Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" (вх.N 013804) (далее - Заявитель) на действия Управления градостроительства администрации города Кунгура Пермского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки муниципального образования Пермского края (изв. N 0356300111421000001) (далее - Конкурс, Закупка),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), нарушены действиями Организатора совместной закупки.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о контрактной системе, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300111421000001 Управлением градостроительства администрации города Кунгура Пермского края (далее также - Организатор закупки) в интересах четырех заказчиков - Отдела земельно-имущественных отношений и градостроительной деятельности администрации Кишертского муниципального округа Пермского края, Управления земельных и имущественных отношений администрации Сивинского муниципального округа Пермского края, Администрация Александровского муниципального округа, Управления градостроительства администрации города Кунгура Пермского края проводится открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по подготовке проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки муниципального образования Пермского края.
В соответствии с извещением и конкурсной документацией о проведении открытого конкурса в электронной форме:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 23.07.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 26 283 666,67 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 16.08.2021 г.
Заявитель жалобы считает, что организатором закупки неправомерно установлены показатели оценки по нестоимостному критерию "Квалификация участников конкурса", а именно, показателей "Наличие у участника конкурса финансовых ресурсов - размер уставного капитала Участника конкурса" и "Наличие у участника конкурса регистрации (постановки на учет) на территории Пермского края".
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно п. 4, 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать: предусмотренные статьей 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме; критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 (далее также - Правила N 1085).
Согласно п. 8 Правил N 1085, В документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Согласно п. 11 Правил N 1085, Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
В соответствии с п. 27 Правил N 1085, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Из буквального толкования п. 27 Правил N 1085 следует, что приведенный перечень не является исчерпывающим и заказчики вправе самостоятельно формулировать иные показатели оценки заявок, с учетом объекта закупки, а также норм и принципов действующего законодательства о контрактной системе.
В приложении N 1 к конкурсной документации, Заказчиком, Уполномоченным органом установлены критерии оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, порядок их оценки.
В частности, установлен неценовой критерий оценки заявок "Квалификация участников конкурса" (значимость - 40 %), в рамках которого установлены показатели оценки "Наличие у участника конкурса финансовых ресурсов - размер уставного капитала Участника конкурса" (значимость 0,5) и "Наличие у участника конкурса регистрации (постановки на учет) на территории Пермского края" (значимость 0,5).
В рамках показателя "Наличие у участника конкурса финансовых ресурсов - размер уставного капитала Участника конкурс" установлен предмет оценки - размер уставного капитала участника конкурса не менее 5% начальной (максимальной) цены контракта.
Документом, подтверждающим размер уставного капитала, является:
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц или заверенная в нотариальном порядке копия такой выписки, которая получена не ранее чем за 10 дней до даты окончания подачи заявок.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденный размер уставного капитала.
Указанный показатель был установлен Организатором закупки после внесения в конкурсную документацию изменений от 30.07.2021.
Исходя из анализа указанного показателя, Комиссия не находит его нарушающим действующее законодательство о контрактной системе, а также прав и законных интересов Заявителя жалобы.
Комиссия приходит к выводу, что оценка величины уставного капитала участника конкурса отвечает целям оценки финансовой обеспеченности участника конкурса. Минимальный размер уставного капитала в 5 % от НМЦК (т.е. не менее 1 314 184 рублей) также не ограничивает конкуренцию при участии в конкурсе, поскольку установленный размер уставного капитала пропорционален принимаемым на себя обязательствам потенциальным исполнителем по государственному контракту и предоставляет Заказчикам дополнительные гарантии исполнения обязательств по контракту.
Необходимо также отметить, что у потенциальных участников закупки имелось достаточное количество времени (с 30.07.2021 по 16.08.2021 - более 10 рабочих дней), для возможности увеличения собственного уставного капитала, в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами, поскольку срок государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ уполномоченным органом - УФНС, связанные с увеличением уставного капитала, составляет, в соответствии с требованиями ст. 18 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и п. 13 приказа ФНС России от 13.01.2020 N ммв-7-14/12@, не более чем 5 рабочих дней.
Помимо прочего, в силу подп. 3 п. 3 раздела 8 информационной карты конкурсной документации, отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника конкурса, не является основанием для признании заявки на участие в конкурсе не соответствующей требованиям документации о закупке.
