Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Ильченко Л.А. |
- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; |
Члены Комиссии: |
Новоселов В.И. |
- заместитель начальника отдела контроля закупок; |
|
Михайлова А.А. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок. |
При участии представителей:
От ООО "АГГ ПАУЭР РУС":
- Бородин Олег Васильевич (представитель по доверенности);
От заказчика - Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края:
- Челенкова Наталья Леонидовна (представитель по доверенности);
- Клочкова Виктория Петровна (представитель по доверенности);
рассмотрев материалы дела N 7-3/400 по обращению заказчика - Администрация муниципального района имени Лазо Хабаровского края (далее - Заказчик, Администрация) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "АГГ ПАУЭР РУС" (ИНН 5032308020) (далее также - ООО "АГГ ПАУЭР РУС", Поставщик, Общество) в связи с односторонним отказом от исполнения муниципального контракта на приобретение резервного источника энергоснабжения мощностью 60 кВт на объект "Котельная с. Соколовка, ул. Специалистов, 1") (извещение N0122300006621000004, реестровый номер контракта 3271300691521000004), Комиссия Хабаровского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
19.03.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение N 0122300006621000004 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта.
Объект закупки: приобретение резервного источника энергоснабжения мощностью 60 кВт на объект "Котельная с. Соколовка, ул. Специалистов, 1").
Начальная (максимальная) цена контракта: 1 700 000,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 02.04.2021 N0122300006621000004-3 победителем торгов признан участник закупки - ООО "АГГ ПАУЭР РУС", направивший в ходе торгов наименьшее ценовое предложение наименьшее ценовое предложение (1 400 000 рублей 00 копеек).
13.04.2021 между Обществом и Заказчиком заключен муниципальный контракт N 0122300006621000004/6 (реестровый номер 3271300691521000004) на приобретение резервного источника энергоснабжения мощностью 60 кВт на объект "Котельная с. Соколовка, ул. Специалистов, 1") (далее также - Контракт).
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется осуществить поставку резервного источника энергоснабжения мощностью 60 кВт (далее - Товар) на объект "Котельная с. Соколовка ул. Специалистов, 1", а Заказчик обязуется приобрести Товар, в соответствии со Спецификацией (Приложение 1).
В силу п. 2.1 Контракта Цена контракта составляет 1 400 000 (один миллион четыреста тысяч) рублей 00 копеек, НДС не облагается.
В соответствии с п. 2.4 Контракта цена контракта включает в себя стоимость Товара, расходы на упаковку, маркировку, поставку, разгрузку Товара в месте доставки, монтаж, наладку, ввод Товара в эксплуатацию, инструктаж специалистов Заказчика, осуществляющих использование Товара, а также расходы на страхование, уплату налогов, пошлин, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взимаемых с Поставщика в связи с исполнением контракта.
Разделом 4 Контракта предусмотрены права и обязанности сторон, в частности, установлено, что Заказчик вправе требовать от поставщика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с условиями контракта; поставщик обязан своевременно и надлежащим образом осуществить поставку Товара в соответствии с условиями настоящего контракта, произвести все виды погрузочно-разгрузочных работ и представить все необходимые документы, предусмотренные разделом 1 настоящего контракта.
Пунктом 5.1 Контракта установлено, что Срок поставки Товара: в течение 45 дней с даты заключения Контракта.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п. 9.1 Контракта).
Приложением N1 к Контракту установлена спецификация поставку товара:
N п/п |
Наименование, товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии) Товара, наименование страны происхождения Товара |
Ед. изм. |
Количество |
Цена за ед. товара (руб.) |
Сумма (руб.) |
1 |
Дизель - генераторная установка в погодозащищенном контейнере по второй степени автоматизации Модель: ЭД60С-Т400-50-2РХН-G1 Торговый знак производителя: "Компания Дизель" (ООО "Компания Дизель") Страна происхождения: Российская Федерация |
шт. |
1 |
1 400 000,00 |
1 400 000,00 |
|
Итого |
|
|
|
1 400 000,00 |
Приложением N2 к Контракту предусмотрена техническая часть на поставку товара, содержащая функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товар, а также показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 13.1 Контракта установлено, что настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае просрочки поставки Товара более чем на 10 дней (п. 13.2.1.1 Контракта).
17.06.2021 Заказчиком в адрес ООО "АГГ ПАУЭР РУС" направлено письмо с указанием на истечение сроков поставки товара, неисполнение обязательств по поставке с предложением представить информацию о сроках поставки.
18.06.2021 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основанию нарушения Поставщиком условий контракта, выразившихся в просрочке поставки товара на срок более чем 10 дней.
Согласно письму от 15.07.2021 N114 ООО "АГГ ПАУЭР РУС" указывает на невозможность поставки товара по контракту 0122300006621000004/6 по основаниям, вызванным задержкой производства, связанной с COVID-19, задержкой погрузки, в связи с чем предлагает заказчику не принимать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Письмом от 29.07.2021 Заказчик обратился к Обществу с претензией с указанием на неисполнение обязательств, предусмотренных Контрактом, потребовав уплаты штрафа.
