Резолютивная часть объявлена 11.08.2021 г. Калининград
Изготовлено в полном объеме 16.08.2021
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
члены Комиссии:
М.В. Мельников - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и Калининградского УФАС России,
Ю.А. Зацепина - заместитель начальника отдела контроля органов власти, закупок и Калининградского УФАС России,
с участием представителей:
заявителя - ООО "АННТОМ Мед": Щеглова А.А. (по доверенности);
заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждение "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград): Тростянецкого А.М., Насыко А.А., Зверева Д.А. (по доверенности),
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи жалобу ООО "АННТОМ Мед" (вх. N 5806 от 04.08.2021) на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждение "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград)" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0335100015621000218) (далее - Аукцион) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 04.08.2021 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании документации о закупке.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
По мнению Заявителя, единственной моделью товара, подходящего под требования позиции 2 технического задания документации об аукционе, является проводник Cruiser производства компании "Биотроника АГ" (РУ: ФСЗ 2008/03172 от 04.09.2013). Считает установление вышеуказанного требования в документации о закупке незаконными.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что все положения документации об аукционе полностью соответствуют требованиям Закона о контрактной системы. Считают доводы жалобы Заявителя необоснованными.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0335100015621000218 и Аукционная документация с приложениями.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 033 000,00 руб.
Согласно статьи 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В силу части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Описание объекта закупки - это фиксация различных характеристик (качественных, технических и т.д.), позволяющая идентифицировать объект закупки. Сведения, обосновывающие закупку, позволяют достичь поставленных целей и удовлетворить потребности заказчика. Удовлетворенность заказчика результатом закупки будет зависеть от обстоятельств, в которых он используется. Такого рода информация дает понятие о том, что необходимо принять во внимание при исполнении контракта, описывает использование результата закупки и требуемые показатели исходя из фактических данных, объясняет, какие обстоятельства имеют значение при ее проведении.
В соответствии с пунктом части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из буквального толкования названных норм следует, что при описании объекта закупки заказчики должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Следовательно, исполнением требований Закона о контрактной системе, должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в документации о закупке.
Данная позиция подтверждается судебной практикой, в том числе, Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 16.10.2019 N Ф09-6388/19 по делу N А50-30399/2018, Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.05.2018 N Ф04-6529/2018 по делу N А45-6700/2017, Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.2020 N Ф08-881/2020 по делу N А32-25222/2019.
Как установлено пунктом 5 раздела 1 "Информационная карта электронного аукциона" документации об аукционе описание объекта закупки указано в разделе 2 "Техническое задание" и разделе 3 "Проект гражданско-правового договора" данной документации.
Позицией 2 раздела 2 "Техническое задание" документации об аукционе установлены, в том числе, следующие технические, функциональные и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара:
N п/п |
Наименование товара |
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам |
Наименование и описание товара (по КТРУ - каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд) (при наличии), код товара по КТРУ (при наличии), а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара (при наличии) |
Кол-во, шт. |
||||||||||||||||||
2 |
Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования |
177900 |
Код товара по КТРУ: 32.50.13.110-00005072 1. Основные параметры, установленные в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (КТРУ): Длинная тонкая стерильная проволока, предназначенная для чрескожного размещения в сердечной сосудистой ситеме (желудочках или коронарных сосудах) для функционирования в качестве проводника для введения, позиционирования и/или обеспечения работы изделий (например, катетера, отведения электрокардиостимулятора); также может использоваться в периферической сосудистой системе. Может изготавливаться из металла (например, нержавеющей стали, Нитинола) или полимера и/или стекломатериалов для обеспечения МРТ-совместимости, иметь или не иметь покрытие; доступны изделия с различными конструкциями дистального кончика. Используется в различных диагностических и интервенционных процедурах и может включать изделия для облегчения манипуляций (например, устройство для вращения проводника). Это изделие для одноразового использования.
2. Дополнительные параметры, не предусмотренные в позиции КТРУ с обоснованием необходимости их использования[1]:
|
250 |
Заявитель дал пояснения, что требованиям позиции N 2 "Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования" раздела 2 "Техническое задание" документации об аукционе соответствует товар единственного производителя, а именно проводник Cruiser производства компании "Биотроника АГ" (РУ: ФСЗ 2008/03172 от 04.09.2013). Также, Заявителем было пояснено, что именно позиция 2 раздела 2 "Техническое задание" документации об аукционе явилась блокирующей для его участия в Аукционе.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика, не отрицая использования при описании объекта закупки по позиции N 2 "Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования" раздела 2 "Техническое задание" документации об аукционе проводник Cruiser производства компании "Биотроника АГ", пояснили, что при формировании требований раздела 2 "Техническое задание" документации об аукционе были указаны характеристики медицинских изделий, которые требуются для обеспечения положительных результатов лечения пациентов при рентгенэндоваскулярных вмешательствах, ангиографии коронарных и периферических сосудов, катетеризации, эмболизации, а именно: описание товаров, предполагаемых к закупке, основывается на данных клинических исследований, апробированной и успешно применяемой в клинической практике заказчика и продиктовано необходимостью учета анатомических особенностей различных категорий пациентов, ограниченностью по времени при проведении хирургических манипуляций.
При этом Заказчик считает, что задачей законодательства о закупках является, прежде всего, выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям заказчика в товаре, необходимом для осуществления его деятельности. Заказчик, установив необходимые ему требования к товару, действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что на участие в Аукционе согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 10.08.2021 N 0335100015621000218 подана единственная заявка - ООО "ОптМедТорг" (идентификационный номер заявки - 110306615). Изучив заявку на участие в Аукционе ООО "ОптМедТорг" Комиссия установила, что участником к поставке предложен товар - проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования Cruiser производства Швейцария, Соединенные Штаты Америки.
Таким образом, исследованные Комиссией материалы и документы, пояснения сторон, а также состав единственной заявки на участие в Аукционе, свидетельствуют о том, что требованиям позиции 2 раздела 2 "Техническое задание" документации об аукционе соответствует товар единственного производителя - проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования Cruiser производства компании "Биотроника АГ". При этом, доказательств того, что на рынке имеются как минимум два производителя товара, который соответствует совокупности всех требований, установленных в разделе 2 "Техническое задание" документации об Аукционе, Заказчиком в заседание Комиссии не представлено.
Одновременно, по позициям 1 и 3-7 раздела 2 "Техническое задание" документации об аукционе сведения о том, что требования указанных позиций соответствуют товару только одного производителя, отсутствуют.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что объединение в предмете закупки товаров, указанных в позициях 1 и 3-7 раздела 2 "Техническое задание" документации об аукционе с товаром конкретной марки конкретного производителя по позиции 2 раздела 2 "Техническое задание" документации об аукционе, противоречит требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
- обращение товаров происходит на самостоятельных товарных рынках, у потенциальных поставщиков может не быть возможности поставить продукцию в совокупности,
- включение в предмет закупки товара по позиции 2 раздела 2 "Техническое задание" документации об аукционе фактически является блокирующей позицией для потенциального участия и влечет за собой ограничение количества участников закупки.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АННТОМ Мед" обоснованной.
2. Признать заказчика - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград) нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград), единой комиссии по осуществлению закупок путем проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок, запросов предложений заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр высоких медицинских технологий" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Калининград), оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер" (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушения Закона о контрактной системе, к административной ответственности.
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова
Члены Комиссии: М.В. Мельников
Ю.А. Зацепина
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 16 августа 2021 г. N 039/06/64-906/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2021