Резолютивная часть решения оглашена 26.08.2021
В полном объеме решение изготовлено 27.08.2021
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Интра" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протеза верхней конечности в 2021 году для обеспечения инвалида, проживающего на территории Челябинской области (извещение N0269100000121000218), при участии в заседании Комиссии в дистанционном режиме представителей Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заказчик) Гребенниковой Е.В., Бабиной М.С., действующих на основании доверенностей от 12.01.2021 N 6, от 02.08.2021 N 94,
в отсутствие представителей ООО "Интра" (далее - заявитель), надлежащим образом уведомленного о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 19.08.2021 подана жалоба заявителя на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протеза верхней конечности в 2021 году для обеспечения инвалида, проживающего на территории Челябинской области (извещение N0269100000121000218) (далее - конкурс, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении конкурса опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 29.07.2021.
Начальная (максимальная) цена контракта - 6 454 863,33 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам конкурса не заключен.
Доводы жалобы заключаются в следующем.
Заказчиком в рамках нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" установлены ненадлежащие требования к показателям "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ по изготовлению протезов сопоставимого объема и характера".
По мнению заявителя, два показателя, составляющих указанный нестоимостной критерий, являются одним и тем же показателем, поскольку при его расчете используются данные по одним и тем же контрактам, но по разным величинным показателям.
Также, как считает заявитель, требованиями действующего законодательства Российской Федерации не предусмотрено право заказчика ограничивать виды контрактов (договоров), которыми участник закупки может подтвердить успешный опыт выполнения работ по контракту (договору).
В доказательство своих доводов заявителем в жалобе указана ссылка на административную и судебную практику.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее.
Исходя из содержания действующего законодательства Российской Федерации, при установлении порядка рассмотрения и оценки заявок в конкурсную документацию в качестве нестоимостного критерия разрешается включать критерии о квалификации участников закупки и об опыте работы, связанного с предметом контракта.
Заказчиком в рамках нестоимостного критерия "квалификация участников закупки" установлены предельные необходимые максимальные значения показателей: 5 штук - исходя из количества изделий в закупке и 32 274 316,65 рублей - исходя из суммарного объема выполненных работ в закупке.
Таким образом, по мнению заказчика, указанный критерий и показатели (подкритерии) для его оценки полностью соответствуют требованиям Закона о контрактной системе и Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N1085.
Кроме того, действующее законодательство не предусматривает порядок установления рассматриваемых значений, что позволяет заказчику самостоятельно определить их исходя из собственных потребностей.
Установление требования о наличии у участника опыта работ по исполнению государственных контрактов не направлено на ограничение заказчиком количества участников закупки, а распространяется на всех участников закупки и является способом реализации своих потребностей в выборе наиболее квалифицированного и опытного исполнителя работ.
Стремление заказчика определить победителем конкурса более профессионального и конкурентоспособного участника не свидетельствует об ограничении доступа к участию в конкурсе и не может рассматриваться как несоответствие целям правового регулирования.
Представители заказчика отметили, что гражданско-правовые договоры вне рамках контрактной системы не могут дать объективную информацию об опыте подрядчика, и в рамках ограниченного времени рассмотрения заявок единая комиссия не может получить информацию о достоверности таких договоров, так как информацию относительно исполнения государственных контрактов можно проверить в реестре контрактов единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, проверить информацию о достоверности исполнения гражданско-правовых договоров не представляется возможным.
В доказательство своих доводов заказчиком в материалы дела представлена административная и судебная практика.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 27 Правил установлено, что показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 27 (1) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Согласно разделу II конкурсной документации для оценки заявок участников закупки заказчик в конкурсной документации установил следующие критерии:
1. Стоимостной критерий оценки - Цена контракта
Величина значимости критерия - 60 %
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,6
Оценка критерия (баллы) - 100.
