Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Членов Комиссии:
Специалиста 1 разряда отдела обжалования государственных закупок
А.З. Касимовой,
Специалиста-эксперта разряда отдела обжалования государственных закупок
П.А. Ступченко,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020 N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ООО "СУ-106": Доброва Н.О. (доверенность от 28.07.2021 N7),
Департамента развития новых территорий города Москвы: Малахова М.Е. (доверенность от 11.01.2021 N9), Казаноковой Д.Э. (доверенность от 11.01.2021 N32),
рассмотрев жалобу ООО "СУ-106" (далее - Заявитель) на действия
Департамента развития новых территорий города Москвы (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку товаров для первоначального оснащения объекта "Школа на 550 мест на месте сноса здания школы N2117 на 440 мест, г. Щербинка, ул. 40 лет Октября, д. 5/1" (Закупка N 0173200025421000141) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной
системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх.N ЕО/44540/21 от 27.07.2021 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе.
В силу п.1,п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель в составе своей жалобы указывает, что Техническое задание содержит в себе положение в части описания характеристик товаров:
- п.3 "Набор интерактивных карт для изучения географии в 6-10 классах": "Исполнение элемента набора 7", "Исполнение элемента набора 8", п.113 "Набор моделей атомов для составления моделей молекул по органической химии (для обучающихся)": "Исполнение", П.242 "Занавес мерцающий": "Исполнение гребня настенного для звёздного дождя"; "Исполнение источника света", вводящее участников закупки в заблуждение и не позволяющее корректно заполнить первую часть заявки на участие в электронном аукционе, поскольку указанные характеристики начинаются с символа "[", но при этом данный параметр не содержит символ "]", либо заканчиваются символом "]", но не содержат символа "[", что не позволяет потенциальным участникам закупки установить потребность Заказчика в той или иной характеристике с достаточной степенью достоверности;
- п.243 "Зеркало выпуклое": "Исполнение - Круглое выпуклое зеркало диаметром не более 25 см в корпусе. Настенное крепление; возможность панорамного видения помещения", поскольку использование символа ";" предполагает возможность указания участником закупки одного из требуемых значений, что в данном конкретном случае не представляется корректным, поскольку характеристики, разделенные указанным символом не являются взаимоисключающими и могут соответствовать товару, предлагаемому к поставке, одновременно и в равной степени;
- п.167 "Фильм о Н.А. Некрасове": "Содержание: Пережив век 19-ый и 20-ый, поэзия Н.А. Некрасова поныне не утратила своего обаяния, своего значения. О Некрасове Федор Михайдлвич Достоевский сказал: "Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта никогда не зажившая рана была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю жизнь". Продолжительность не менее 40 мин", поскольку использование символа ";" предполагает возможность указания участником закупки одного из требуемых значений, что в данном конкретном случае не представляется корректным, поскольку оспариваемая формулировка является прямой цитатой, следовательно, указание участником закупки на содержание в составе фильма одной из частей цитаты не представляется возможным, таким образом характеристики, разделенные указанным символом не являются взаимоисключающими, а присущи требуемому Заказчику содержанию фильма одновременно и в равной степени.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что формулировки оспариваемых характеристик были сформирована некорректно, что может действительно вводить участников закупки в заблуждение и препятствовать формированию ими первой части своей заявки.
