Резолютивная часть решения оглашена 19.08.2021
В полном объеме решение изготовлено 24.08.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение Муниципального дошкольного образовательного учреждения "Центр развития ребёнка - детский сад N 158" города Магнитогорска (далее - заказчик) о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "СтройТеплоЭлектроМонтаж" (далее - ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж", Общество, участник закупки), его единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта NРО/158/2021-ЭА от 24.05.2021, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту ограждения (извещение N 0169300000321000913) (далее - аукцион), при дистанционном участии заведующего МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад N 158" г. Магнитогорска Попковой Н.Г., действующего на основании распоряжения Администрации города Магнитогорска от 17.12.2012 N 498-К,
в отсутствие представителей ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж"; направленная в адрес Общества телеграмма вернулась с отметкой "Поданная вами телеграмма не доставлена. квартира закрыта, адресат по извещению за телеграммой не является",
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 12.08.2021 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж", его единоличного исполнительного органа в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 22.04.2021 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 400 534,24 рублей.
Контракт N РО/158/2021-ЭА от 24.05.2021 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 11.08.2021.
Исходя из обращения заказчика, Обществом не исполнены обязательства, предусмотренные контрактом, что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения заказчика, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Исходя из содержания абзаца четвертого пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом о контрактной системе порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.8 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Материалами дела установлено, что по результатам аукциона победителем стало ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж".
Контракт NРО/158/2021-ЭА заключен между заказчиком и ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж" 24.05.2021.
Пунктами 1.1, 1.2 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по ремонту ограждения и сдать результат заказчику, а заказчик принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
Объем и содержание работ определены в локальной смете (Приложение N1 к настоящему контракту), ведомости объемов работ (приложение N2 к настоящему контракту), требованиям к используемым материалам и товарам при выполнении работ (приложение N3 к контракту), эскизным чертежом (приложение N4 к настоящему контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
Согласно пункту 1.4 контракта срок выполнения работ: с даты подписания сторонами контракта по 20.07.2021 г.
Как следует из материалов дела, ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж" в адрес заказчика направлено письмо N 34 от 04.06.2021, в котором указано, что рыночная стоимость металлопроката значительно увеличилась, средняя цена металлопроката составляет 111 611,11 руб./тонна (без НДС); в локальном сметном расчете не учтены расходы на утилизацию строительного мусора, спиленных деревьев и кустарников. В данном документе указано на необходимость рассмотрения заказчиком вопроса об индексации строительных материалов согласно потребительских цен, а также о выдаче талонов на утилизацию строительного мусора.
Заказчиком в адрес ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж" направлена претензия (исх. N 05 от 16.06.2021), в которой указано на факт заключения контракта в мае, когда ситуация на рынке металлопроката была известна; на отсутствие оснований для индексации строительных материалов, а также указано, что все действия, связанные с вывозом строительного мусора, являются обязанностью и расходами подрядчика в рамках заключенного контракта.
Уведомлением от 22.06.2021 о принятии решения об одностороннем отказе от контракта в случае не подписания заказчиком дополнительного соглашения об изменении метода определения и цены контракта ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж" указало на необходимость заключения сторонами по контракту дополнительного соглашения об увеличении цены контракта на 405 238,41 рублей в связи с увеличением отпускных цен на рынке, обратив внимание МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад N 158" г. Магнитогорска на отказ от исполнения контракта подрядчиком с 01.07.2021 в случае не подписания дополнительного соглашения.
По состоянию на 30.06.2021 работы по контракту подрядчиком не выполнены. В связи с чем, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N1 от 30.06.2021).
Указанное решение размещено заказчиком 30.06.2021 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах". Также данный документ направлен ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж" по электронной почте (30.06.2021), заказным письмом с уведомлением на адрес, указанный в контракте (30.06.2021).
По истечении десяти дней с момента надлежащего уведомления (30.07.2021) заказчиком 11.08.2021 в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 3744501658321000016) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком соблюден порядок расторжения контракта в связи с односторонним отказом от исполнения обязательств, предусмотренный Законом о контрактной системе.
Необходимо отметить, что основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта фактически подтверждаются материалами дела (представленными документами и информацией).
Основанием для включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе является совершение исполнителем (стороны по контракту) действий, свидетельствующих о его недобросовестном поведения, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе и гражданского законодательства, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, нарушению обеспечения публичных интересов в правоотношениях, регулируемых законодательством о контрактной системе.
С учетом характера правовых последствий включения юридического лица в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) - юридической ответственности в виде невозможности в течение двух лет участвовать в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлению подлежит субъективная сторона действий подрядчика, предполагающая наличие вины (умысла, неосторожности).
Правовая конструкция части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предполагает право сторон принять решения об одностороннем отказе от исполнения контракта только в соответствии с гражданским законодательством и договором.
