Резолютивная часть решения оглашена 12.08.2021 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Примафарм" (г.Москва) на положения документации электронного аукциона на закупку лекарственных средств (Далтепарин натрия) для нужд ГБУЗ ВО "Областной перинатальный центр" (извещение N 0128200000121005071), в открытом заседании, в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Областной перинатальный центр" Заявитель, надлежащим образом, уведомленный о времени и месте рассмотрения явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-749/2021 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Примафарм" (г.Москва) на положения документации электронного аукциона на закупку лекарственных средств (Далтепарин натрия) для нужд ГБУЗ ВО "Областной перинатальный центр" (извещение N 0128200000121005071).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушением требований части 5 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, статьи 27.1 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", пунктов 2, 5, 6, 7 постановление Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Нарушение п. 2 постановления N 1380 - не предусмотрена поставка лекарственного препарата с указанным МНН в эквивалентной лекарственной форме (раствор для подкожного введения);
Нарушение п. 5 постановления N 1380 - в описании объекта закупки содержится характеристика - "раствор для внутривенного и подкожного введения" - указывающая на конкретного производителя лекарственного препарата - на лекарственный препарат ТН Фрагмин производства Пфайзер МФГ. Бельгия Н.В.;
Нарушение п. 6 постановления N 1380 - в описании объекта закупки отсутствует обоснование необходимости указания характеристик, указывающих па конкретного производителя: в настоящем случае - указания на лекарственную форму "раствор для внутривенного и подкожного введения" (с учетом специфики работы Заказчика и того, что указанный лекарственный препарат применяется внутривенно только при гемодиализе и гемофильтрации);
Нарушение пункта 7 постановления N 1380 - при описании объекта закупки, включенного в Перечень взаимозаменяемых лекарственных препаратов, опубликованных на сайте Минздрава России (ГРЛС) Заказчиком указаны требования, повлекшие за собой несоответствие описанию объекта закупки лекарственного препарата, включенного в одну группу взаимозаменяемости с лекарственным препаратом, соответствующим описанию объекта закупки (для лекарственного препарата МНН Далтепарин натрия, ТН Фрагмин (раствор для внутривенного и подкожного введения), единственного соответствующего описанию объекта закупки, взаимозаменяемым лекарственным препаратом указан лекарственный препарат ТН Дальтеп (раствор для подкожного введения).
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку электронного аукциона, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика пояснил следующее.
Согласно положениями Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об аукционе разрабатывается и утверждается заказчиком самостоятельно, исходя из своей потребности в товарах, работах или услугах. Законом не предусмотрены ограничения по включению в документацию об открытом аукционе как требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, а также требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару. Исходя из анализа положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В целях соблюдения и руководствуясь нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок, в учреждении был создан формуляр (перечень) медикаментов, используемых при оказании медицинской помощи пациентам, включенных в порядки, методические рекомендации, протоколы оказания медицинской помощи по соответствующему профилю акушерского или неонатального (младенческого) состояния. Формуляр содержит количественные и качественные характеристики медикаментов. На основании формуляра осуществляются закупки необходимых медикаментов в установленном формуляром объеме.
Описание предмета закупки осуществлено заказчиком в соответствии с правилами описания объекта закупки, установленными Постановлением Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В описании предмета закупки заказчиком не использовались какие-либо особые характеристики товара.
Руководствуясь требованиями действующего законодательства, потребностью и сведениями из инструкции по применению лекарственного препарата, заказчик установил терапевтически значимые характеристики лекарственного препарата. Все клинико-технические параметры, указанные в техническом задании являются существенными и продиктованы объективными потребностями заказчика, а также влияют на функциональные свойства препарата, а также на его качественные характеристики.
Данные требования обусловлены потребностью медицинской организации в наличии универсального диагностического средства, для оказания своевременной, качественной высокотехнологической медицинской помощи всем группам населения без ограничений, связанных с отягощенным анамнезом.
По мнению заказчика, лекарственные препараты с торговыми наименованиями "Фрагмин" и "Дальтеп" не являются взаимозаменяемыми.
Заказчик вправе закупать те товары, которые ему требуются, и устанавливать требования к характеристикам товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций, при этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
На основании изложенного представитель заказчика считает, что нарушений законодательства при проведении электронного аукциона N 0128200000121001857 со стороны заказчика не допущено и просит признать жалобу необоснованной.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
При описании объекта закупки в рассматриваемой документации заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
В соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В соответствии с правилами описания объекта закупки, указанными в Постановлении Правительства РФ от 15.11.2017 N 1380 "Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчиком были указаны лекарственная форма препарата, дозировка лекарственного препарата, остаточный срок годности лекарственного препарата.
Комиссия полагает, что заказчиком не были установлены какие-либо особые (нестандартные) требования к характеристикам поставляемого товара. Также, по мнению Комиссии, предлагаемое заявителем жалобы лекарственное средство с одним способом введения не является эквивалентным лекарственному препарату с двумя способами введения, указанному в техническом задании аукционной документации.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Комиссия полагает, что доказательств, свидетельствующих о нарушении заказчиком положений статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, о создании одним участникам закупки преимуществ перед другими, заявитель жалобы не представил. Кроме того, на участие в указанном электронном аукционе было подано три заявки и двое их них были допущены к участию в электронном аукционе.
Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия не усматривает в положениях документации электронного аукциона на закупку лекарственных средств (Далтепарин натрия) для нужд ГБУЗ ВО "Областной перинатальный центр" нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Примафарм" (г.Москва) на положения документации электронного аукциона на закупку лекарственных средств (Далтепарин натрия) для нужд ГБУЗ ВО "Областной перинатальный центр" (извещение N 0128200000121005071) необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 12 августа 2021 г. N 033/06/33-749/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2021