Также в составе своей жалобы Заявитель ссылается на то, что Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам, ограничивающие количество участников закупи и препятствующие корректному формированию первой части заявки, в частности:
- п.17 "Электронно-справочная информационная таблица Д.И. Менделеева" по характеристике "Диапазон работы датчика температуры: Минимальная - От -30 °C", поскольку не представляется возможным достоверно определить, какое значение температуры будет удовлетворять потребности Заказчика;
- п.230 "Набор лабораторный по механике" по характеристике "Комплектность - ФГОС комплект. Лабораторный комплект (набор) по механике, Методические рекомендации к лабораторным работам по механике; ФГОС комплект. Лабораторный комплект (набор) по механике", поскольку использование символа ";" в данном конкретном случае не позволяет потенциальным участникам закупки определить, что конкретно требуется представить Заказчику в комплектности набора по оспариваемому пункту, поскольку согласно положениям инструкции, при использовании указанного символа участнику следует указать одно из требуемых значений, что в данном конкретном случае не представляется возможным;
- п.187 "Песочные часы" по характеристике "Отсчитываемое время: 1,от2,5,10 мин.", поскольку в отсутствие необходимых пробелов не представляется возможным достоверно определить, требуется ли Заказчику наличие четырех временных интервалов ("1 мин", "2 мин", "5 мин", "10 мин"), либо запятая в данном конкретном случае выполняет роль отделения части числа от целого;
- наименование товара по п.56 "Макет массогабаритный (ММГ) 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова" препятствует формированию первой части заявки, поскольку использование союза "или" предполагает обязанность участника выбрать одно из требуемых значений, что может привести к разночтению в совокупности с описанием товара, поскольку участникам надлежит выбрать лишь один вариант исполнения при сохранении наименования, указывающего на два варианта, заполнении первой части заявки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленные Заказчиком требования по оспариваемым пунктам не ограничивают круг потенциальных участников закупки и не препятствуют формированию первой части заявки на участие в аукционе, в частности:
- Характеристика "Диапазон работы датчика температуры: Минимальная - От -30 °C" для товара по п.17 "Электронно-справочная информационная таблица
Д.И. Менделеева" однозначно указывает, в совокупности с характеристикой "Диапазон работы датчика температуры: Максимальная - До +150 °C", что участникам надлежит представить значение, большее -30 °C (-29°C, -28°C и так далее);
- Характеристика "Комплектность - ФГОС комплект. Лабораторный комплект (набор) по механике, Методические рекомендации к лабораторным работам по механике; ФГОС комплект. Лабораторный комплект (набор) по механике" товара по п.230 "Набор лабораторный по механике" не влечет ограничение круга участников, поскольку оспариваемые положения являются дублирующими друг друга, таким образом, как при указании всех требований, так и при выборе одного их них, товар, соответствующий описанию, будет удовлетворять потребности Заказчика;
- Характеристика "Отсчитываемое время: 1,от2,5,10 мин." для товара по п.187 "Песочные часы" не вводит участников закупки в заблуждение, поскольку инструкция по заполнению первой части заявки содержит следующее положение: "Целая часть числа отделяется от дробной символом ".", что, по мнению представителя Заказчика, однозначно указывает на необходимость указания всех четырех временных интервалов, разделенных символом ",", при этом согласно инструкции: "В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз".
- наименование товара по п.56 "Макет массогабаритный (ММГ) 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова" не вводит участников закупки в заблуждение, поскольку участники могут как оставить наименование товаров без изменения, так и отредактировать, продекларировав один калибр, поскольку при описании товара по показателю "Исполнение" ими указано одно конкретное числовое значение ([7,62-мм] или [5,45-мм]).
При этом Комиссия Управления отмечает, что описание оспариваемых товаров сформулировано Заказчиком некорректно, что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует формированию первой части заявки на участие в аукционе, при этом в целях исключения какого-либо субъективного правоусмотрения при разрешении вопроса о допуске той или иной заявки к участию в аукционе документация должна содержать в себе четкие, исчерпывающие требования.
Наличие же любых равновесных противоречий, возникающих при работе с аукционной документацией, является следствием действий Заказчика, а следовательно, возникшие противоречия должны трактоваться в пользу более слабой стороны правоотношений (участника закупки).
- Так, установление требований к температурным показателям по характеристике "Диапазон работы датчика температуры: Минимальная - От -30 °C" для товара по п.17 "Электронно-справочная информационная таблица Д.И. Менделеева"с использованием предлогов "от", "до" в данном случае имеет признаки нарушения положения п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку может вводить участников закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика, в связи с тем, что такое требование может рассматриваться на математической оси координат, когда допустимое числовое значение расположено как на промежутке такой оси от значения "0" до значения "-30", так и на промежутке от "-" до "-30". В связи с указанным температурные показатели целесообразнее сопровождать словами "ниже" или "выше", что будет однозначно указывать на применение в таком случае температурной шкалы, на которой, положительные температуры располагаются выше отметки "0", а отрицательные - ниже.
