Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: <_> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Сыктывкара" (далее - ГБУ РК "СРЦН г. Сыктывкара") от 14.07.2021 N б/н (вх. от 14.07.2021 N 3095) о рассмотрении вопроса о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Корткеросский молочный завод" (далее - ООО "Корткеросский молочный завод") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с его уклонением от заключения договора по результатам осуществления закупки способом аукциона в электронной форме "Поставка творога во 2 полугодии 2021 года для нужд Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Сыктывкара", извещение N 0307200021121000042 (далее - договор, обращение),
при участии в заседании <_>, представителя ГБУ РК "СРЦН г. Сыктывкара" по доверенности от 20.07.2021 N 77,
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ГБУ РК "СРЦН г. Сыктывкара" в Коми УФАС России представлено обращение о включении сведений об ООО "Корткеросский молочный завод" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением общества от заключения договора по результатам осуществления закупки.
ГБУ РК "СРЦН г. Сыктывкара", ООО "Корткеросский молочный завод", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки) о времени и месте рассмотрения обращения надлежащим образом извещены.
С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения обращения отсутствие представителей ООО "Корткеросский молочный завод", оператора электронной площадки не препятствует рассмотрению обращения по существу.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
2.1. Заказчиком закупки явилось ГБУ РК "СРЦН г. Сыктывкара".
Объект закупки - "Поставка творога во 2 полугодии 2021 года для нужд Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних города Сыктывкара".
Начальная (максимальная) цена договора - 123 519,20 руб., источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения, поступившие в виде субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на выполнение государственного задания.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) 07.06.2021.
По протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.06.2021 на участие в закупке подано 2 заявки, оба участника, подавшие такие заявки, допущены к участию в электронном аукционе и признаны его участниками.
Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 17.06.2021 ценовые предложения поступили от двух участников закупки, допущенных к участию в электронном аукционе (103 756,00 руб. и 103 138,40 руб.)
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 17.06.2021 победителем закупки определено ООО "Корткеросский молочный завод", предложившее наиболее низкую цену договора, заявка которого на участие в электронном аукционе признана аукционной комиссией заказчика соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
2.2. В соответствии с частями 1-2, 3-8,10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
В течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 12 статьи 82.1, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 настоящей статьи), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, а также включения представленной в соответствии с настоящим Федеральным законом информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара, стране происхождения товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи. В случае, если при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме или электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель соответствующей электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией о соответствующей электронной процедуре, и информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, а также обоснование цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги в соответствии с частью 9 статьи 37 настоящего Федерального закона при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
В течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.
В течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.
С момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно части 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Извещением о проведении аукциона в электронной форме, пунктом 14 раздела II "Информационная карта" документации об электронном аукционе определен размер обеспечения исполнения договора: "Обеспечение исполнения договора установлено в размере 1 % начальной (максимальной) цены договора и составляет 1 235,19 руб.".
2.3. Протокол подведения итогов электронного аукциона от 17.06.2021 размещен на официальном сайте 17.06.2021.
Заказчиком - ГБУ РК "СРЦН г. Сыктывкара" 22.06.2021 размещен в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект договора.
ООО "Корткеросский молочный завод" 28.06.2021 размещен на электронной площадке протокол разногласий к проекту договора.
Заказчиком - ГБУ РК "СРЦН г. Сыктывкара" по результатам обработки протокола разногласий 28.06.2021 без своей подписи размещен в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект договора.
ООО "Корткеросский молочный завод" в регламентированный для подписания проекта договора срок 30.06.2021, направлен оператору электронной площадки подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени ООО "Корткеросский молочный завод", проект договора.
Заказчиком - ГБУ РК "СРЦН г. Сыктывкара" 05.07.2021 принято решение о признании ООО "Корткеросский молочный завод" уклонившимся от заключения договора на основании части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе по причине непредоставления ООО "Корткеросский молочный завод" обеспечения исполнения договора в срок, установленный для заключения договора.
Протокол от 05.07.2021 о признании победителя закупки уклонившимся от заключения договора размещен на официальном сайте 05.07.2021.
Комиссия Коми УФАС России по результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГБУ РК "СРЦН г. Сыктывкара" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
3. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Поэтому в целях исключения возможности необоснованного ограничения прав лица на дальнейшее участие в процедурах по закупкам, наряду с фактом уклонения от заключения контракта (договора), должно быть установлено, что участник закупки уклонился от заключения контракта (договора) немотивированно, без наличия к тому веских и объективных оснований, не позволяющих выполнить процедуру заключения контракта (договора), то есть следует установить факт недобросовестности и вины участника закупки.
Термин "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи, с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя аукциона.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от заключения лицом контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действие ООО "Корткеросский молочный завод" в виде размещения на электронной площадке протокола разногласий к проекту договора, подписания проекта договора, могут свидетельствовать о намерении победителя закупки заключить договор.
Согласно письменным пояснениям ГБУ РК "СРЦН г. Сыктывкара", изложенным в письме от 19.07.2021 N 02-03/93 (вх. от 19.07.2021 N 3168) негативные последствия, в том числе ущерб, для заказчика в результате бездействия ООО "Корткеросский молочный завод" в виде ненаправления в регламентированный срок обеспечения исполнения договора, отсутствуют.
Из имеющихся в материалах дела документов и письменной информации не усматривается наличие прямого умысла ООО "Корткеросский молочный завод", направленного на незаключение договора. Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО "Корткеросский молочный завод" допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом установленных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Отказать во включении информации об ООО "Корткеросский молочный завод" (адрес места нахождения: 168020, Республика Коми, Корткеросский район, село Корткерос, улица Советская, д. 254, ИНН: 1113007601, директор: <_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГБУ РК "СРЦН г. Сыктывкара" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <_>
члены комиссии <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 20 июля 2021 г. N РНП-11-120
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2021