Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
<_>
При участии в режиме видеоконференцсвязи представителей Государственного казенного учреждения Республики Бурятия "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" (далее - Заказчик) <_>, Республиканского агентства по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) <_> (доверенность N 29 от 30.06.2021),
в отсутствие заявителя, уведомленного о месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу ИП Глаголева Н.Н. (вх. от 03.08.2021 N 4906) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона: "Поставка и установка оргтехники на объект "Пристрой и реконструкция здания национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г. Улан-Удэ" (третий этап строительства)"", с реестровым номером - 0102200001621002634 (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
у с т а н о в и л а:
Заявитель полагает, что заказчиком, уполномоченным органом нарушаются положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
1. Закупка одним лотом серверов и специализированного программного обеспечения не соответствует требованиям статьи 8 и статьи 33 Закона о контрактной системе, так как в данном случае без требуемого программного обеспечения использование компьютерной техники возможно.
2. Одновременная закупка компьютерного оборудования и специализированного программного обеспечения в рамках настоящего аукциона привела к нарушению приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04 июня 2018 года N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ 126н). В соответствии с подпунктом г пункта 2 Приказа 126н положения подпунктом 1.1-1.3 пункта 1 настоящего приказа не применяются, если в отношении товаров, указанных в Приложениях, установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе. По данному аукциону установлены условия допуска в соответствии с Приказом 126н и запрет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236).
Просит признать жалобу обоснованной с выдачей предписания об устранении допущенных нарушений.
Заказчик с доводами жалобы не согласен, представил письменные пояснения, согласно которым программное обеспечение в данном случае устанавливается только на сервер - специализированный компьютер для выполнения определенных серверных задач, функционально и технологически эти предметы закупки связаны между собой. Кроме того, поясняет, что без программного обеспечения начало использования компьютерной техники невозможно.
Уполномоченный орган позицию Заказчика поддержал, представил письменные пояснения по второму доводу жалобы. Указывает, что применение условий допуска в соответствии с Приказом N 126н, обусловлено пунктом 1 настоящего приказа, так как товары необходимые заказчику содержатся в приложении N 1, а именно (ОКПД2): 26.2 Компьютеры и периферийное оборудование; 26.3 Оборудование коммуникационное.
Установленный запрет согласно Постановления N 1236 является правомерным, поскольку позиции 4, 5, 8 технических требований предусматривают наличие программного обеспечения, которое включено в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
Применение ограничения согласно постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), применяется непосредственно к закупаемому оборудованию, а также не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку в случае допуска иностранного оборудования, ПО может быть установлено и на иностранное оборудование.
Просят признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных сторонами документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее:
20.07.2021 в Единой информационной системе размещено извещение о проведении Аукциона (номер извещения - 0102200001621002634) и документация об аукционе. Начальная (максимальная) цена контракта - 38 397 656,38 рублей.
1. Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Руководствуясь частью 1 и частью 2 статьи 33, статьей 6 Закона о контрактной системе в зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе должен установить требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки, с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством РФ положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Также Верховный Суд РФ отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд. Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования к товарам, информации, работам, услугам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Такие действия заказчика не могут рассматриваться как ограничение потенциального круга участников закупки и нарушение Федерального Закона о контрактной системе.
Так, предметом закупки является Поставка и установка оргтехники на объект "Пристрой и реконструкция здания национальной библиотеки Республики Бурятия в Советском районе г. Улан-Удэ" (третий этап строительства)".
Приложение N 3 к аукционной документации - Технические требования, позиции 4 "Сервер", 5 "Сервер", 8 "Ноутбук" содержат сведения о необходимости поставки товара с установленным программным обеспечением, так как между ними имеется технологическая и функциональная связь.
Заказчиком в ходе заседания указано, что начало использования техники невозможно без требуемого программного обеспечения. В качестве подтверждения своей позиции представлены письма хозяйствующего субъекта, осуществляющего деятельность по продаже компьютерной техники и программного обеспечения, и сертифицированного производителя техники, согласно которым корректная работа сервера невозможна без указанного программного обеспечения.
Согласно позиции Верховного Суда РФ в пункте 3 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) можно объединять в один лот закупку компьютеров и программного обеспечения, без которого их нельзя начать использовать.
Вместе с тем, на заседание Комиссии УФАС Заявитель явку своих представителей не обеспечил, не представил в составе своей жалобы доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а также сведений или документов, подтверждающих нарушение прав и законных интересов действиями Заказчика.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы.
2. В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
На основании указанных норм права Правительством Российской Федерации принято несколько нормативных правовых актов о запрете на допуск ряда товаров, происходящих из иностранных государств и об ограничении на допуск таких товаров для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. В частности, постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В извещении о проведении закупки заказчиком в отношении объекта закупки установлены коды ОКПД2: 26.30.11.110; 26.20.14.000; 26.20.13.000; 26.20.15.000; 26.20.11.110. В отношении товаров с кодом ОКПД2: 26 "Оборудование компьютерное, электронное и оптическое" Постановлением Правительства N 878 установлены ограничения в отношении радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Также, в отношении товаров с кодом ОКПД2: 26.2 (за исключением 26.20.2, 26.20.9) "Компьютеры и периферийное оборудование"; 26.30 (за исключением 26.30.9) "Оборудование коммуникационное", Приказом N 126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, Заказчиком в Технических требованиях установлено, что позиции 4 "Сервер", 5 "Сервер", 8 "Ноутбук" необходимо поставить с установленным программным обеспечением.
Согласно пункта 2 Постановления N 1236 устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом, пунктом 2(1): Для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Во исполнение вышеуказанных требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона для закупки N 0102200001621002634, в пункте 16 информационной карты и документации об электронном аукционе установлены ограничения по Постановлению Правительства N 878, запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств согласно Постановления Правительства N 1236, и условия допуска товаров в соответствии с Приказом 126н.
В силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, в нарушение указанных норм Закона о контрактной системе заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе, в части неправомерного объединения оборудования и программного обеспечения в один лот закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 N 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
Признать жалобу ИП Глаголева Н.Н. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 3 августа 2021 г. N 003/06/33-760/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021