- Характеристика "Комплектность - ФГОС комплект. Лабораторный комплект (набор) по механике, Методические рекомендации к лабораторным работам по механике; ФГОС комплект. Лабораторный комплект (набор) по механике" товара по п.230 "Набор лабораторный по механике" вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет достоверно и однозначно определить потребность Заказчика при формулировании оспариваемой характеристики подобным образом;
- Характеристика "Отсчитываемое время: 1,от2,5,10 мин." для товара по п.187 "Песочные часы" вопреки пояснениям представителя Заказчика, а также ссылкам на отдельные положения инструкции влечет ограничение участников закупки, поскольку в отсутствие знака "пробел" как отдельного знака препинания, выполняющего функцию обозначения границ слов, то есть их разделения, участникам закупки не представляется возможным определить смысловое наполнение оспариваемого требования;
- наименование товара по п.56 "Макет массогабаритный (ММГ) 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова", сформулированное подобным образом, влечет ограничение количества участников закупки и препятствует формированию первой части заявки на участие в аукционе, поскольку на этапе рассмотрения первых частей заявок возможно потенциальное расхождение между наименованием товара, которое, по общему правилу, участники закупки не вправе менять самостоятельно, и описанием товара, в котором будет однозначно указано лишь на один предлагаемый к поставке калибр, что может послужить основанием для отклонения заявок на основании предоставления недостоверной информации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности указанного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, а также о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком не были представлены разъяснения положений аукционной документации в срок, предусмотренный ч.4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседании Комиссии Управления установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона дата окончания срока подачи заявок 26.07.2021, при этом 22.07.2021 через площадку АО "ЕЭТП" Заказчику был направлен запрос о предоставлении разъяснений положений аукционной документации следующего содержания:
"Уважаемый Заказчик! Просим разъяснения следующие положения требований документации по разделу "Технические и функциональные характеристики товара":
1) Пункт 1. "Набор интерактивных карт для изучения географии в 6-10 классах":
- параметр "Исполнение элемента набора 7": требования параметра начинаются с символа "[", но при этом данный параметр не содержит символ "]". Является ли данный параметр неизменным или Заказчиком намеренно указан только один символ "[" с целью введения участника закупки в заблуждение?
2) Пункт 1. "Набор интерактивных карт для изучения географии в 6-10 классах":
- параметр "Исполнение элемента набора 8": требования параметра заканчиваются символом "]", но при этом данный параметр не содержит символ "[". Является ли данный параметр неизменным или Заказчиком намеренно указан только один символ "]" с целью введения участника закупки в заблуждение?
3) Пункт 17. "Электронно-справочная информационная таблица Д.И. Менделеева":
- диапазон работы датчика температуры: "минимальная" - "от -30 °C". В данном случае "от минус" указывает на то, что участнику закупки необходимо предложить значение параметра менее указанного значения, например "-35" или участнику закупки необходимо предложить значение параметра более указанного значения, например "-25"? просим дать конкретный ответ на поставленный вопрос не ссылаясь на инструкцию по заполнению заявки, которая не дает ответ на данный вопрос.
4) Пункт 52. "Комплект этикеток для химической посуды (демонстрационный)".
- Исполнение должно быть: "Этикетки цветные; Выполнены на самоклеющейся бумаге". Между данными требованиями указан символ ";". Заказчику точно требуется, либо, чтобы этикетки были цветные, либо что бы они были выполнены самоклеющейся бумаге?
5) Пункт 113. "Набор моделей атомов для составления моделей молекул по органической химии (для обучающихся)":
- требования параметра "Исполнение" начинаются с символа "[", но при этом данный параметр не содержит символ "]". Является ли данный параметр неизменным или Заказчиком намеренно указан только один символ "[" с целью введения участника закупки в заблуждение?
