Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Администрации муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми (далее - Администрация района "Сыктывдинский", заказчик), представленное письмом от 25.08.2021 N 01-18/3677 (вх. N 3761 от 25.08.2021), о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Профит" (далее - ООО "Профит"), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 0307300046821000079_101345 от 25.06.2021 на выполнение подготовительных работ по обустройству временного проезда в местечке Пичипашня с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми от улицы Новая, д. 11 до улицы Любови Шаньгиной, д. 45, заключенного с ООО "Профит" по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона (извещение N 0307300046821000079),
при участии:
- <__.>, представителя ООО "Профит" по доверенности от 30.08.2021;
-<__.>, представителя администрации района "Сыктывдинский" по доверенности от 01.09.2021 N73;
- <__..>, представителя администрации района "Сыктывдинский" по доверенности от 11.01.2021 N 1;
- <__.>, представителя администрации района "Сыктывдинский" по доверенности от 01.09.2021 N 74,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Администрацией района "Сыктывдинский" представлены сведения в отношении ООО "Профит" для рассмотрения вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 0307300046821000079_101345 от 25.06.2021 на выполнение подготовительных работ по обустройству временного проезда в местечке Пичипашня с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми от улицы Новая, д. 11 до улицы Любови Шаньгиной, д. 45, заключенного с ООО "Профит" по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона (извещение N 0307300046821000079) (далее - сведения).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Администрация района "Сыктывдинский", ООО "Профит" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения сведений извещены.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки N 0307300046821000079 явилась Администрация муниципального района "Сыктывдинский", уполномоченным органом, осуществляющим размещение закупки, Управление финансов администрации района "Сыктывдинский".
Объект закупки - "Подготовительные работы по обустройству временного проезда в местечке Пичипашня с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми от улицы Новая, д. 11 до улицы Любови Шаньгиной, д. 45".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 445 628,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджета муниципального района "Сыктывдинский" Республики Коми.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) в редакции N 1 - 24.05.2021, в редакции N 2 - 28.05.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 03.06.2021.
2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов электронного аукциона от 09.06.2021 N 0307300046821000079-3, в соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, между Администрацией района "Сыктывдинский" и победителем закупки - ООО "Профит" (далее - Подрядчик) 25.06.2021 заключен муниципальный контракт N 0307300046821000079_101345 (далее - Контракт, контракт N 0307300046821000079_101345 от 25.06.2021.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Контракта: "Предметом настоящего Контракта является подготовительные работы по обустройству временного проезда в местечке Пичипашня с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми от улицы Новая, д. 11 до улицы Любови Шаньгиной, д. 45 (в рамках мероприятия по обустройству объектами инженерной инфраструктуры и благоустройству площадок, расположенных на сельских территориях, под компактную жилищную застройку)(далее - Объект).
Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя организацию и производство работ в соответствии с Техническим заданием, являющимся приложением N 1 к Контракту, и сметной документацией, графиком производства работ (Приложение N 3 к настоящему Контракту), окончательную сдачу работ Заказчику, а также устранение недостатков и дефектов, выявленных в процессе гарантийной эксплуатации объекта".
Цена Контракта, согласно пункту 2.1 Контракта, составила 2 266 364 (два миллиона двести шестьдесят шесть тысяч триста шестьдесят четыре) рубля 86 коп., НДС не облагается.
В соответствии с пунктами 3.1, 3.2 Контракта: "Срок выполнения работ с предоставлением всей исполнительной технической документации на выполненный объем работ - с даты заключения контракта по 30 июля 2021 года. Датой завершения работ является дата подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ (приложение N4 к Контракту).
Работы выполняются согласно графику производства работ с соблюдением всех технологических процессов. Подрядчик имеет право досрочно выполнить работы и сдать объект Заказчику.
Место выполнения работ: с соответствием со схемой обустройства проезда (приложение N1 к Контракту).
