Резолютивная часть решения оглашена "15" июля 2021 года.
В полном объеме решение изготовлено "20" июля 2021 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:
|
при участии посредством видеоконференцсвязи: представителя заказчика - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России /__./ (паспорт, доверенность), в отсутствии иных лиц, надлежащим образом извещенных о дате и времени рассмотрении жалобы,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу N040/06/64-685/2021 ООО "Ренессанс-Мед" по существу, установила:
09.07.2021 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Ренессанс-Мед" на положения аукционной документации заказчика - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава Россиипри проведении открытого аукциона в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 0337400000721000370), предметом которого является закупка изделий медицинского назначения для нужд МРНЦ им. А.Ф. Цыба.
ООО "Ренессанс-Мед" полагает, что Заказчик нарушил требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 30.06.2021 г. в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N0337400000721000370, предметом которого является закупка изделий медицинского назначения для нужд МРНЦ им. А.Ф. Цыба (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении Аукциона, составляла 24 000 000,00 рублей.
Заказчиком по указанному Аукциону выступало ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России.
Извещением о проведении Аукциона также установлена дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, а именно: 09.07.2021 08:00.
2. В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки также должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
3. Согласно доводам жалобы ООО "Ренессанс-Мед", Заказчик предоставляет преимущества в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, что подтверждается п.п.36,39 Документации, однако в п. 21 Документации Заказчик, устанавливает некорректный перечень документов и информации второй части заявки.
В ходе рассмотрения жалобы, Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с статьей 29 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что организациям инвалидов, являющимся участниками закупок, предоставляются преимущества указанные в части 3 настоящей статьи: "При определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случая, если закупки осуществляются у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик обязан предоставлять преимущества организациям инвалидов в отношении предлагаемых ими цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в размере до пятнадцати процентов в установленном Правительством Российской Федерации порядке и в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями товаров, работ, услуг. Информация о предоставлении таких преимуществ должна быть указана заказчиком в извещениях об осуществлении закупок и документации о закупках в отношении товаров, работ, услуг, включенных в указанные перечни. В случае, если победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признана организация инвалидов, контракт заключается с учетом преимущества в отношении предложенных победителем цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки".
Пунктом 21 Раздела I "Информационная карта" Аукционной документации установлены требования к содержанию и составу первой и второй частям заявки.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) Декларация о соответствии участника аукциона следующим требованиям (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки):
- непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
- неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке;
- отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
- отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
- участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретате-лями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
3) копии документов или информации о таком документе (номер и дата РУ), подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге -копии регистрационных удостоверений на медицинское изделие на предлагаемый к поставке товар - требуются;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой - требуется;
5) необходимо предоставить документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ или копии этих документов - сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме (Форма СТ-1), установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами- не требуется;
6) декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки) -не установлено;
7) декларация о стране происхождения товаров (в соответствии с Приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд") - требуется.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России установила, что размещенная в ЕИС аукционная документация заказчика не содержит в себе положения п.5. ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в соответствии с которой вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие право участника электронного аукциона на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, если участник электронного аукциона заявил о получении указанных преимуществ), или копии таких документов.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что действия заказчика при утверждении аукционной документации нарушают требования части п.5. ч. 5 ст. 66, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, что образует событие административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ. Доводы жалобы признаются обоснованными.
Вместе с тем, оснований для выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания не имеется, т.к. выявленное нарушение не повлияло на возможность подачи заявок участниками торгов.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот необходимые к поставке товары.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
Состав лота аукциона в электронной форме сформирован с учетом требований Приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 года N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не регламентируют вопросы формирования лотов при осуществлении закупок товаров, работ, услуг. Заказчик формирует предмет заказа самостоятельно, исходя из собственных нужд.
Согласно пояснениям представителя ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России, Заказчик при формировании объекта закупки, руководствовался статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", утверждён прилагаемый Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия". Приказ от 15 ноября 2012 года N922н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия"" (далее по тексту - Порядок).
Указанный Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия" в медицинских организациях.
Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается врачами-хирургами в стационарных условиях и условиях дневного стационара и включает в себя профилактику, диагностику, лечение заболеваний и состояний, требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1-9 к вышеуказанному Порядку.
Согласно Приложения N 9 к Порядку, Перечня N2 "Стандарт оснащения операционной (операционного блока)" перечислено всё необходимое оборудование и медицинская мебель для каждой зоны операционной, чтобы обеспечить безопасность, эргономику и эффективность манипуляций. В данном перечне числятся контейнеры, катетеры, наборы инструментов, столы операционные, инструментальные и т.д. При этом данный перечень не является исчерпывающим, и не запрещает медицинским учреждениям приобретать товары, исходя из потребности последних и единой цели использования таких товаров.
Кроме того, технологическая и функциональная связь заключается в том, что данные товары объединены общим назначением в медицине: укомплектование операционного блока и обеспечение высокотехнологичной, качественной медицинской помощи пациентам по профилю "хирургия". Товары, которые требуются Заказчику могут использоваться для проведения соответствующих медицинских процедур в совокупности и взаимодействии друг с другом, на что также указывает Приказ от 15 ноября 2012 года N922н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия"".
Лот составлен с отражением потребности Заказчика и хирургических расходных материалах для осуществления хирургических манипуляций во всех отделениях Центра и с учетом действующего законодательства, дробление отсутствует. Разделение закупаемых товаров в два или более аукциона нецелесообразно, так как может привести к тому, что взаимосвязанные медицинские расходные изделия, необходимые для одних и тех же медицинских процедур, будут поставляться разными поставщиками по разным контрактам и в разные сроки, что может привести к неоказанию медицинской помощи. Все закупаемые товары являются технологически и функционально взаимосвязанными между собой, что обусловлено в том числе тем, что: - все закупаемые товары являются медицинскими изделиями, относятся к медицинским расходным материалам; - все закупаемые товары предназначены для использования при хирургических манипуляциях различных видов и сложности, подготовки пациента к проведению хирургической операции, а также оснащению хирургических кабинетов.
Таким образом, Заказчик исходил из того, что поставляемые товары будут взаимодействовать в процессе их использования, будут использоваться совместно, с общей целью и как единый медицинский комплекс, что соответствует сложившейся судебной практике и практике контролирующих органов.
Кроме того, Заявителем не представлены документы, подтверждающие нарушение прав и законных интересов ООО "Ренессанс-Мед", при объединении Заказчиком поставляемых товаров в один лот.
С учетом вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы Заявителя.
С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России решила:
1. Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" обоснованной в части установленного нарушения в пункте 3 мотивировочной части Решения, в остальной части необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России нарушение п.5. ч. 5 ст. 66, пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
3. Предписание Заказчику - ФГБУ "НМИЦ радиологии" Минздрава России не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
/__./
/__./
/__./
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 20 июля 2021 г. N 040/06/64-685/2021 (ключевые темы: участники закупок - министерство здравоохранения - аукцион - антимонопольный орган - государственные и муниципальные нужды)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2021