Резолютивная часть решения оглашена 26.08.2021.
Решение в полном объеме изготовлено 30.08.2021.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России)
при участии посредством видеоконференц-связи представителей:
- заказчика - областного бюджетного учреждения "Управление градостроительства Липецкой области" - (по доверенности),
- заявителя - ООО "Земля и город" - (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "Земля и город" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по подготовке проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области (реестровый номер 0346500001021000009) (далее - электронный аукцион), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку в соответствии со ст.99 Закона о контрактной системе и на основании приказа Липецкого УФАС России N 502 от 19.08.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Липецкого УФАС России 19.08.2021 поступила жалоба ООО "Земля и город" (далее - заявитель) на положения конкурсной документации при проведении открытого конкурса (заказчик - областное бюджетное учреждение "Управление градостроительства Липецкой области" (далее - заказчик).
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и подана в срок, установленный ст. 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению.
Жалоба и сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru в разделе "жалобы".
Рассмотрение жалобы было назначено на 25.08.2021 в 16:10. Однако, в связи с техническим сбоем видеоконференц-связи, рассмотрение настоящей жалобы было отложено на 26.08.2021 в 11.30.
Представитель заявителя пояснила, что положения конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, поскольку заказчиком неправомерно установлен нестоимостной критерий оценки заявок: "Обеспеченность участника финансовыми ресурсами" где основополагающим является размер уставного капитала участника закупки, ограничивающий количество участников закупки.
Представители заказчика не согласны с жалобой, представили письменные возражения.
Относительно довода жалобы о наличии нарушений Закона о защите конкуренции, Комиссия Липецкого УФАС России полагает необходимым отметить следующее.
Закон о защите конкуренции распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе, с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.
Таким образом, организационные и правовые основы защиты конкуренции регулируются названным выше Законом.
В случае поступления в антимонопольный орган заявлений и материалов, свидетельствующих о признаках нарушения антимонопольного законодательства в действиях каких-либо субъектов, антимонопольный орган может признать нарушения обозначенного законодательства исключительно на основании решения, принятого комиссией по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, в рамках рассмотрения обозначенной жалобы Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области, осуществляющая свои полномочия в рамках норм Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям заказчика на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Конкурсная документация и извещение о проведении открытого конкурса размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru.
Объектом закупки является выполнение работ по подготовке проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 241 690,00 коп.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с пунктом 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
А в соответствии с пунктом 4 Правил, в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил (далее - стоимость жизненного цикла);
предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Таким образом, в соответствии с Правилами, в целях выявления лучших из предложенных условий исполнения контракта при проведении закупки заказчик использует в том числе нестоимостные критерии оценки, к которым, в частности, относится квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов.
При этом, сведения и документы, которые участник закупки может представить для подтверждения своей квалификации, положениями Закона о контрактной системе не регламентированы.
Согласно пункту 10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно п. 11 Правил значимость критериев оценки должна устанавливаться в зависимости от закупаемых товаров, работ, услуг в соответствии с предельными величинами значимости критериев оценки согласно приложению.
Приложением к Правилам оценки установлены следующие предельные величины значимости критериев оценки:
|
Предельные величины значимости критериев оценки |
|
минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) |
максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) |
|
Работы, услуги за исключением отдельных видов работ, услуг |
60 |
40 |
Как установлено Комиссией Липецкого УФАС России, в главе 2 информационной карты, а именно в приложение N 4 конкурсной документации содержится следующие критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе и их величины значимости:
N п/п |
Критерии оценки (показатели) |
Величина значимости критериев оценки (показателей), % |
Стоимостные критерии оценки | ||
1 |
Цена контракта |
60% |
Нестоимостные критерии оценки | ||
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, в том числе: |
40% |
2.1 |
Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами |
Коэффициент значимости - 0,2 |
2.2 |
Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ |
Коэффициент значимости - 0,3 |
2.3 |
Обеспеченность участника закупки финансовыми ресурсами |
Коэффициент значимости - 0,2 |
2.4 |
Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема |
Коэффициент значимости - 0,3 |
Всего: |
100% |
В п. 2.3 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке (приложение N 4 конкурсной документации) содержится следующее требование:
"В рамках показателя рассматривается наличие у участника закупки уставного капитала в размере не менее 70% начальной (максимальной) цены контракта.
Предметом оценки по показателю является размер уставного капитала участника закупки.
В качестве подтверждения обеспеченности участника финансовыми ресурсами участник закупки представляет выписку из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки, которая получена не ранее чем за 10 дней до даты окончания подачи заявок.
Лучшим условием исполнения контракта по показателю является наибольшее значение размера уставного капитала участника закупки.
Количество баллов, присуждаемых по критерию (К2i), определяется по формуле:
К3i = КЗ x 100 x (Кi / Кmax),
где: КЗ - коэффициент значимости показателя (равен 0,20);
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
В случае если информация по показателю не предоставлена или отсутствуют документы, подтверждающие представленные сведения, такому участнику по показателю присваивается оценка 0 баллов.
Баллы присваиваются только за документально подтвержденный размер уставного капитала."
При этом, как установлено Комиссией Липецкого УФАС России и следует из пояснений представителей заказчика, порядок оценки и требования к рассматриваемому показателю нестоимостного критерия определены заказчиком самостоятельно в связи с отсутствием законодательного регулирования (нормирования) вопросов применения показателей обеспеченности участника закупки финансовыми ресурсами. При установлении данного показателя заказчик учитывал особенности государственного заказа, а именно - сроки выполнения и условия оплаты работ, что потребует от исполнителя определенного уровня финансовой обеспеченности.
Вместе с тем, уставный капитал организации является одним из источников собственных финансовых ресурсов организации, необходимых для осуществления хозяйственной деятельности. При этом, его величина отражена в выписке из ЕГРЮЛ. Более того, исходя из требований Правил, положений Закона о контрактной системе не следует, что в качестве наличия у участников закупки финансовых ресурсов не может быть предметом оценки размер уставного капитала участника, который подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Доказательств обратного заявителем не представлено. Как и не представлено доказательств, что установление заказчиком вышеуказанного нестоимостного критерия оценки заявок привело к ограничению количества участников рассматриваемой закупки.
Стоит также отметить, что установленный заказчиком показать обеспеченности участника закупки финансовыми ресурсами не является единственным и наиболее значимым показателем, раскрывающим содержание нестоимостного критерия оценки квалификации участников закупки. Его коэффициент значимости составляет 0.2 от совокупной величины значимости всех установленных показателей.
Помимо рассматриваемого показателя заказчик оценивает также показатели "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами - "0,2", "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" - "0,3", "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" - "0,3".
На основании вышеизложенного жалоба заявителя признается необоснованной.
Руководствуясь ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Земля и город" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по подготовке проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки сельского поселения Бутырский сельсовет Грязинского муниципального района Липецкой области (реестровый номер 0346500001021000009) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 26 августа 2021 г. N 048/06/105-1159/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2021