На основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Липецкого УФАС России от 16.07.2021 N 382, Комиссией Липецкого УФАС России,
проведена проверка соблюдения государственным учреждением здравоохранения "Грязинская центральная районная больница" требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского расходного материала (реестровый номер 0346300016020000294) (далее - электронный аукцион).
Проверка начата 15.07.2021, окончена 22.07.2021.
Место проведения проверки: г. Липецк, пл. Плеханова, д.1.
В адрес Липецкого УФАС России от РОО "Общественный контроль" 13.07.2021 поступило обращение (вх. N 6133, исх. N 0713 от 06.07.2021), содержащее информацию с признаками нарушения Закона о контрактной системе.
В результате анализа документов и сведений о проведении электронного аукциона установлено следующее.
Документация об электронном аукционе и извещение о его проведении размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом электронного аукциона является поставка медицинских изделий (держатель вакуумной пробирки с иглой, игла двусторонняя, игла-бабочка).
В пункте 5 аукционной документации содержится описание объекта закупки, а также установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товара.
При этом, заказчиком к закупаемым товарам применен код позиции ОКПД 32.50.13.190 - Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства РФ предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, законодатель определил Закон о контрактной системе как общую норму и установил, что дополнительные ограничения могут быть установлены подзаконными нормативными актами.
В соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе Постановлением Правительства N 102 утвержден перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, в Постановлении Правительства N 102 указано, что при применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
Кроме того, согласно Письму Минфина России от 21.07.2020 N 24-03-07/63389 Постановление Правительства N 102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия с указанными в перечне.
Таким образом, для установления применения положений Постановления Правительства N 102 необходимо, чтобы приобретаемое медицинское изделие соответствовало одновременно двум условиям, указанным в перечне:
1) коду в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2);
2) наименованию вида медицинских изделий.
Как установлено, наименование видов медицинских изделий "держатель вакуумной пробирки с иглой, игла двусторонняя, игла-бабочка" не соответствует коду ОКПД2 32.50.13.190 - "Инструменты и приспособления, применяемые в медицинских целях, прочие, не включенные в другие группировки".
При этом, необходимо отметить, что код ОКПД2 32.50.13.190, в установленном перечне Постановления Правительства N 102 содержит ряд наименований видов медицинских изделий, но не содержит наименований медицинских изделий, закупаемых заказчиком.
Исходя из вышеизложенного, поскольку для установления применения положений Постановления Правительства N 102 не выполняются условия, указанные в настоящем Постановлении, то заказчиком правомерно не применено ограничение допуска согласно Постановлению.
Руководствуясь ст. 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. При проведении проверки в действиях государственного учреждения здравоохранения "Грязинская центральная районная больница" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского расходного материала (реестровый номер 0346300016020000294) нарушения Закона о контрактной системы не установлены.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 22 июля 2021 г. N 048/06/99-998/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2021