2. Нестоимостной критерий оценки: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Величина значимости критерия - 40 %
Коэффициент значимости критерия оценки - 0,40
Применяемые показатели данного критерия:
2.1. Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема
Оценка показателя (баллы) - 100
Коэффициент значимости показателя - 0,4
По данному показателю оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей), исчисляемый в количестве предоставленных протезов верхних конечностей получателям в рамках контрактов за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом количество предоставленных протезов в каждом контракте должно быть не менее 1.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных и муниципальных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения об объеме выполненных работ.
2.2. Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема
Оценка показателя (баллы) - 100
Коэффициент значимости показателя - 0,6
По данному показателю оценивается:
Наличие у участника закупки опыта по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема. Оценивается суммарный объем выполненных работ (а именно выполнение работ по изготовлению протезов верхних конечностей), исчисляемый в рублях по контрактам за последние 3 года, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушения сроков и иных условий контракта по вине участника.
При этом объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, в каждом контракте должен быть не менее 6 454 863,33 рублей.
Сведения о наличии опыта участника подтверждаются копиями государственных и муниципальных контрактов (с актами выполненных работ), заключенных в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ, опубликованных на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, содержащих сведения о стоимости выполненных работ.
Оценив содержание и порядок оценки спорного критерия применительно к статье 54.3 Закона о контрактной системе и пунктам 10, 11 Правил, Комиссия антимонопольного органа пришла к выводу о том, что предусмотренные заказчиком показатели нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" отражают необходимые характеристики, отвечают требованиям объективности и определенности, поэтому не приводят к созданию неконкурентных преимуществ отдельным участникам конкурса.
Наименованием объекта закупки является выполнение работ по изготовлению протеза верхней конечности в 2021 году для обеспечения инвалида, проживающего на территории Челябинской области.
С учетом социальной значимости объекта закупки, исходя из определенных в ней целей, потребностей заказчика, требование о подтверждении наличия опыта участника копиями государственных и муниципальных контрактов (с актами выполненных работ) не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, и не противоречит положениям пунктов 10, 27 Правил. Указанный критерий оценки не создает преимуществ конкретным хозяйствующим субъектам, направлен на выбор победителя закупки, соответствующего потребности заказчика.
Участник закупки, не набравший баллов по данному критерию, имеет возможность набрать большее количество баллов по другому показателю. Отсутствие у участника опыта работы в выполнении государственных заказов не ограничивает право на участие в конкурсе.
Также следует отметить, что установленные в конкурсной документации критерии оценки были выбраны заказчиком исходя из его права на установление критериев, позволяющих определить участника закупки, наиболее удовлетворяющего потребностям заказчика. Действующее законодательство о закупках не содержит норм, непосредственно конкретизирующих содержание критериев, сведений, относящихся к критериям, порядок оценки и сопоставления заявок.
Довод заявителя о том, что "два нестоимостных показателя являются по сути одним и тем же показателем, так как при его расчете используются данные по одним и тем же контрактам, но по разным величинным показателям" несостоятелен, так как участниками закупки к заявкам могут быть приложены различные контракты, одни из которых могут соответствовать по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому по количеству изготовленных протезов, другие - по объему выполненных работ сопоставимого объема и характера, исчисляемому в рублях.
Следует отметить, что на участие в рассматриваемой закупке подано две заявки. Согласно протоколу рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в конкурсе от 20.08.2021 заявки участников закупки признаны конкурсной комиссией соответствующими требованиям документации о закупке.
ООО "Интра" не обеспечило участие своих представителей в заседании Комиссии; каких-либо документов, подтверждающих доводы рассматриваемой жалобы, а также факт ограничения конкуренции, не представило.
Таким образом, заявителем не подтверждено нарушение заказчиком требований пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
С учетом конкретных обстоятельств дела доводы жалобы являются необоснованными.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Интра" на действия заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по изготовлению протеза верхней конечности в 2021 году для обеспечения инвалида, проживающего на территории Челябинской области (извещение N0269100000121000218), необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.Б. Черенкова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 августа 2021 г. N 074/06/105-2271/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.08.2021