Адрес объекта: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, м. Пичипашня, ул. Новая (от улицы Новая, д. 11 до улицы Любови Шаньгиной, д. 45)".
Согласно пункту 4.1.1 Контракта в числе обязанностей заказчика, помимо иных перечисленных в Контракте обязанностей, является передача к моменту начала работ Подрядчику всей исходно-разрешительной и иной документации, необходимой для производства работ.
Обязанности Подрядчика определены в пункте 4.3 Контракта.
Так, согласно пункту 4.3.1 Контракта Подрядчик обязан: "Приступить к производству работ не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты заключения контракта.
Согласно пункту 4.3.9 Контракта: "Получать и оплачивать за счёт собственных средств ордера, разрешения и согласования на производство земляных работ для надлежащего выполнения работ по Контракту. При необходимости приобретать и оплачивать установку дорожных знаков. Обеспечивать в ходе выполнения работ необходимых противопожарных мероприятий, мероприятий по технике безопасности, охране окружающей среды, зеленых насаждений и земли. Несет все расходы, связанные с получением сертификатов на материалы, оборудование, комплектующие изделия, необходимые для выполнения работ".
В соответствии с пунктом 4.3.12 Контракта: "Немедленно извещать Заказчика и до получения от него указаний приостанавливать работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения работ;
- иных, независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок".
В соответствии с пунктом 5.1 Контракта: "С момента начала работ и до их завершения Подрядчик ведёт производство строительно-монтажных работ в соответствии с СП 48.13330.2019 "Организация строительства", ОДМ 218.6.019-2016 "Рекомендации по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ".
Временные подсоединения коммуникаций на период выполнения работ на строительной площадке в точках подключения осуществляет Подрядчик".
В силу пунктов 10.1 - 10.5 Контракта: "Настоящий Контракт действует с даты его заключения до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств, включая гарантийные обязательства.
Расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством, и в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик и (или) выполненная работа не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) выполненной работе или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии выполненной работы таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика.
Заказчик в праве в одностороннем порядке расторгнуть Контракт в случае:
- нарушения Подрядчиком срока начала выполнения работ, установленного в п.4.3.1 настоящего Контракта;
- нарушения технологического процесса производства работ;
- выполнение Подрядчиком работы (этапа работы) так, что окончание их к сроку, предусмотренному в п. 3.1 настоящего Контракта, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения работы (этапа работы) стало очевидно, что работа не будет выполнена надлежащим образом в установленные Контрактом сроки;
- если отступления в работе от условий Контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми;
- прекращения в период действия Контракта срока действия лицензий, исключения Подрядчика из членов саморегулируемой организации, издания актов государственных органов в рамках действующего законодательства и др., лишающих права Подрядчика на производство работ;
- предоставления Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения Контракта недействительных документов (банковской гарантии, платежного поручения и др.);
- в иных случаях по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации".
3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В частях 12 - 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
4. В ходе рассмотрения Комиссией Коми УФАС России информации и копий документов установлено, что Администрацией района "Сыктывдинский" 30.07.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0307300046821000079_101345 от 25.06.2021 на выполнение подготовительных работ по обустройству временного проезда в местечке Пичипашня с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми от улицы Новая, д. 11 до улицы Любови Шаньгиной, д. 45.
Причиной принятия Администрацией района "Сыктывдинский" такого решения послужило ненадлежащее исполнение Подрядчиком своих обязательств перед Заказчиком, выразившиеся в следующем.
Письмом от 29.06.2021 N 243 ООО "Профит" выдвигало доводы о невыполнении Заказчиком обязанности по передаче всей исходно-разрешительной и иной документации, необходимой для производства работ (п. 4.1.1 Контракта). При этом какая именно документация, по мнению Подрядчика, подлежала передаче в дополнение к представленной в аукционной документации, в письме не указано.
В силу п. 4.3.12 Контракта в обязанности Подрядчика входит получение и оплата за счет собственных средств ордера, разрешения и согласования на производство земляных работ для надлежащего выполнения работ по контракту.