6) Пункт 167. "Фильм о Н.А. Некрасове":
- требования параметра "содержание" содержат следующее: "О Некрасове Федор Михайдлвич Достоевский сказал: "Это было раненное в самом начале жизни сердце; и эта никогда не зажившая рана была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю жизнь". Нужно ли изменять значение данного параметра?
7) Пункт 230. "Набор лабораторный по механике":
- требования параметра "Комплектность" содержат: "ФГОС комплект. Лабораторный комплект (набор) по механике, Методические рекомендации к лабораторным работам по механике; ФГОС комплект". Нужно ли изменять значение данного параметра?
8) Пункт 242. "Занавес мерцающий":
- параметр "Исполнение гребня настенного для звёздного дождя", требования параметра начинаются с символа "[", но при этом данный параметр не содержит символ "]". Является ли данный параметр неизменным или Заказчиком намеренно указан только один символ "[" с целью введения участника закупки в заблуждение?
- параметр "Исполнение источника света", требования параметра заканчиваются символом "]", но при этом данный параметр не содержит символ "[". Является ли данный параметр неизменным или Заказчиком намеренно указан только один символ "]" с целью введения участника закупки в заблуждение?
9) Пункт 243. "Зеркало выпуклое":
- требования параметра "Исполнение" содержит следующее: "Настенное крепление; возможность панорамного видения помещения". Нужно выбрать что-то одно? или все-таки допущена ошибка и зеркало можно на стену повесить и при этом оно имеет возможность панорамного видения помещения?
10) Пункт 187. "Песочные часы":
- параметр "Отсчитываемое время". Необходимо выбрать 4 временных интервала, где 1-й интервал: "1 мин", второй интервал: "от 2 мин", третий интервал: "5 мин" и четвертый интервал: "10 мин."?
11) Инструкция по заполнению заявки содержит следующие сведения: "Необходимо учесть, что для каждой выбранной марки (типа, размера, вида...) должны быть представлены все дальнейшие соответствующие значения. В случае если в требуемых параметрах и/или требуемых значениях представлено несколько вариантов составляющих (компонентов) материала, то при выборе одного из составляющих (компонентов) необходимо указать только те характеристики, которые соответствуют выбранному составляющему (компоненту), для характеристик, не относящихся к выбранному составляющему (компоненту) участнику необходимо указать символ "-" или "не используется (н.и.)" или "не применяется"." Какие товары содержат подобные требования к товарам?
12) Некоторые наименования товаров содержат "или", например пункт 56. "Макет массогабаритный (ММГ) 7,62-мм (или 5,45-мм) автомата Калашникова". Нужно ли участнику закупки изменять наименование товара, если участник закупки предлагает конкретный калибр товара, например [7,62-мм]".
Комиссией Управления установлено, что в п. 24.3 аукционной документации содержится информация о дате начала и окончания срока предоставления разъяснений, а именно дата окончания предоставления разъяснений - 23.07.2021.
Вместе с тем в соответствие со ст.194 Гражданского Кодекса Российской Федерации "Если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока".
При этом Комиссией Управления установлено, что разъяснения на указанный запрос не были размещены Заказчиком в единой информационной системе в установленный законом срок.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы и пояснил, что ответ на указанный запрос не был опубликован в результате технической ошибки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком в нарушение ч.4 ст.65 Закона о контрактной системе не был размещен ответ на направленный Заявителем запрос разъяснений положений аукционной документации, а также что действия Заказчика содержат в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СУ-106" на действия аукционной комиссии Департамента развития новых территорий города Москвы обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.64, ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку Заказчику предписание выдано в рамках рассмотрения жалобы ООО "АрхСтройПроект" по делу N077/06/106-13147/2021 от 30.07.2021.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии С.И. Казарин
Члены Комиссии А.З. Касимова
П.А. Ступченко
Исп. Ступченко П.А.
Тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 30 июля 2021 г. N 077/06/106-13158/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2021