Резолютивная часть решения оглашена 23 июля 2021 года.
Решение изготовлено в полном объеме 28 июля 2021 года.
На заседании производилась видеозапись.
Комиссия Псковского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу с использованием системы видеоконференц-связи ООО "Норма" на положения документации о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по строительству канализационно-насосных станций и сетей канализации в г. Печоры (номер извещения: 0157300021021000140), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
25.06.2021 Заказчиком объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по строительству канализационно-насосных станций и сетей канализации в г. Печоры (номер извещения: 0157300021021000140).
Извещение N 0157300021021000140 о проведении вышеуказанного открытого конкурса в электронной форме размещено в Единой информационной системе (далее - ЕИС) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru 25.06.2021 16:33.
Начальная (максимальная) цена контракта - 168 456 061,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме - 19.07.2021 08:00.
Оператор электронной площадки ООО "ЭТП Газпромбанк".
16.07.2021 (вх. N721-з) поступила жалоба от Заявителя.
Рассмотрение жалобы состоялось 23.07.2021 года в 10 часов 30 минут.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика (вх. N 721 от 16.07.2021 года жалоба в материалах дела).
1. Документация закупки содержит нарушение Закона о контрактной системе, так как установлены критерии оценки заявок, ограничивающие число участников закупки, но не позволяющие определить наилучшее предложение. Критерий оценки заявок показателя о наличии у участника закупки опыта за столь короткий период (2 года) нельзя рассматривать как объективный и правомерный, поскольку включение в документацию такого узкого критерия влечет за собой нарушение принципа равноправия и ограничения конкуренции по отношению ко всем участникам, приводит к ограничению свободного доступа участников, это нарушает принципы обеспечения конкуренции, закрепленные в статье 8 Закона N 44-ФЗ.
2. Установленное конкурсной документацией требование о предоставлении только исполненных контрактов (договоров) без применения неустоек (штрафов, пеней) неправомерно, поскольку указанное условие не предусмотрено пунктом 27(2) Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1085, а также не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Представители Заказчика и уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщил следующее (письменные объяснения исх. N б/н от 22.07.2021 года, в материалах дела (вх. N 1373-р) от 22.07.2021 г.):
1. Применение постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N99), считаем неправильной так как действие настоящего постановления не распространяется на проведение открытых конкурсов в электронной форме.
2. Заказчик при осуществлении конкурентной процедуры наделен правом самостоятельного формирования порядка оценки заявок по критериям, определения их содержания, значимости, при условии, что такой порядок не повлечет за собой ограничение конкуренции.
В результате рассмотрения жалобы установлено следующее:
1. В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 N 1085 утверждены "Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1085).
В силу пункта 4 Постановления Правительства N 1085 в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Постановления Правительства N 1085 в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Изучив конкурсную документацию (номер извещения: 0157300021021000140) Комиссией установлено, что Заказчиком в пункте 6.2 раздела 6 Инструкции для участников закупки предметом оценки по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)", установлено следующее:
Коэффициент значимости показателя: 1,00.
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100.
Для оценки заявок (предложений) по показателю, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке следующие виды контрактов (договоров):
контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства соответствующего вида - объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
При начислении баллов по данному показателю учитываются только те выполненные работы, которые удовлетворяют одновременно всем следующим требованиям:
а) Работы выполнены по контрактам (договорам) наименование которых сопоставимо видам работ, являющимся предметом конкурса;
б) Работы выполнены по контрактам (договорам) без применения к Подрядчику мер ответственности за ненадлежащие исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (договором);
в) Контракты (договора) должны быть исполнены не позднее чем за 2 (два) года до даты окончания подачи заявки;
г) Выполнение работ подтверждено актами выполненных работ;
д) Предоставлены копии документов, подтверждающие вышеуказанные требования.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) ( ), определяется по формуле:
, где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Оценка производится на основе сведений, приведенных Участником Конкурса по форме, указанной в Приложении N1 к Специальной части с приложением комплекта документов по контракту (договору), включающему копии всех листов исполненного контракта (договора) и приложений к нему, копий дополнительных соглашений (при наличии), копий актов выполненных работ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (при наличии).
Подтверждающие опыт выполнения работ документы должны однозначно отражать стоимость (сумму) выполненных работ и период их выполнения.
В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту (договору) и/или не представления формы, указанной в Приложении N 1 к Специальной части, либо выявление несоответствия сведений в представленных документах форме "Исполненный контракт (договор)", комиссия не будет учитывать объем по такому контракту (договору).
