Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Корпорация "Мейк" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Главного управления социальных коммуникаций Московской области (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению мероприятий по вовлечению молодежи в международное, межрегиональное и межмуниципальное сотрудничество (извещение N 0148200003421000021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившим Конкурсную документацию в противоречие положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 22.06.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 7 534 200,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 08.07.2021.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Опыт участника закупки по оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников закупки") в части неправомерного установления требования о привлечении к выступлению профессиональных спикеров (экспертов).
В Критериях оценки заявок по показателю "Опыт участника закупки по оказанию услуг сопоставимого характера и объема" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено, в том числе следующее:
"Содержание: оценивается количество представленных контрактов (договоров) услуг сопоставимого характера и объема, оказанных участником закупки за период с 01.01.2018 до даты размещения извещения о проведении данной закупки.
Стоимость оказанных услуг/выполненных работ по каждому из предоставленных контрактов (договоров) должна быть не менее 30% начальной (максимальной) цены контракта, установленной в настоящей конкурсной документации.
Услугами сопоставимого характера считаются оказанные услуги по организации и проведению массовых мероприятий, в том числе в формате онлайн, c привлеченными к выступлению профессиональных спикеров (экспертов) (при этом схожесть услуг устанавливается не по названию контракта (договора), а по содержанию оказанных услуг в рамках контрактов (договоров)).
Профессиональный спикер (эксперт) - это профессиональный оратор, который выступая, призван мотивировать и воодушевлять аудиторию слушателей. Основное выступление спикера, как правило, происходит в самом начале или же в конце проходящего мероприятия.
В качестве подтверждающих сведений и документов предоставляются (все пункты обязательны):
- копии исполненных контрактов (договоров), (в случае если контракт (договор) заключен в электронной форме, участнику закупки необходимо представить сведения об электронных подписях), в том числе приложений к контрактам (договорам), на основании которых комиссия будет принимать решении о сопоставимости услуг (например: техническое задание, спецификация и другие);
- копии актов сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающие их исполнение за требуемый период.
При этом предоставляемые акты сдачи-приемки оказанных услуг должны быть в виде неповторяющихся, полночитаемых копий, на которых видны необходимые печати и подписи.
В случае если контракт (договор) заключен в электронной форме, участнику закупки необходимо представить сведения об электронных подписях.
К оценке принимаются контракты (договора), исполнение которых подтверждено читаемыми копиями, на которых видны необходимые подписи и печати сторон".
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление требования о предоставлении контрактов (договоров), исключительно c привлеченными к выступлению профессиональных спикеров и/или экспертов, приводит к необоснованному ограничению участников закупки, поскольку отсутствие данного условия не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта, а также не свидетельствуют о невозможности надлежащего исполнения обязательств в рамках контракта, заключаемого по результатам Конкурса.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, установленный порядок оценки не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в критериях не установлен предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень информации, подлежащих оценке Конкурсной комиссией и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по показателю "Опыт участника закупки по оказанию услуг сопоставимого характера и объема", поскольку не раскрыто содержание понятия "массовые мероприятия".
Также, в критериях оценки установлено, что схожесть услуг устанавливается не по названию контракта (договора), а по содержанию оказанных услуг в рамках контрактов (договоров), при этом, Комиссия приходит к выводу о том, указанное положение водит участников закупки в заблуждение и не позволяет однозначно установить какие контракты (договоры) будут учитываться Конкурсной комиссией при оценке заявок участников закупки.
Изучив установленный порядок оценки, Комиссия приходит к выводу, что установление требований о представлении сведений о наибольшем суммарном количестве заключенных и исполненных контрактов (договоров) за период с 01.01.2018 г. до даты размещения извещения, исключает возможность предоставления контрактов (договоров), исполненных до даты окончания подачи заявок, а также может привести к ограничению количества участников закупки, имеющих исполненные контракты (договоры) ранее указанного срока.
Кроме того, порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному оказанию услуг, связанного с предметом контракта" ограничивает возможность участников закупки, получить максимальное количество баллов, поскольку установление в порядке оценки требования о том, что оценке подлежат исполненные контракты (договора) сопоставимого объема, стоимостью оказанных услуг/выполненных работ не менее 30% начальной (максимальной) цены контракта, установленной в Конкурсной документации, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта.
Таким образом, установленный порядок оценки по показателю "Опыт участника закупки по оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не позволяет выявить наилучшие условия исполнения контракта, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Комиссия приходит к выводу о нарушении действиями Заказчика пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлен порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (спикеров), предлагаемых для оказания услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" в части установления документов, подтверждающих квалификацию специалистов.
В Критериях оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (спикеров), предлагаемых для оказания услуг" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки" Заказчиком установлено в том числе следующее:
"Содержание: Оценивается предложение участника о наличии штатных или внештатных (привлеченных) трудовых ресурсов (специалистов) - профессиональных спикеров (экспертов), соответствующих следующим характеристикам:
- наличие опыта выступления на 5 бизнес-форумах и/или публично-деловых и/или обучающих мероприятиях с общим количеством участников данных мероприятий не менее 100 (ста) человек.
В качестве подтверждающих документов предоставляются (все пункты обязательны):
- копия действующего договора ГПХ с привлекаемым к исполнению контракта (договора) специалиста или копия трудовой книжки, а также трудового договора и выписки из штатного расписания;
- копия диплома о высшем образовании;
- копия сертификата о принятии участия в качестве спикера;
- портфолио специалиста, отражающее, конкретный опыт и достижения по профилю деятельности, а также подтверждающий опыт выступления на 5 бизнес-форумах и/или публично-деловых и/или обучающих мероприятиях с общим количеством участников данных мероприятий не менее 100 (ста) человек (представляется в свободной форме).
В случае отсутствия в составе заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме копий подтверждающих документов, сведения о конкретном спикере не засчитываются"
При этом, Комиссия приходит к выводу, что установление требования о предоставлении копии сертификата о принятии участия в качестве спикера и портфолио специалиста, отражающее, конкретный опыт и достижения по профилю деятельности, а также требования о наличие опыта выступления на 5 бизнес-форумах и/или публично-деловых и/или обучающих мероприятиях с общим количеством участников данных мероприятий не менее 100 (ста) человек, ограничивают количество участников закупки, в связи с тем, что указанные требования не являются надлежащим подтверждением наличия квалификации специалистов.
Таким образом, установленный порядок оценки по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (спикеров), предлагаемых для оказания услуг" не позволяет выявить наилучшие условия исполнения контракта, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Комиссия приходит к выводу о нарушении действиями Заказчика пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Корпорация "Мейк" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 12.07.2021 N 50/06/26253эп/21.
4. Материалы дела от 12.07.2021 N 50/06/26454эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 12 июля 2021 г. N 50/06/26454эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.07.2021