Письмом от 08.07.2021 N 246 ООО "Профит" сообщило об отказе ему 02.07.2021 в согласовании работ на объекте.
При этом, пунктом 4.2.9 Контракта установлена обязанность Подрядчика немедленно извещать Заказчика и до получения от него указаний приостанавливать работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения работ;
- иных, независящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок".
Таким образом, Заказчик не был уведомлен об отказе ООО "Профит" 02.07.2021 в согласовании работ на объекте вплоть до получения от подрядчика претензии от 08.07.2021.
В силу положений гражданского законодательства в сфере подряда, исчерпывающим образом предписывающих действия подрядчика в случае обнаружения в ходе строительства препятствий для выполнения работ, подрядчик обязан был сообщить заказчику о возникновении указанных выше технических препятствий немедленно, но свою обязанность подрядчик не выполнил (ст. 716, 743 Гражданского кодекса РФ).
Незамедлительно при обнаружении возможных неблагоприятных для заказчика последствий подрядчик не информировал заказчика о том, что препятствует завершению работ, не запрашивал необходимые ему для исполнения сведения у заказчика.
В порядке содействия подрядчику, заказчик письмом от 20.07.2021 уведомил о согласовании всеми ресурсоснабжающими организациями проведения работ в рамках исполняемого контракта.
Однако по состоянию на 30.07.2021 подрядчик к выполнению работ фактически не приступил.
В связи с чем, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0307300046821000079_101345 от 25.06.2021.
5. Решение от 30.07.2021 N 270 от исполнения муниципального контракта N 0307300046821000079_101345 от 25.06.2021 Администрацией района "Сыктывдинский" направлено ООО "Профит" 30.07.2021 заказным письмом с простым уведомлением по двум адресам, указанным в контракте, а также в этот же день, то есть 30.07.2021, направлено посредством электронной почты.
03.08.2021 указанное решение размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок, а также в этот же день дополнительно направлено ООО "Профит" по юридическому и почтовому адресу, указанному в контракте, экспресс-доставкой "EMS RUSSIAN POST".
Таким образом, порядок надлежащего уведомления ООО "Профит" об одностороннем отказе Заказчика от исполнения указанного выше контракта, Администрацией района "Сыктывдинский" соблюден.
Согласно письменным пояснениям Администрации района "Сыктывдинский" решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта получено ООО "Профит" 11.08.2021. О получении обществом такого решения Заказчику стало известно в ходе ознакомления 11.08.2021 с отчетом об отслеживании отправления EMS c идентификатором ED177809928RU, ED177809931RU, сформированным официальным сайтом Почта России.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта - 12.08.2021, и, следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта такой контракт считается расторгнутым, а решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступившим в силу.
Вместе с тем если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик (подрядчик, исполнитель) может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Десятый день с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0307300046821000079_101345 от 25.06.2021 выпал на 21.08.2021.
Согласно справочной информации "Производственный календарь на 2021 год" - 21.08.2021, 22.08.2021 являются выходным днями.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, решение Администрации района "Сыктывдинский" от 30.07.2021 N 270 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0307300046821000079_101345 от 25.06.2021 вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 24.08.2021.
6. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исходя из письменных пояснений ООО "Профит", а также доводов представителя ООО "Профит", озвученных на заседании Комиссии Коми УФАС России, следует, что Заказчиком не выполнена обязанность по передаче всей исходно-разрешительной и иной документации, необходимой для производства работ, согласно пункту 4.1.1 Контракта.
О необходимости передачи такой документации Заказчик был уведомлен письмом общества от 29.06.2021 N 243.
В письме от 30.06.2021 N 01-18/2826 Администрацией района "Сыктывдинский" в адрес общества сообщено, что вся исходно-разрешительная документация представлена в полном объеме в аукционной документации (техническое задание, схематическое изображение обустройства временного проезда), а также отмечено, что в соответствии с частью 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ разрешение на строительство не требуется. Обращено внимание, что ордер на производство земляных работ Подрядчик получает самостоятельно в администрации сельского поселения "Выльгорт".