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производиться.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника не является основанием для отклонения заявки участника.
В силу части 6 статьи 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с пунктом 6.2. "Инструкция для участников закупки" конкурсной документации (далее - Инструкция) рейтинг, присуждаемый заявке по критерию оценки "цена контракта" определяется по конкретной формуле и с начислением определенного количества баллов также по конкретной формуле.
В силу пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Таким образом довод Заявителя о ненадлежащем установлении Заказчиком порядка оценки по Показателям нестоимостного критерия, а именно в том, что Контракты (договора) должны быть исполнены не позднее чем за 2 (два) года до даты окончания подачи заявки на участие в конкурсе, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 ФЗ Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии Законом о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно подпункта "б" пункта 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Нормами Правил и Закона о контрактной системе не определено содержание показателей нестоимостных критериев. Таким образом, Заказчик имеет право самостоятельно устанавливать порядок оценки для обеспечения выявления лучших условий исполнения контракта.
Изучив конкурсную документацию (номер извещения: 0157300021021000140) Комиссией установлено, что Заказчиком в пункте 6.2 раздела 6 Инструкции для участников закупки предметом оценки по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)", установлено следующее:
Коэффициент значимости показателя: 1,00.
Максимальное количество баллов по данному показателю: 100.
Для оценки заявок (предложений) по показателю, в документации о закупке устанавливается и учитывается при оценке следующие виды контрактов (договоров):
контракты (договоры), соответствующие виду контракта, заключаемого по результатам закупки. К таким видам контрактов (договоров) относятся:
контракт, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства соответствующего вида - объекты капитального строительства (за исключением линейных объектов).
При начислении баллов по данному показателю учитываются только те выполненные работы, которые удовлетворяют одновременно всем следующим требованиям:
а) Работы выполнены по контрактам (договорам) наименование которых сопоставимо видам работ, являющимся предметом конкурса;
б) Работы выполнены по контрактам (договорам) без применения к Подрядчику мер ответственности за ненадлежащие исполнения обязательств, предусмотренных контрактом (договором);
в) Контракты (договора) должны быть исполнены не позднее чем за 2 (два) года до даты окончания подачи заявки;
г) Выполнение работ подтверждено актами выполненных работ;
д) Предоставлены копии документов, подтверждающие вышеуказанные требования.
Для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наибольшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 24 Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) ( ), определяется по формуле:
, где:
КЗ - коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Оценка производится на основе сведений, приведенных Участником Конкурса по форме, указанной в Приложении N1 к Специальной части с приложением комплекта документов по контракту (договору), включающему копии всех листов исполненного контракта (договора) и приложений к нему, копий дополнительных соглашений (при наличии), копий актов выполненных работ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (при наличии).
Подтверждающие опыт выполнения работ документы должны однозначно отражать стоимость (сумму) выполненных работ и период их выполнения.
В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту (договору) и/или не представления формы, указанной в Приложении N 1 к Специальной части, либо выявление несоответствия сведений в представленных документах форме "Исполненный контракт (договор)", комиссия не будет учитывать объем по такому контракту (договору).
В случае выявления, в представленных документах, недостоверной информации, начисление баллов по данному показателю не производиться.
Отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника не является основанием для отклонения заявки участника.
Как следует из объяснений Заказчика, требование, согласно которому оценке подлежат контракты, договоры, исполненные участником закупки в полном объеме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней) установлено в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта, составлено в соответствии с Правилами и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Учитывая, что целью установления порядка оценки является выявление более квалифицированного участника, в последующем подрядчика, позволяющее конкурсной комиссии Заказчика выявить лучшие предложения исполнения муниципального контракта, то использованные Заказчиком показатели и порядок оценки не противоречат требованиям Правил, не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исхода закупки, а направлены, прежде всего, согласно пояснениям Заказчика, на определения победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Таким образом, действия Заказчика в части установления в конкурсной документации критерия оценки по показателю "Наибольшая цена одного из исполненных контрактов (договоров)" и подтверждением данного опыта выполнения работ предоставлением контрактов, договоров, исполненные участником закупки в полном объеме без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), не противоречат требованиям пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и Правил.
Заявитель на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил доказательств, документов и сведений, подтверждающих обоснованность своих доводов.
Более того, согласно сведениям единой информационной системы Заявитель не имеет контрактов, в ЕИС не зарегистрирован.
На основании вышеизложенного довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, в результате рассмотрения существа жалобы и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Псковского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Норма" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области от 28 июля 2021 г. N 060/06/54.3-448/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2021