В связи с расторжением контракта, 30.07.2021 Заказчик обратился в Хабаровское УФАС России с заявлением о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Гвоздев Р.Л.
В ходе проведения проверки Хабаровским УФАС России от ООО "АГГ ПАУЭР РУС" письменных пояснений не поступило, представлены отдельные документы по вопросу исполнения контракта (договор поставки от 26.04.2021, договор транспортно-экспедиционной услуги от 30.04.2021 N0421/12, письмо N114 от 15.07.2021).
В ходе заседания Комиссии Хабаровского УФАС России представитель Общества пояснил, что умысла на уклонения от заключения контракта у ООО "АГГ ПАУЭР РУС" не имелось.
Представители Заказчика просили включить сведения об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Рассмотрев материалы дела N7-3/400, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
В соответствии с абз. 1 ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из п. 1 ст. 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
Пунктом 1 ст. 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 510 ГК РФ доставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки их транспортом, предусмотренным договором поставки, и на определенных в договоре условиях.
Пунктом 1 ст. 518 ГК РФ предусмотрено, что покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В силу п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Пункт 2 ст. 523 ГК РФ предусматривает существенность нарушения поставщиком условий договора поставки, в том числе в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Как следует из материалов дела, срок поставки Товара определен сторонами в течение 45 календарных дней со дня заключения контракта, т.е. с 13.04.2021 по 28.05.2021.
ООО "АГГ ПАУЭР РУС" в установленный срок поставку товаров не осуществило.
Нарушение сроков поставки товара послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Исходя из части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.06.2021 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе в сфере закупок, направлено в адрес ООО "АГГ ПАУЭР РУС" заказным письмом с уведомлением (Код отслеживания 68291049319862).
Письмо возвращено Заказчику в связи с истечением срока хранения.
Таким образом, Заказчиком соблюден порядок расторжения контракта, предусмотренный ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе.
С учетом положений ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, контракт считается расторгнутым 29.07.2021 в связи с непринятием Поставщиком мер по устранению нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
30.07.2021 Заказчик обратился в Хабаровское УФАС России с информацией о расторжении государственного контракта (вх. N7/10811 от 30.07.2021).
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 указанной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
В силу п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Обстоятельств, предусмотренных п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, и являющихся основанием для отказа антимонопольным органом во включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в рамках настоящего дела не установлено.
Обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в рамках рассмотрения обращения заказчика также не установлено. При этом в силу п. 3 ст. 401 ГК РФ к таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, поскольку хозяйствующий субъект ООО "АГГ ПАУЭР РУС", обязанный соблюдать действующее законодательство, не предпринял всех зависящих от него мер по исполнению условий контракта, допустив существенное нарушение условий государственного контракта, выразившееся в нарушении сроков поставки товара, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о недобросовестности действий вышеуказанного субъекта.
При этом Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что в ходе осуществления закупки Общество подало заявку на участие в закупке, указав на согласие с поставкой товара, на условиях, предусмотренных аукционной документацией; в том числе со сроками поставки товара. Запросов на разъяснение положений аукционной документации по вопросу недостаточности срока, невозможности поставки товара в указанный в проекте контракта период, в ходе торгов от участников закупки не поступало.
Доводы представителя Общества об отсутствии умысла на отказ от исполнения контракта отклоняются Комиссией Хабаровского УФАС России как не свидетельствующие о добросовестном поведении, принятии ООО "АГГ ПАУЭР РУС" всех мер по исполнению контракта, в том числе поставки товара в предусмотренный ст. 95 Закона о контрактной системе период, предназначенный для устранения Поставщиком нарушений условий контракта.
Доказательств предпринятых ООО "АГГ ПАУЭР РУС" попыток поставки товара, предусмотренного контракта, отказа заказчика в принятии поставляемого товара, Обществом не представлено, материалы дела не содержат.
Таким образом, Комиссия Хабаровского УФАС России, учитывая недобросовестность действий ООО "АГГ ПАУЭР РУС", отсутствие обстоятельств, предусмотренных п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, установленных в качестве основания для отказа во включении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), приходит к выводу о наличии оснований для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
Включить сведения, представленные заказчиком - Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края Хабаровского края об Обществе с ограниченной ответственностью "АГГ ПАУЭР РУС" (ИНН 5032308020), учредителе (генеральном директоре) Общества Михайлик Марине Игоревне (ИНН 231114012782), в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии: |
Л.А. Ильченко
В.И. Новоселов
А.А. Михайлова |
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в трехмесячный срок со дня его принятия.
Исп. Новоселов В.И.
(4212) 30-68-93
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 6 августа 2021 г. N РНП-27-312
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2021