Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание комиссии |
Лебедевой К.А., руководителя управления; |
Членов комиссии: |
Кадакиной Т.А., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; Жамбалдоржиевой О.О., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; |
при участии посредством ведеоконференцсвязи представителей: Государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения детского санатория "Озеро Шира" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ ДС "Озеро Шира" Минздрава России, Заказчик);
- Зайцевой Татьяны Витальевны, на основании доверенности N6 от 23.03.2021;
- Селева Юрия Владимировича, на основании доверенности N5 от 23.03.2021;
и Индивидуального предпринимателя Зоткиной Татьяны Александровны (далее ИП Зоткина Т.А., Предприниматель):
- Бондаренко Ирины Геннадьевны, на основании доверенности б/н от 27.07.2021;
- Михайленко Натальи Владимировны, на основании доверенности б/н от 27.07.2021,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение государственного заказчика - ФГБУ ДС "Озеро Шира" Минздрава России о включении сведений в отношении ИП Зоткиной Т.А. в Реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) в связи с уклонением ИП Зоткиной Т.А. от заключения государственного контракта на поставку матрасов (закупка N0380100006121000109), в соответствии со статьей 104 Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
УСТАНОВИЛА:
В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия 20.04.2021 года поступило обращение государственного заказчика - ФГБУ ДС "Озеро Шира" Минздрава России о включении сведений в отношении ИП Зоткина Т.А. в РНП в связи с уклонением ИП Зоткиной Т.А. от заключения контракта на оказание услуг по заправке картриджей, подписавшего проект контракта без предоставления обеспечения исполнения контракта (закупка N 0380100006121000019).
Для принятия решения о включении (об отказе во включении) сведений об ИП Зоткиной Т.А. в РНП в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 года N 1078 (далее - Правила), руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия Лебедевой К.А. принято решение о назначении места, даты и времени заседания комиссии о рассмотрении информации, представленной государственным заказчиком - ФГБУ ДС "Озеро Шира" Минздрава России о включении сведений в отношении ИП Зоткиной Т.А. в РНП.
В связи с этим, были направлены соответствующие уведомления в адрес Заказчика и Предпринимателя. Также у Предпринимателя запрошены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта с их обоснованием.
До заседания комиссии от ИП Зоткиной Т.А. в адрес антимонопольного органа поступили письменные пояснения по существу рассматриваемого вопроса.
Принимавшие представители ИП Зоткиной Т.А. на заседании комиссии устно сообщили обстоятельства, изложенные в письменных пояснениях, и просил не включать сведения в отношении индивидуального предпринимателя в РНП.
Представитель Заказчика изложил обстоятельства рассматриваемого дела, не настаивал на включении ИП Зоткина Т.А. в РНП, сообщив также, что контракт направлен на подпись второму участнику, сделавшему лучшее предложение после победителя.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, рассмотрев все представленные документы, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно части 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
Согласно части 5 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронной процедуры на электронной площадке в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе и на электронной площадке проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя электронной процедуры. При этом размещение в единой информационной системе и на электронной площадке заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя допускается при условии, что такой победитель разместил на электронной площадке протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 настоящей статьи, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
Согласно части 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, участник электронной процедуры, признанный победителем электронной процедуры в соответствии с частью 14 настоящей статьи, вправе подписать проект контракта или разместить предусмотренный частью 4 настоящей статьи протокол разногласий в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящей статьей, либо отказаться от заключения контракта. Одновременно с подписанным контрактом этот победитель обязан предоставить обеспечение исполнения контракта, если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено извещением и (или) документацией о закупке, а в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, также обязан внести на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере предложенной этим победителем цены за право заключения контракта. Этот победитель считается уклонившимся от заключения контракта в случае неисполнения требований части 6 настоящей статьи и (или) непредоставления обеспечения исполнения контракта либо неисполнения требования, предусмотренного статьей 37 настоящего Федерального закона, в случае подписания проекта контракта в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Такой победитель признается отказавшимся от заключения контракта в случае, если в срок, предусмотренный частью 3 настоящей статьи, он не подписал проект контракта или не направил протокол разногласий. Электронная процедура признается не состоявшейся в случае, если этот победитель признан уклонившимся от заключения контракта или отказался от заключения контракта.
В случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта (часть 4 статьи 104 Закона о контрактной системе).
23.06.2021 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на электронной торговой площадке РТС-тендер размещена информация о проведении электронного аукциона на поставку матрасов (закупка N0380100006121000109).
По результатам данной процедуры в ЕИС размещен протокол подведения итогов электронного аукциона от 05.07.2021 N 0380100006121000109-3, согласно которого победителем электронного аукциона признан ИП Зоткина Т.А.
Согласно информации с ЕИС в разделе "Процедура заключения контракта N0380100006121000109" при заключении контракта осуществлены следующие действия:
Дата и время |
Событие |
12.07.2021 08:02 (МСК-3) |
Процедура заключения контракта N 03801000061210001090001 переведена на этап "Подписание поставщиком" |
12.07.2021 08:02 (МСК-3) |
Размещен документ "Проект контракта" от 12.07.2021 |
12.07.2021 08:02 (МСК-3) |
На электронную площадку http://roseltorg.ru передан документ "Проект контракта" от 12.07.2021 |
19.07.2021 03:40 (МСК-3) |
От электронной площадки http://roseltorg.ru получен документ "Подписанный победителем проект контракта" от 19.07.2021 |
20.07.2021 09:05 (МСК-3) |
Процедура заключения контракта N 03801000061210001090001 переведена на этап "Контракт не заключен" |
20.07.2021 09:05 (МСК-3) |
На электронную площадку http://roseltorg.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 20.07.2021 |
20.07.2021 09:05 (МСК-3) |
Размещен документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 20.07.2021 |
Установлено, что 20.07.2021 года Заказчиком - ФГБУ ДС "Озеро Шира" Минздрава России составлен и размещен в ЕИС протокол признания участника - ИП Зоткиной Т.А. уклонившейся от заключения контракта, в котором указано, что основанием для признания победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта является невыполнение участником требований части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе (непредоставление заказчику обеспечение исполнения контракта). Информация об отмене процедуры заключения контракта Заказчиком размещена в ЕИС 20.07.2021 года.
Таким образом, победитель электронного аукциона - ИП Зоткина Т.А. не исполнила требования, предусмотренные положениями статьи 83.2 Закона о контрактной системе в части не предоставления обеспечения исполнения контракта, в связи с чем, Заказчиком - ФГБУ ДС "Озеро Шира" Минздрава России в соответствии с частью 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе правомерно принято решение о признании ИП Зоткина Т.А. уклонившейся от заключения контракта.
На основании изложенных обстоятельств дела, Комиссия Хакасского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном уклонении от подписания контракта.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного уклонения участника закупки от подписания проекта контракта.
При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Под недобросовестностью понимается совершение умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта.
Вместе с тем, из пояснений ИП Зоткиной Т.А. следует, что у индивидуального предпринимателя не было умысла на уклонение от заключения Контракта, и при подписании контракта в качестве обеспечения контракта, представили информацию о трех исполненных контрактах из реестра контрактов, так как такая возможность была предусмотрена как контрактом, так и на электронной площадке. Единственное место где было указано, что эта закупка является общей (не для субъектов малого предпринимательства), это общая документация. Поскольку и на электронной площадке и в контракте была предусмотрена такая возможность, предоставление контрактов в качестве обеспечения, то считают, что ошибка носит технический характер. Тем не менее к поставке матрасов готовы, продукция находится на стадии изготовления. Также предпринимались попытки решить данный вопрос, однако ни Заказчик ни электронная площадки не смогли помочь при вопросе о возврате контракта на стадию подписания.
Как пояснил ИП Зоткина Т.А. в настоящее время она заинтересована в исполнении контракта, кроме того, является добросовестным участником в сфере закупок, что подтверждается представленным реестром исполненных контрактов (85 контрактов).
