Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Академия транспортных технологий" (далее - Заказчик): ,
ООО "Аи92" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 23117-ИП/21 от 16.07.2021) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на поставку топлива для транспортных средств СПб ГБПОУ "АТТ" во втором квартале 2021 года (извещение N 0372200007921000104) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 03.06.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200007921000104.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 172 076,00 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе, по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;
4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 14.12.2020 N0372100030620000593-1, Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: п. 2. ч. 4 ст. 67 - несоответствие информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 44-ФЗ, требованиям документации о таком аукционе: Заказчиком в форме "Требования к значениям показателей (характеристик) товара, позволяющие определить соответствие установленным заказчиком требованиям или эквивалентности предлагаемого к поставке товара" (Приложение N 3 к документации об электронном аукционе) установлены показатели (характеристики) товара, а также требования к функциональным, техническим и качественным, эксплуатационным характеристикам объекта закупки (товара), в том числе: п. 1 "Бензин автомобильный АИ-92 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация): п.п. "Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу:" - не менее 92 не более 95; п.п. "Соответствие нормативно-технической документации" - "Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826, ГОСТ Р 51866-2002; Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826, ГОСТ 32513-2013".
Первая часть заявки участника закупки содержит конкретные показатели (характеристики) товара, а именно: п.п. "Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу" - не менее 92 не более 95 (паспорт качества прилагается)* ; в п.1 "Бензин автомобильный АИ-92 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация)", 2 "Бензин автомобильный АИ-95 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация)" п.п. "Соответствие нормативно-технической документации:" - Соответствует Техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 013/2011**
* Для подтверждения соответствия Приложению N 3 к Документации об электронном аукционе "ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАЧЕНИЯМ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ХАРАКТЕРИСТИК) ТОВАРА, ПОЗВОЛЯЮЩИЕ ОПРЕДЕЛИТЬ СООТВЕТСТВИЕ УСТАНОВЛЕННЫМ ЗАКАЗЧИКОМ ТРЕБОВАНИЯМ ИЛИ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМОГО К ПОСТАВКЕ ТОВАРА" прилагаем (в отдельных файлах) паспорта качества на Бензин автомобильный АИ-92-К5, АИ-95-К5, Дизельное топливо зимнее ДТ-З-К5 и Дизельное топливо летнее ДТ-Л-К5.
**Соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 013/2011 "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту", утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 826, ГОСТ Р 52368-2005
В разделе 19 "Инструкция по заполнению типовой формы заявки" в п. 19.2 указано, что участник электронного аукциона указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и(или) максимальные значения;
Представленные участником закупки сведения о конкретных показателях товара не соответствуют значениям, установленным в Документации об электронном аукционе, что является основанием для принятия решения об отказе в допуске участника к участию в электронном аукционе."
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требования к количеству, качеству товара, к его техническим и функциональным и эксплуатационным характеристикам установлены Заказчиком в Приложении N 3 к Документации об электронном аукционе.
Так, в отношении товарной позиции N1 "Бензин автомобильный АИ-92 экологического класса не ниже К5 (розничная реализация)" Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу: не менее 92 не более 95", "Экологический класс: не ниже К5"
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкция, установленная в п. 19.2 Информационной карты документации об аукционе, содержит следующее положение:
"Инструкция по заполнению первой части заявки:
- согласие участника электронного аукциона дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки;
При осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг участник электронного аукциона указывает:
- наименование страны происхождения товара (включается при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира);
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным заказчиком в Приложении N 3 к настоящей Документации об электронном аукционе и указание на товарный знак (при наличии) (в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, и отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации о закупке).
При этом указываются максимальные и(или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей которых не могут изменяться.
Заказчиком в целях определения соответствия закупаемого товара установлен порядок описания максимальных и(или) минимальных значений показателей, а также значений, которые не могут меняться, соответствующих показателям (характеристикам) товара, установленным в Приложении N 3 к настоящей Документации об электронном аукционе.
В описании показателей (характеристик) товара, заказчик использует следующие виды показателей:
- показатели, для которых установлены максимальные и(или) минимальные значения;
- показатели, для которых указаны варианты значений;
- показатели, которые определяются диапазоном значений;
- показатели, значения которых не могут изменяться.
Заказчик устанавливает порядок описания показателей (характеристик) товара, предлагаемых участником электронного аукциона:
по первому виду показателей участник электронного аукциона указывает конкретные значения показателей, для которых установлены минимальные и(или) максимальные значения;
по второму виду показателей электронного аукциона выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений;
по третьему виду показателей участник электронного аукциона указывает диапазон значений, для которого установлены требования к значению нижней и верхней границы диапазона;
по четвертому виду показателей участник электронного аукциона указывает значение, установленное заказчиком.
Заказчиком при составлении описания объекта закупки используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология.".
В результате внеплановой проверки Комиссией УФАС установлено, что в составе аукционной документации фактически отсутствуют положения инструкции по заполнению первой части заявки, так как из вышеуказанных положений не представляется возможным определить в отношении каких показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя); определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Кроме того, при описании товарных позиций Заказчиком использовалось словосочетания в комбинации, которое не регламентируются установленной инструкций.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявки, что нарушает п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Анализ первой части заявки Заявителя показал, что по спорной товарной позиции N1 им предложен товар с указанием следующих характеристик: "Октановое число бензина автомобильного по исследовательскому методу: не менее 92 не более 95", "Экологический класс: не ниже К5"
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при описании товарной позиции участник закупки действовал исходя из своего понимания требований документации.
Следовательно, отказ Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, указанному в протоколе рассмотрения первых частей заявок, является неправомерным, что нарушает требование ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
Выявленные в действиях Заказчика и его аукционной комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении путем внесения изменений в аукционную документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аи92" обоснованной.
2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 июля 2021 г. N 44-3534/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.07.2021