Общество указывает, что в соответствии с пунктом 4.3.9 Контракта Подрядчик обязан получать и оплачивать за счёт собственных средств ордера, разрешения и согласования на производство земляных работ для надлежащего выполнения работ по Контракту.
29.06.2021 администрацией сельского поселения "Выльгорт" на адрес электронной почты ООО "Профит" был направлен перечень документов, необходимых для получения ордера на выполнение земляных работ, с недостоверной информацией о собственниках инженерных коммуникаций, располагающихся на территории производства работ по Контракту, указанных в Листе согласований к разрешению (ордеру) на производство земляных работ.
Обратившись за получением согласования производства земляных работ к ПО "ЮЭС" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада", 02.07.2021 общество получило отказ в таком согласовании по причине отсутствия проектной документации, согласования и разрешения на выполнение работ по размещению дорожной сети в охранной зоне действующих электроустановок, согласно письму ПО "ЮЭС" филиала ПАО "МРСК Северо-Запада от 17.12.2020 N МР2/5-51/102-50-2/9887.
ООО "Профит" отмечено, что на территории производства работ проходит водопровод. Исходя из данных, представленных ОАО "Сыктывкарский Водоканал" и ООО "Источник", указанных в Листе согласований, следует, что глубина залегания водопроводной трубы составляет 2200 мм. от поверхности земли. Согласно СП 22.13330-2011 "Основания зданий и сооружений", данная глубина залегания трубы не позволяет проводить выемку грунта, как указано в сметной документации и техническом задании Контракта, так как возникнет риск ее промерзания в зимний период, что в свою очередь повлечет за собой негативные последствия.
Также отмечено, что при согласовании 01.07.2021 производства работ с филиалом АО "Газпром Газораспределение Сыктывкар" обязательным условием стало не нарушение глубины залегания трубы, что, по мнению общества, без инженерных изысканий и проектной документации сделать невозможно.
Обращено внимание, что 02.07.2021 представитель общества в Прокуратуре Сыктывдинского района, куда также был вызвал представитель Администрации района "Сыктывдинский", давал объяснения о ходе производства работ на объекте, о сложностях в подписании согласований ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, по мнению ООО "Профит", довод Заказчика о недоведении Подрядчиком незамедлительной информации о невозможности исполнения контракта не соответствует действительности.
06.07.2021 Администрацией района "Сыктывдинский" было предложено расторгнуть указанный контракт по соглашению сторон путем подписания Соглашения о расторжении муниципального контракта N 0307300046821000079_101345 от 25.06.2021 без предъявления претензий друг другу.
На что общество заявило отказом и поскольку, по мнению ООО "Профит", причиной неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств по контракту N 0307300046821000079_101345 от 25.06.2021 послужило нарушение Заказчиком условий Контракта (п. 4.1.1 Контракта), выставило Администрации района "Сыктывдинский" претензию о возмещении понесенных расходов, уплаты пени за просрочку исполнения обязательств, а также образовавшуюся неустойку.
После получения от Администрации района "Сыктывдинский" отказа в части удовлетворения требований общества в возмещении понесенных расходов, уплаты пени и неустойки, а также требования о незамедлительном начале исполнения обязательств по контракту, ООО "Профит" 23.07.2021 приняло решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта.
Указанное решение поступило в адрес Администрации района "Сыктывдинский", согласно оттиску штемпеля входящей корреспонденции, 23.07.2021.
В ответ на представленное ООО "Профит" решение, Администрацией района "Сыктывдинский" в письме от 29.07.2021 N 269, в порядке части 22 статьи 95 Закона о контрактной системе, заявлено требование об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, как необоснованно принятое. Отмечено, что администрация, в порядке содействия подрядчику, в письме от 20.07.2021 уведомила общество о согласовании всеми ресурсоснабжающими организациями проведения работ в рамках исполняемого контракта, однако, несмотря на отсутствие каких-либо препятствий общество к выполнению работ так и не приступило.
