Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ДЖУЛИ" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление капитального строительства" (далее - Заказчик), Администрации Нытвенского городского округа (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство модульной газовой котельной (изв. N 0156600019321000123),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.з04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600019321000123 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на строительство модульной газовой котельной.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.04.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 13 509 275,61 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 08.07.2021 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком, неправомерно установлен критерий "Квалификация участника закупки", поскольку показатель "Наличие у участников конкурса профильных специалистов" противоречит положениям действующего законодательства.
Из пояснений Заказчика следует, что критерии оценки заявок установлены в соответствии с Законом о закупках. Наличие у участников закупки профильных специалистов в данном случае является обязательным, поскольку такое требование вытекает из ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ и Приказа Минстроя России от 06.04.2017 N688-р.
Модульная газовая котельная, строительство которой является предметом закупки, является объектом поднадзорным Государственному строительному надзору. Не имея в своем штате специалистов, отвечающих требованиям ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, победитель конкурса не сможет сдать объект строительства и получить положительное заключение Государственного строительного надзора.
Согласно п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п.4 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках не допускается установление порядка оценки, приводящего к ограничению числа участников закупки.
Заказчик определяет критерии оценки заявок в соответствии с Правилами оценки заявок с учетом соблюдения условия о том, что такие критерии не приведут к ограничению числа участников закупки.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила оценки заявок).
В п.1 Правил установлено, что настоящие Правила определяют порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки, а также предельные величины значимости каждого критерия оценки заявок, окончательных предложений участников закупки.
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В п.25 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В соответствии с п.27(2) Правил оценки, в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а также контракт, предусмотренный частями 16 (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Федерального закона, по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" в документации о закупке устанавливается один или несколько следующих показателей:
а) общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
б) общее количество исполненных контрактов (договоров);
в) наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров).
В соответствии с п. 27(3) Правил оценки для оценки заявок (предложений) по показателям, предусмотренным пунктом 27(2) настоящих Правил, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке один или несколько следующих видов контрактов (договоров):
а) контракты (договоры), предусматривающие выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, относящихся к виду объекта капитального строительства, выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу которого является объектом закупки.
К таким видам объектов капитального строительства относятся:
- объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов);
- линейные объекты капитального строительства;
- особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства;
- объекты культурного наследия;
б) контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (если контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Федерального закона (в отношении предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида);
- контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта объекта капитального строительства соответствующего вида;
контракт, предметом которого является проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.
Таким образом, Правилами установлен исчерпывающий перечень показателей и видов контрактов (договоров) и видов объектов, которые могут быть установлены в конкурсной документации для оценки и сопоставления заявок участников открытого конкурса по нестоимостному критерию "Квалификация участников конкурса". При этом, правилами не предусмотрена возможность установления иных показателей, не поименованных в п. 27(2) Правил.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Заказчиком внесены изменения в конкурсную документацию, в частности, в Критерии оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно извещению о проведении Конкурса, объектом закупки является выполнение работ по строительству модульной газовой котельной.
Согласно Конкурсной документации, критериями, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участника конкурса" (значимость критерия - 40%), содержащий показатели:
2.1. Общая стоимость исполненных контрактов (договоров);
2.2. Общее количество исполненных контрактов (договоров);
2.3. Наличие у участников конкурса профильных специалистов"
Так, Конкурсной документации, в отношении показателя 2.3. "Наличие у участников конкурса профильных специалистов" указано следующее:
реестр специалистов в области строительства, в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.04.2017 N688-р.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие сотрудников.
Документами, подтверждающими наличие у участника конкурса в штате сотрудников, являются в совокупности:
- копии трудовых книжек или копии приказов (распоряжений) о приеме на работу или копии трудовых договоров, подтверждающие трудовые отношения с участником конкурса с отметкой работодателя о работе в настоящее время на дату подачи заявки;
- копии уведомлений (выписок) о включении в национальный реестр специалистов в области строительства, в соответствии с Приказом Минстроя России от 06.04.2017 N688-р на ответственных сотрудников, отвечающих за производство работ
При определении показателя баллы не начисляются в случаях:
а) Участником конкурса не представлены подтверждающие документы.
б) Копии представленных участником конкурса документов не содержат отметок подтверждающий достоверность копий документов (отметка "копия верна" с подписью и печатью ответственного специалиста; штамп кадровой службы (при наличии таковой у участника) с подписью ответственного специалиста).
в) Выявления в представленных документах недостоверной информации.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком в Конкурсной документации установлен показатель нестоимостного критерия "Квалификация участника конкурса", не поименованный в п.27(2) Правил оценки заявок, что, в свою очередь противоречит п. 4, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
Следовательно, в указанных действиях Заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.\
Также, Комиссия отмечает, что вышеприведенные нормы Закона о закупках, Правил оценки заявок не ограничивают права Заказчика установить требование предоставлении информации о соответствии участника требованиям, установленным в ст. 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ и Приказа Минстроя России от 06.04.2017 N688-пр.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что согласно протоколу рассмотрения и оценки 2 частей заявок от 08.07.2021 г., на участие в конкурсе подано 2 заявки - ООО "Комплексные системы промышленной автоматизации"; ООО "Стройпроект". Заявка ООО "Комплексные системы промышленной автоматизации" признана не соответствующей требованиям ч.1 ст.31 Закона о закупках, п.3 раздела 9 Конкурсной документации - Срок действия представленной участником банковской гарантии не соответствует требованиям конкурсной документации, Закона о закупках.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, победителем закупки признано ООО "Стройпроект".
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что допущенные Заказчиком нарушения не повлияли на результаты определения поставщика.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДЖУЛИ" на действия МКУ "Управление капитального строительства", Администрации Нытвенского городского округа при проведении открытого конкурса в электронной форме на строительство модульной газовой котельной (изв. N 0156600019321000123) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика выявленные в ходе рассмотрения жалобы нарушения требований п. 4, п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о закупках.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика;
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа за допущенное нарушение требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 14 июля 2021 г. N 011574/э
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2021