Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
Членов комиссии:
в присутствии:
при участии посредством ВКС:
рассмотрев жалобу ООО "Графтмед",
У С Т А Н О В И Л А:
19.08.2021 года в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Графтмед" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0340200003321008971).
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначено на 25.08.2021 года.
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены требования ст. 34 Закона о контрактной системе при формировании аукционной документации, поскольку, проведя сравнительный анализ требуемого Заказчику товара, установлено, что в двух разных закупках (N 0340200003321008971, N 0340200003321008898) требуется одинаковый товар, следовательно, Заказчик целенаправленно раздробил закупку на две более мелких закупки с целью несоблюдения Постановления Правительства N 620. Просит признать Заказчика нарушившим п. 2 ч. 29 ст. 34 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Заказчик направил письменные пояснения, которые подтвердил при рассмотрении жалобы, указал, что согласно тексту Постановления N 620 при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает 1,5 млн. рублей. Спорная закупка N 0340200003321008971 не превышает 1,5 млн. рублей, следовательно, нарушение Заказчиком Постановления N 620 отсутствует.
Дробление закупок - искусственное разделение одного контракта на несколько более дешевых таким образом, чтобы их можно было заключить без конкурентной процедуры. Вместе с тем, закупки N 0340200003321008971, N 0340200003321008898 осуществлены способом электронного аукциона (конкурентная процедура); контракты заключаются с разными контрагентами, следовательно, признаки дробления контракта отсутствуют.
При этом, при поставке медицинских изделий Заказчик не может запланировать заранее потребность в поставляемом товаре, поскольку больница оказывает, в том числе экстренную неотложную помощь, поэтому при размещении закупок Заказчик руководствовался ч. 5 ст. 68 Закона о контрактной системе.
Кроме того, по результатам проведенного электронного аукциона подано 3 заявки, которые допущены к участию в аукционе. Победителем электронной процедуры признан индивидуальный предприниматель с ценой 141220,35 (снижение составило 30,5%). При этом, объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, в связи с чем поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо.
Считает жалобу необоснованной.
При рассмотрении материалов жалобы представитель Заявителя пояснил, что Закон о контрактной системе не запрещает дробление такой закупки, при этом указывает, что он частично может поставить продукцию, которая требуется Заказчику (шприцы-монометр).
Уполномоченное учреждение письменно пояснило, что в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением проект контракта и техническое задание утверждаются Заказчиком. Уполномоченное учреждение направило ходатайство о рассмотрении материалов жалобы в отсутствие своего представителя.
Заслушав пояснения Заявителя, Заказчика, изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
Довод жалобы, поступившей в Кировское УФАС России по электронной почте 18.08.2021 г. в 18-24 ч., относительно документации закупки N 0340200003321008898, не рассматривается, т.к. заявлен после окончания срока подачи заявок (18.08.2021 г. 09-00 ч.).
Согласно части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанных сроков обжалование действий (бездействия) заказчика осуществляется только в судебном порядке.
Относительно закупки N 0340200003321008971, установлено следующее.
11.08.2021 года на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003321008971 о проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 500 000,00 руб. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги по поставке медицинских изделий 203 195,00 руб. Дата и время окончания подачи заявок - 19.08.2021 г. 09-00 ч.).
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при описании в документации о закупке объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 5 ст. 68 Закона о контрактной системе в случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, электронный аукцион проводится путем снижения начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно пункту 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Во исполнении указанной нормы Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620).
Согласно п. 1 Постановления N 620 при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Частью 2 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинские изделия подразделяются на классы в зависимости от потенциального риска их применения и на виды в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий. Номенклатурная классификация медицинских изделий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н (Приложение N 1 к Приказу), номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) содержит числовое обозначение вида медицинского изделия - идентификационный уникальный номер записи, наименование вида медицинского изделия, описание вида медицинского изделия, содержащее соответствующие классификационные признаки вида медицинского изделия, указываемые в зависимости от назначения медицинского изделия.
Классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, согласно номенклатурной классификации каждый отдельный вид медицинского изделия обладает уникальным идентификационным номером записи в формате шестизначного кода, при этом номенклатурная классификация также содержит классификации видов медицинских изделий по группам и подгруппам, однако Постановлением N 620 однозначно указано, что предметом одного контракта (одного лота) не могут быть медицинские изделия различных видов.
Как указывалось выше, предметом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий:
1. Катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий - 1 шт.
2. Катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий - 1 шт.
3. Катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий - 1 шт.
4. Катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий - 1 шт.
5. Катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий - 1 шт.
6. Катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий - 1 шт.
7. Катетер баллонный для ангиопластики периферических артерий - 1 шт.
8. Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования - 1 шт.
9. Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования - 1 шт.
10. Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования - 1 шт.
11. Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования - 1шт.
12. Шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования - 1 шт.
Начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки составляет 1 500 000,00 рублей, что не превышает допустимые значения НМЦК, установленные Постановлением N 620.
Таким образом, Заказчиком соблюдены требования Закона о контрактной системе и Постановления N 620 при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение N 0340200003321008971), поскольку НМЦК не превышает 1 500 000 руб.
При рассмотрении жалобы Заказчик пояснил, что медицинские изделия закупаются для отделения рентген - хирургии, для которого практически невозможно определить количественную потребность товара, поскольку отделение оказывает экстренную медицинскую помощь. Заказчик может определить перечень необходимых медицинских изделий, а не их количество, в связи с чем Заказчиком было применено положение ч. 5 ст. 68 Закона о контрактной системе. Заказчику нецелесообразно проводить 12 закупок с монолотами, т.е. заключить 12 контрактов, поскольку какие-то позиции Заказчик выберет в полном объеме в течение действия контракта, а какие-то позиции будут выбраны не в полном объеме, поскольку обратиться определенное количество человек за медицинской помощью.
Включенные в Техническое задание электронного аукциона товары направлены на своевременное и полное удовлетворение потребностей Заказчика и связаны с необходимостью оказания медицинской помощи населению, а также необходимостью экономически эффективного расходования денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг и реализации мер, направленных на сокращение издержек Заказчика.
При этом, в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности довода жалобы.
Таким образом, довод Заявителя необоснован.
Доводы жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "Графтмед" на действия Заказчика - КОГБУЗ "Кировская областная клиническая больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (извещение 0340200003321008971).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 25 августа 2021 г. N 043/06/34-721/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.08.2021