На заседании Комиссии Коми УФАС России представитель ООО "Профит" пояснил, что каких-либо документов, подтверждающих получение Администрацией района "Сыктывдинский" согласования всеми ресурсоснабжающими организациями проведения работ в рамках исполняемого контракта, заказчиком в адрес общества предоставлено не было.
Также в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России представителями заказчика для обзора была предоставлена копия Листа согласований к разрешению (ордеру) на производство земляных работ, с проставленными печатями и подписями должностных лиц ресурсоснабжающих организаций, датированных 06.07.2021, 08.07.2021, 12.07.2021, подтверждающих факт такого согласования.
Однако Комиссией Коми УФАС России обращено внимание, что такой Лист согласования не содержит Объект, для которого получено такое согласование.
Следовательно, не представляется возможным удостовериться, что такое согласование получено Администрацией района "Сыктывдинский" именно на объект, являющийся предметом муниципального контракта N 0307300046821000079_101345 от 25.06.2021, а именно: подготовительные работ по обустройству временного проезда в местечке Пичипашня с. Выльгорт Сыктывдинского района Республики Коми от улицы Новая, д. 11 до улицы Любови Шаньгиной, д. 45.
Кроме прочего, в материалы обращения ООО "Профит" представлена копия ответа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Коми (далее - Минстрой Республики Коми) от 06.08.2021 на запрос общества от 13.07.2021, из содержания которого следует, что согласно СП 48.13330.2019 "Организация строительства. СНиП 12-01-2004" "исходная разрешительная документация" - комплект исходных данных, необходимый для разработки проектной документации, получение которых регулируют отдельные нормативные акты и положения. К исходной разрешительной документации относятся: разрешение на строительство, акты государственных органов либо органов местного самоуправления на право пользования землей, решение об отводе мест для складирования излишнего грунта и строительного мусора, карьеров для добычи недостающего грунта и другая сходная по смыслу документация. К иной документации, необходимой для производства работ, может относиться предпроектная или проектная документация, если иное не уточнено условиями контракта.
Согласно аукционной документации исходной разрешительной документацией, переданной администрацией района "Сыктывдинский" в адрес ООО "Профит" является, приложенные в составе аукционной документации: техническое задание и схематическое изображение обустройства и временного проезда.
Минстроем Республики Коми сделан вывод о том, что указанной выше документации недостаточно для выполнения предусмотренных муниципальным контрактом N 0307300046821000079_101345 от 25.06.2021 работ.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Коми УФАС России не может прийти к выводу о наличии в действиях ООО "Профит" признаков умышленного недобросовестного поведения при исполнении муниципального контракта N 0307300046821000079_101345 от 25.06.2021.
Из материалов обращения следует факт наличия между Заказчиком и Подрядчиком спора относительно причин, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско - правовой характер и разрешается арбитражными судами в установленном законодательством порядке.
Неустранимые сомнения относительно вины лица трактуются в пользу этого лица. В связи с чем, у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют достаточные основания полагать, что ООО "Профит" допустило виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит применению ответственность в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, принимая во внимание наличие представленных подрядчиком информации и документов, подтверждающих принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, непредоставление со стороны заказчика достаточных доказательств существенного нарушения подрядчиком условий муниципального контракта, Комиссия Коми УФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для включения информации об ООО "Профит" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать Администрации района "Сыктывдинский" во включении информации об ООО "Профит" (место нахождения: 167004, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Домны Каликовой, д. 81, кв. 120; ИНН: 1101167520; директор, учредитель: <__..>, ИНН: 110120050588) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - Администрации района "Сыктывдинский" нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <___>
Члены комиссии <__...>
<__..>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 1 сентября 2021 г. N РНП-11-153
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2021