Таким образом, в случае отсутствия необходимого размера уставного капитала у потенциального участника конкурса, он не лишается возможности принятия участия в открытом конкурсе и возможности конкурировать с другими участниками закупки, в том числе, в рамках ценового критерия оценки.
В этой связи, в указанной части доводы жалобы являются необоснованными.
Из анализа показателя оценки "Наличие у участника конкурса регистрации (постановки на учет) на территории Пермского края" Комиссией установлено следующее.
В рамках указанного показателя, организатором закупки установлен следующий предмет оценки - наличие у участника конкурса:
- регистрации (постановки на учет) организации на территории Пермского края
или
- регистрации (постановки на учет) обособленного подразделения, в т. ч. филиала/представительства, на территории Пермского края (далее - регистрация).
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие регистрации на территории Пермского края.
Документами, подтверждающими соответствие квалификации участника конкурса являются:
- выписка из единого государственного реестра юридических лиц или заверенная в нотариальном порядке копия такой выписки (далее - выписка ЕГРЮЛ) или копия уведомления о постановке на учет в налоговом органе Пермского края.
Расчет баллов производится следующим образом:
100 баллов - при наличии у участника конкурса регистрации.
0 баллов - при отсутствии у участника конкурса регистрации.
Организатор закупки обосновывает необходимость установления данного показателя оценки тем, что выполнение работ по контракту требует непосредственного присутствия исполнителя по месту выполнения работ, что может быть невозможно в случае территориальной удаленности места нахождения исполнителя от места оказания услуг, а также в случае введения органами исполнительной власти субъектов РФ ограничительных мер, вызванных необходимостью препятствования распространению новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Так, организатор закупки указывает, что согласно п. 3.3. Технического задания Исполнитель осуществляет сбор, систематизацию исходных данных, анализ современного использования, комплексную оценку территории и пр.
В целях выполнения работ в сроки, предусмотренные проектом контракта, Исполнителю работ необходимо осуществлять оперативное взаимодействие c РОИВ и ФОИВ, и иными ведомствами по сбору и систематизации необходимой исходной информации, а также осуществлять сбор информации своими силами на территориях проведения работ.
Так, сбор, систематизация исходных данных на территории муниципального образования (в том числе в государственных и краевых архивах, сторонних организациях, органах технической инвентаризации), комплексная оценка территории (в том числе визуальный осмотр земельных участков при необходимости в целях определения их фактического использования в случае если земельные участки, находящиеся в частной собственности находятся на землях лесного фонда либо селько-хозяйственных угодьях и требуют принятия решения об их включении в границы населенного пункта) занимает минимум 3 месяца, а разработка генерального плана с поэтапным согласованием Заказчиком работ и с заинтересованными органами на территории муниципального образования - 1 месяц.
Согласно п. 3.3. Технического задания предусмотрено сопровождение проекта генерального плана до и во время его утверждения, сопровождение проекта правил землепользования и застройки до и во время его утверждения, содействие Исполнителем работ Заказчику в согласовании проектов генеральных планов и ПЗЗ.
Опыт работ прошлых лет выявил необходимость проведения рабочих встреч Исполнителя работ с Заказчиками в целях оперативного согласования проектных решений, присутствия Исполнителя на заседаниях "Комиссий по вопросам согласования генеральных планов и ПЗЗ" на территориях их выполнения. Также личное присутствие Исполнителя на разрабатываемых территориях необходимо, в связи отсутствием у Заказчиков работ программного обеспечения и технической возможности для детального изучения графической части генеральных планов и ПЗЗ.
Согласно ст. 5.1 Градостроительного кодекса РФ, согласование проектов генеральных планов и ПЗЗ с гражданами, постоянно проживающими на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, проводится путем проведения публичных слушаний/ общественных обсуждений. Согласно п. 3.3. Технического задания Исполнитель оказывает содействие Заказчику в согласовании проектов, путем участия в процедурах согласования, проведения публичных слушаний (общественных обсуждений), подготовке демонстрационных и информационных материалов, необходимых для проведения публичных слушаний и организации процесса согласований и информационного взаимодействия с населением муниципального образования.
