Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: Т.С. Акопян,
Члены Комиссии: В.В. Моргунов,
К.Р. Джаникян,
рассмотрев дело N 061/06/64-1266/2021 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N 0858300000921000016 "Выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: г.Каменск-Шахтинский, ул. Горького (от пер. Коммунистический до пер. Володарского)"" (далее - аукцион) Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), в режиме видеоконференции, в присутствии представителя Заказчика - Грошко Л.Е., в отсутствие представителей Заявителя и Привлеченного лица,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба Заявителя, в которой обжаловались положения документации об аукционе.
Заказчик представил письменные пояснения, в которых возражал против доводов жалобы.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.99 Закона, "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 года N727/14, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона N0858300000921000016:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 10 090 896,57 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 16.07.2021 года.
Согласно доводам Заявителя, Извещение о проведении электронного аукциона не содержит исчерпывающий перечень документов, которые предоставляются участниками аукциона в соответствии со ст. 31 Закона.
В соответствии с п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1.1 ст. 31 Закона Заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации о лицах, указанных в п. 2 и 3 ч. 3 ст. 104 настоящего Федерального закона.
В аукционной документации Заказчик в п. 2.2.6 установил требование к участникам закупки: об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки-юридического лица.
Однако, Извещение о проведении электронного аукциона не содержит требование, указанное в ч. 1.1 ст. 31 Закона.
Таким образом, Заказчик нарушил ч. 5 ст. 63 Закона. Следовательно, указанный выше довод жалобы Заявителя, является обоснованным.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик в Извещении установил дополнительные требования к участникам закупки, не соответствующие Постановлению N99.
В соответствии с п.6 ч.5 ст.63 Закона, в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются:
6) требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст.64 Закона документация об аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3 части 2 статьи 31 Закона).
На основании части 5 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Предметом рассматриваемого аукциона является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт автомобильной дороги по адресу: г. Каменск-Шахтинский, ул. Горького (от пер. Коммунистический до пер. Володарского)". Данный вид деятельности определен Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление), как требующий дополнительного опыта.
Согласно пункту 2(5) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта устанавливается требование о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках), на выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Однако в извещении о проведении аукциона Заказчиком указано следующее: "Требования к участникам - установлены в соответствии с п. 2.1 приложения N 1 ПП РФ N 99
Наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта. При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500 млн. рублей".
Таким образом, Заказчик установил в извещении дополнительные требования к участникам закупки, не соответствующие п. 2.5 Постановления N99, что является нарушением ч.5 ст.63 Закона. Довод жалобы обоснован.
Согласно доводу Заявителя, Заказчик в аукционной документации установил требование ко вторым частям заявки с нарушением ч. 1 ст. 64 Закона.
В соответствии с ч.1 ст.64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В силу п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Пунктом 3.4 Документации об электронном аукционе определено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и сведения, в том числе, требования в соответствии с п.п. 2.2.1-2.2.5 аукционной документации. Однако данные пункты не содержат требования об отсутствии между участником закупки и Заказчиком конфликта интересов.
Таким образом, Заказчиком нарушена ч.1 ст.64 Закона. Довод жалобы обоснован.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик в проекте контракта установил требование к порядку оплаты работ Заказчиком с нарушением положений ч. 8 ст. 30 Закона.
В силу ч. 8 ст. 30 Закона о контрактной системе в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Документацией об электронном аукционе установлено ограничение в части допуска к участию в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, согласно п. 3.1 проекта контракта Заказчик оплачивает результаты выполненных по контракту работ ежемесячно в размерах, установленных контрактом, графиком оплаты выполненных по контракту работ (приложение N 9) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ (приложение N 2) и в срок не более тридцати дней с даты подписания Заказчиком акта о приемке выполненных работ (форма КС-2), справки о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика.
Таким образом, заказчиком нарушены положения ч. 8 ст. 30 Закона. Довод жалобы обоснован.
Согласно доводам Заявителя, Заказчик установил ответственность подрядчика в проекте контракта с нарушением положений ст. 34 Закона.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 утверждены новые Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
В силу п. 4 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в размере 1 процента цены контракта (этапа), но не более 5 тыс. рублей и не менее 1 тыс. рублей.
Данная закупка осуществляется Заказчиком у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако, в проекте контракта Заказчик, в том числе, установил:
П. 9.4.2 За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, Подрядчик обязуется уплатить в областной бюджет штраф в размере:
а) 10 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 0,5 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей (включительно);
д) 0,4 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей (включительно);
е) 0,3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей (включительно);
ж) 0,25 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей (включительно); (за исключением случаев, предусмотренных пунктов 9.4.3, 9.4.4 настоящего контракта).
Учитывая, что Законом и Правилами не предусмотрен установленный Заказчиком размер штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Заказчик нарушил ч. 8 ст. 34 Закона. Довод жалобы обоснован.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком нарушен порядок установления суммы обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 6.2 статьи 96 Закона о контрактной системе если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона и заказчиком установлено требование обеспечения исполнения контракта, размер такого обеспечения устанавливается в соответствии с частями 6 и 6.1 настоящей статьи от цены контракта, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт.
Закупка осуществляется Заказчиком у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Однако, в проекте контракта Заказчик, в том числе, установил:
П. 18.8 Подрядчик предоставил обеспечение исполнения контракта в виде _______________ (банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику. Указывается на этапе заключения контракта в зависимости от способа обеспечения исполнения контракта, выбранного Подрядчиком) в размере __ % от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет _______ (________) рублей ___ копеек. НДС не облагается.
Таким образом, Заказчиком в нарушение требований ч.6.2 ст. 96 Закона о контрактной системе в пункте 18.8 проекта контракта установлен размер обеспечения исполнения контракта в зависимости от начальной (максимальной) цены контракта, а не от цены по которой будет заключаться контракт. Довод жалобы является обоснованным.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не установлен в проекте контракта надлежащий срок возврата Заказчиком Подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в том числе части этих денежных средств в случае уменьшения размера обеспечения исполнения контракта в соответствии с частями 7, 7.1 и 7.2 статьи 96 Закона. При этом срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) таких денежных средств не должен превышать тридцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона, такой срок не должен превышать пятнадцать дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Закупка осуществляется Заказчиком у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Вместе с тем, пунктом 18.12 проекта Контракта установлено, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта, подлежат возврату Подрядчику в случае надлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в течение 30 (тридцати) дней с момента их полного исполнения. В случае неисполнения Подрядчиком обязательств по контракту денежные средства подлежат возврату в течение 30 (тридцати) дней после расторжения контракта за вычетом денежных средств, на которые Заказчиком обращено взыскание. В случае ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту денежные средства подлежат возврату в течение 30 (тридцати) дней после полного исполнения Подрядчиком обязательств по контракту за вычетом денежных средств, на которые Заказчиком обращено взыскание.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем установлении сроков возврата Заказчиком Подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения Контракта, нарушают ч. 27 ст. 34 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 8 ст. 30, ч.ч. 8, 27 ст. 34, ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64, ч. 6.2 ст. 96 Закона.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в документацию об аукционе.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Т.С. Акопян
Члены комиссии В.В. Моргунов
К.Р. Джаникян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 30 июля 2021 г. N 061/06/64-1266/2021 (ключевые темы: обеспечение исполнения контракта - участники закупок - аукцион - ненадлежащее исполнение - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021