Частью 1 статьи 450 ГК РФ установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или договором.
Челябинское УФАС России обращает внимание, что согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
С учетом изложенного, предпринимательские риски, в силу действующего законодательства несет хозяйствующий субъект, принявший решение об участии в закупке и снижении начальной (максимальной) цены контракта.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, юридическое лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта им как лицом, признанным победителем закупки (подрядчиком).
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Антимонопольный орган обращает внимание, что, подавая заявку, участник закупки выразил согласие на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.
ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж" нарушены условия контракта N РО/158/2021-ЭА на выполнение работ от 24.05.2021, подрядчик не приступил к исполнению контракта.
Действия ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж" явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад N 158" г. Магнитогорска в ремонте ограждения не удовлетворена. Обращение ООО "СТЭМ" от 04.06.2021 со ссылкой на повышение цен не может быть принято во внимание, так как изменение цен на строительные материалы фиксировалось с начала года, наиболее активное повышение цен наблюдалось, в том числе в марте-апреле 2021 года. Контракт заключен 24.05.2021, процедура проведения электронного аукциона в части подачи участниками закупки ценовых предложений проходила 05.05.2021. Следовательно, подрядчик осознавал возможные предпринимательские риски, участвуя в электронном аукционе и заключая контракт по рассматриваемой закупке.
Необходимо отметить, что ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж" в материалы дела представлены письменные пояснения, согласно которым Общество посчитало, что контракт расторгнут подрядчиком с 01.07.2021, сослалось на правомерность обращения к заказчику об увеличении цены контракта путем заключении дополнительного соглашения ввиду наличия такого права в силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 августа 2021 года N 1315.
Вместе с тем, указанные доводы Общества не могут быть приняты во внимание антимонопольным органом по следующим основаниям.
Во-первых, по общему правилу, установленному в части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта возможно по соглашению сторон, которое не было достигнуто в рассматриваемом случае.
Во-вторых, в силу подпункта "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 09 августа 2021 года N 1315 ремонт ограждения, являющийся предметом контракта, невозможно отнести к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства. МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад N 158" г. Магнитогорска не относится к заказчикам, определенным приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 09.08.2021 г. N 1315.
В-третьих, ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж" не подтверждено соблюдение процедуры одностороннего отказа подрядчика от исполнения контракта, регламентированной частями 19-22 статьи 95 Закона о контрактной системе. Так, например, в материалы дела Обществом не представлено доказательств направления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
Кроме того, основанием для расторжения контракта послужил тот факт, что заказчик не подписал дополнительное соглашение об изменении метода определения цены контракта. Из части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что основанием одностороннего отказа от исполнения контракта подрядчиком является нарушение условий контракта заказчиком. Согласно пункту 3 статьи 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 статьи 716 ГК РФ, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материалы, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков. Из решения подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не следует, какие нарушения условий контракта допущены заказчиком при исполнении контракта, в том числе не представляется возможным установить, какие меры должен предпринять заказчик при условии, что цена контракта определена по результатам аукциона и ее изменение допускается по соглашению сторон, а не является обязанностью заказчика, что в итоге не позволяет сделать вывод об обоснованности решения, принятого ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж".
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России критически относится к законности и обоснованности принятого подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. В силу части 1 статьи 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: - непригодности или недоброкачественности, предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; - возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; - иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок. Вместе с тем, Общество не уведомляло заказчика о приостановке работ, а доказательства, которые послужили законным основанием для невыполнения работ подрядчиком, не указаны и не представлены на заседание Комиссии Челябинского УФАС России, при этом рост цен на металлопрокат является финансовыми рисками юридического лица, а не объективными причинами неисполнения обязательств по контракту.
Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад N 158" г. Магнитогорска, для ремонта ограждения которого осуществлялась закупка, является социально значимым объектом, требующим повышенной ответственности при осуществлении работ, предусмотренных условиями контракта.
Ограждение МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад N 158" г. Магнитогорска не отремонтировано.
Следовательно, в действиях ООО "СтройТеплоЭлектроМонтаж" содержатся признаки недобросовестного поведения, являющегося основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Муниципальным дошкольным образовательным учреждением "Центр развития ребёнка - детский сад N 158" города Магнитогорска в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СтройТеплоЭлектроМонтаж" (455038, Челябинская обл., г. Магнитогорск, ул. Сталеваров, д. 17, корпус 1, кв. 26, ИНН/КПП 7456013383/745601001), учредителя и директора Общества Зиновьева Александра Григорьевича (ИНН 744610975320), включить в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта NРО/158/2021-ЭА от 24.05.2021, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту ограждения, сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СтройТеплоЭлектроМонтаж" и иных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части настоящего решения, в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 24 августа 2021 г. N 074/06/104-2200/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.08.2021