Согласно п.3 ст. 28 Градостроительного кодекса РФ "Особенности организации и проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов" общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов городских округов проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
Также принимая во внимание отсутствие возможности в настоящий момент проведения на территории муниципальных образований Пермского края общественных обсуждений по причине отсутствия информационной системы, обеспечивающей проведение общественных обсуждений, необходимо будет в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации проводить публичные слушания в каждом населенным пункте каждого муниципального образования, которых в данных муниципальных образованиях в соответствии с законами Пермского края о преобразовании муниципальных образований имеется 503 населенных пункта. Проведение публичных слушаний по проектам генеральных планов в 4 муниципальных образованиях составит 3 месяца, по проектам правил землепользования и застройки также 3 месяца.
Таким образом, общий срок, в течение которого необходимо присутствие Подрядчика на территории, в отношении которой разрабатывается градостроительная документация (сбор, систематизация исходных данных на территории муниципального образования комплексная оценка территории, поэтапное согласование проектов Генерального плана и Правил землепользования и застройки, проведение публичных слушаний, в т.ч. доработка по их результату) составляет минимум 7 месяцев. При этом, Исполнителю работ необходимо будет сопровождать данную процедуру во всех населенных пунктах МО.
Принимая во внимание Техническое задание, в обязанности Подрядчика входит сбор, систематизация исходных данных на территории муниципального образования, комплексная оценка территории, участие в проведении публичных слушаний, таким образом наличие организации на территории Пермского края и (или) обособленного подразделения, в т. ч. филиала/представительства, на территории Пермского края является преимуществом для органа местного самоуправления и жителей муниципальных образований. Кроме того, расположенные на территории Пермского края организации, имеющие опыт в разработке данных документов, владеют большей информацией о территории муниципальных образований, знают ее экономические, социальные и иные аспекты.
Проанализировав указанные обстоятельства, Комиссия приходит к выводу, что показатель "Наличие у участника конкурса регистрации (постановки на учет) на территории Пермского края (Регистрации (постановки на учет) обособленного подразделения, в т. ч. филиала/представительства, на территории Пермского края" может быть расценен как конкурентное преимущество участника закупки и предоставить Заказчику лучшие условия исполнения контракта, по сравнению с участниками закупки, находящимися удаленно, в иных субъектах РФ. В этой связи, Комиссия приходит к выводу о допустимости использования названного показателя для оценки заявок участников закупки по нестоимостному квалификационному критерию "Квалификация участников закупки".
Кроме того, срок государственной регистрации изменений, вносимых в ЕГРЮЛ уполномоченным органом - УФНС, связанные регистрацией филиалов и представительств юридических лиц, как в случае и с увеличением уставного капитала, составляет, в соответствии с требованиями ст. 18 Закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и п. 13 приказа ФНС России от 13.01.2020 N ммв-7-14/12@, не более чем 5 рабочих дней.
Как указано Организатором закупки, Критерию "Регистрация / нахождение филиала на территории Пермского края: ООО "ТерраПроект", ООО Бэстил, ООО "Пермпромпроект", ООО "Регион", ООО "КДМ", ООО "Консалтинг", АО Институт "Пирс", ООО "ЗГИПК "Регион", ООО "Пермкомзем".
В этой связи, Комиссия приходит к выводу, что установлением указанного показателя, конкуренция между участниками закупки не может ограничена.
Комиссия также отмечает, что несоответствие указанному критерию не является основанием для не допуска участника к участию в открытом конкурсе (в силу подп. 3 п. 3 раздела 8 информационной карты конкурсной документации).
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 19.08.2021 NППИ1, участие в открытом конкурсе приняло 2 участника: ГБУ ПК "Центр технической инвентаризации и кадастровой оценки Пермского края" и АО "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ".
В этой связи, в указанной части доводы жалобы заявителя также признаются Комиссией необоснованными.
Комиссия также отмечает, что Заявителем не представлено доказательств невозможности им изменения собственных уставных документов для целей соответствия установленным Организатором закупки критериям.
Руководствуясь статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Научно-исследовательский институт "Земля и город" (вх.N 013804) на действия Управления градостроительства администрации города Кунгура Пермского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по подготовке проекта генерального плана, проекта правил землепользования и застройки муниципального образования Пермского края (изв. N 0356300111421000001) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 20 августа 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.08.2021