Таким образом, Комиссия антимонопольного органа, рассмотрев в полном объеме представленные документы, пояснения сторон и оценивая в совокупности все представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ИП Зоткина Т.А. в РНП, в виду следующего:
- контракт подписан своевременно, но с предоставлением в качестве обеспечения исполнения контракта ранее исполненные контракты, когда как закупка не для СМП;
- объективная возможность исполнить контракт у Предпринимателя была и по настоящее время заинтересован в исполнении Контракта, кроме того чуть позже в этот же день ИП Зоткина Т.А. направила обеспечение исполнения контракта, что подтверждается копией платежного поручения;
- ИП Зоткина Т.А. приступила к исполнению контракта, закуплены материалы, что подтверждается товарной накладной от ОО "Мебельные Ткани - Сибирь";
-согласно информации с ЕИС, в реестре контрактов, заключенных заказчиками с Предпринимателем, числится 85 контрактов. Указанное свидетельствует о том, что ИП Зоткина Т.А. надлежащим образом исполняет принятые на себя обязательства по государственным и муниципальным контрактам, что указывает на добросовестность и отсутствие умышленных действий со стороны ИП Зоткиной Т.А. в части заключения контракта.
Таким образом, Комиссией Хакасского УФАС России должным образом была дана оценка совершенных действий ИП Зоткина Т.А. на предмет добросовестности и установлено, что у Индивидуального предпринимателя отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта, а также не установлено умышленных, недобросовестных действий со стороны ИП Зоткиной Т.А.
Включение ИП Зоткина Т.А. в реестр недобросовестных поставщиков в данном конкретном случае не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе.
В рамках внеплановой проверки установлено следующее.
Проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом настоящих Правил.
Пунктом 14 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта
Пунктом 2 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующим правилом:
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, Заказчик в целях удовлетворения нужд исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки самостоятельно определяет и описывает объект закупки, в том числе устанавливает требования к товарам, работам, услугам с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТ и иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации.
Из информации, указанной Заказчиком в Техническом задании, при описании объекта закупки он использовал характеристики КТРУ - матрасы. Однако, некоторые значения обязательные к применению не соответствуют тем, что установлены в КТРУ, кроме того отсутствует обоснование к применению отличных значений характеристики. Также включены дополнительные характеристики, не включенные в КТРУ, в обосновании этих характеристик Заказчиком указано: "Данная характеристика не предусмотрена КТРУ", что является не надлежащим, поскольку не раскрывается необходимость применения дополнительных характеристик.
Таким образом, Заказчиком при описании объекта закупки не обоснованы отличные от установленных значений характеристики КТРУ и дополнительные характеристики, в виду чего, Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком нарушены требования части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и в указанных действиях (бездействии) Заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Предписание не выдавать, поскольку установленное нарушение не повлияла на определение поставщика.
На основании вышеизложенного и руководствуясь положениями статьи 83.2, частей 3, 4, 5 статьи 96, части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные муниципальным заказчиком - ФГБУ ДС "Озеро Шира" Минздрава России в отношении ИП Зоткина Т.А. (место нахождения: 655004, г. Абакан, ул. Торосова, д.7, кв. 344; ИНН 190113521808, ОГРНИП: 317190100012500; Индивидуальный предприниматель - Зоткина Татьяна Александровна, ИНН 190113521808) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать государственного заказчика - ФГБУ ДС "Озеро Шира" Минздрава России нарушившим часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать, поскольку установленное нарушение не повлияла на определение поставщика.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Резолютивная часть решения объявлена: 30.07.2021 года.
В полном объеме решение изготовлено: ___.07.2021 года.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таблица,
содержащая информацию в отношении ИП Зоткина Т.А. (место нахождения: 655004, г. Абакан, ул. Торосова, д.7, кв. 344; ИНН 190113521808, ОГРНИП: 317190100012500; Индивидуальный предприниматель - Зоткина Татьяна Александровна, ИНН 190113521808)
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
20.07.2021 |
23.07.2021 |
23.07.2021 |
0 |
20.04.2021 |
30.07.2021 |
30.07.2021 |
0 |
04.07.2021 |
___.07.2021 |
0 |
0 |
Ведущий заседание Комиссии: |
К.А. Лебедева |
Члены Комиссии: |
Т.А. Кадакина О.О. Жамбалдоржиева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 30 июля 2021 г. N 19-21-79
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.08.2021