем отсутствует необходимость составления соответствующего графика выполнения работ, отклоняются Комиссией Хабаровского УФАС России, поскольку график выполнения строительно-монтажных работ, является обязательным приложением к контракту, составляется заказчиком одновременно с проектом контракта, является его приложением и размещается в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.
4. В части доводов жалобы о неразмещении заказчиком проектно-сметная документация в составе аукционной документации не в полном объеме Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в документацию о закупке в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части.
В соответствии со статьей 48 ГрК РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что проектная документация заказчиком размещена не в полном объеме.
Согласно доводам мотивированного отзыва (исх. NУСД-5/2334 от 08.07.2021), заказчик указал, что проектно-сметная документация в полном объеме не размещена в связи с технической ошибкой, в связи с чем заказчик просит вернуть закупку на этап подачи заявок для размещения полного пакета проектно-сметной документации.
Таким образом, в нарушение п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчиком не размещена в полном объеме проектная документация, что образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В силу ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Статьей 63 Закона о контрактной системе установлены обязательные требования к извещению об осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона.
Из положений п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе следует, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, объектом закупки является реконструкция здания Артемовского городского суда со строительством пристройки, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Октябрьская, д.11.
В связи с объектом закупки, заказчиком в аукционной документации правомерно установлено условие о членстве в саморегулируемой организации, требования о необходимости наличия опыта исполнения контракта в соответствии с условиями Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям".
В частности, пунктом 27 "Требования, предъявляемые участникам аукциона" аукционной документации определены требования к участникам закупки, в том числе указано, что подтверждающим членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в соответствующей СРО, будет выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки. Выписка из реестра членов СРО должна быть предоставлена участником закупки в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Согласно извещению об осуществлении закупки, заказчиком установлено следующие требования к участникам закупки:
Требования к участникам 1 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ дополнительная информация к требованию отсутствует 1.1 Требования в соответствии с п. 2 приложения N 1 ПП РФ N 99 Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей 2 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ дополнительная информация к требованию отсутствует 3 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ дополнительная информация к требованию отсутствует |
Вместе с тем, в нарушение п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки заказчиком не отражено требование к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, а также не отражен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. Указанное образует признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДЖУЛИ" на действия заказчика - Управления Судебного департамента в Приморском крае при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на реконструкцию здания Артемовского городского суда со строительством пристройки, расположенного по адресу: Приморский край, г. Артем, ул. Октябрьская, д.11 (извещение N0320100020721000042 от 24.06.2021) - обоснованной.
2. Признать заказчика - Управление Судебного департамента в Приморском крае нарушившим требования п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 8 ч. 1 ст. 33, 11 ст. 34, п. 6 ч. 5 ст. 63, ч. 7 ст. 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Управлению Судебного департамента в Приморском крае предписание об устранении выявленных нарушений путем аннулирования протоколов, составленных в ходе осуществления торгов, внесения изменений в конкурсную документацию.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу с целью решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностных лиц заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 9 июля 2021 г. N 7-1/302
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.07.2021